воскресенье, 19 ноября 2017
ИНКЛЮЗИВНЫЕ КАНИКУЛЫ — Центральноазиатский информационный портал «News Asia»

Народный репортер

Напишите нам

Обзоры / Екатерина ПантелееваRSS

ИНКЛЮЗИВНЫЕ КАНИКУЛЫ

ИНКЛЮЗИВНЫЕ КАНИКУЛЫ

14 июля 2017 17:09    Просмотров: 1426

В инновационном летнем лагере  «Жетиген»  на озере Иссык-Куль завершилась 10-дневная инклюзивная смена, участниками которой стали  150 детей от 8 до 17 лет со всех регионов страны. Из них 30 ребят с ограниченными возможностями здоровья, столько же детей-сирот, а также 20 ребятишек из малообеспеченных семей. В лагере созданы все условия для успешной адаптации детей и выработки у них навыков самостоятельности в быту. Все ребята живут обычной жизнью лагеря. Организатором проекта выступило молодёжное движение «Я люблю Кыргызстан», а его реализация стала возможной благодаря финансовой поддержке Европейского Союза. Корреспондент «АиФ» и другие журналисты побывали с ознакомительной экскурсией в лагере.

Даешь интеграцию!


Инклюзивные каникулы - это совместный отдых обычных и особенных детей, где смываются все стереотипы и страхи. Цель инициативы - создание уникальной площадки для интеграции особенных детей и детей, оставшихся без родительской опеки, в среду сверстников.  Актуальность проблемы инклюзивного отдыха связана, прежде всего, с тем, что число нуждающихся детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в Кыргызстане неуклонно растёт. На данный момент, согласно данным Министерства труда и социального развития,  их число в стране составляет около 28 тыс., что на 16% больше, чем в 2011 году. Отбирали участников смены со всех регионов Кыргызстана. Здесь есть ребята из посёлка Дачи-СУ, оставшиеся без родителей после крушения «Боинга», и те, которые в свои 15 лет сами зарабатывает средства на рынке «Дордой». Ребята из обычных семей приняли сверстников и всегда готовы прийти на помощь.

Знакомство 


В лагерь мы попали после завтрака. Ухоженная территория, всюду указатели и таблички с названиями студий, детские крики и смех, ёлки и красивые корпуса. По футбольному полю бегали мальчишки, гоняли мяч. Мимо журналистов то и дело проходили небольшими группками ребята, и было абсолютно непонятно, кто «особенный», а кто «обычный». Тем временем очередная компания детей направилась в сторону пляжа. Среди них шёл мальчик с ограниченными возможностями здоровья, однако никто из ребят и не думал его сторониться. Он - душа компании и всеобщий любимец. Вожатые отметили, что у него тонкое чувство юмора и дети от него не отходят.

Гульмира УСУБАЛИЕВА, координатор проекта «Инклюзивные каникулы», рассказала, что притеснений в детском коллективе нет.

- Мы взяли 30 детей с ограниченными возможностями здоровья. Диагнозы разные: ДЦП, синдром Дауна, слабое зрение. Есть и дети-сироты, и ребята из малообеспеченных семей. Интеграция идёт хорошо. Ребята принимают друг друга.  Если возникают  ситуации, что ребёнок с ДЦП не может где-то пройти, «обычные» подхватывают его и помогают, - говорит она.

Далее по плану экскурсии  - кабинет психолога. На стенах - множество рисунков и открыток. На полу - мягкие пуфы и изящные стульчики.

Со всех сторон нас окружили отдыхающие, демонстрируя свои творения.

- Здесь занимаются детки в основном с особенностями развития, и с ментальными и двигательными нарушениями, - рассказывает психолог Асель САДЫБАЕВА.  - За то время пока они находятся в лагере, нам удалось снизить уровень эмоционального дискомфорта у детей, сделать так, чтобы они могли коммуницировать с обычными детьми. Я была удивлена тому, насколько «обычные» дети приняли особенных. Между ними не было никаких конфликтов, они помогают друг другу. Это радует!

Тем временем закончившая рисовать девочка тянет мне ладошку. Ну, думаю, «пять» даёт. Протягиваю руку, ребёнок переплетает свои пальцы с моими, притягивает к лицу и… целует! После проводит  ладонью по волосам и улыбается.

- К этим детям нужно просто привыкнуть. Я слышал раньше, что людей с  синдромом Дауна называют «солнечными», думал просто замена других слов. Как оказалось, они действительно солнечные и лучезарные, очень добрые, эмоциональные и открытые. Когда общаешься с ними, сам наполняешься теплом. Послушные ребята, хорошо идут на контакт. Поначалу обычные дети немного сторонились, но со временем привыкли, - продолжил рассказ вожатый Рустам НУРАХУНОВ.

Про тепло Рустам подметил верно - дети действительно излучают позитив и свет. Они ничуть не сторонятся гостей, берут за руку и с удовольствием позируют на камеру. Вожатые отметили, что раскрылись ребята не сразу: первые пару дней шёл процесс адаптации, дети знакомились и «прощупывали» друг друга.  Однако уже через несколько дней, даже самые «тяжёлые» в общении пошли на контакт и смогли выступить на сцене!

Иная жизненная среда


Жизнь в лагере имеет чёткий распорядок с утра и до вечера для всех участников. Для детей установлено время занятий, игр, прогулок, отдыха.Все ребята в лагере заняты в различных кружках: есть студия робототехники, танцев и вокала, даже свой пресс-центр работает. Нам удалось пообщаться с будущими коллегами - Ярославом и Ксенией. Приятно удивило то, что на вопросы об эмоциях в общении с особенными детьми, ребята ответили.

- Они такие же дети, как и мы. Я не считаю их какими-то другими. На агитационной лагерной листовке было написано «равные возможности», поэтому я догадывался, что в лагере будут особенные дети. Да и родители объяснили, что это значит. Мы дружим и помогаем особенным ребятам. Никого не делим на «своих» и «чужих». Многие понимают, что для ребят с ОВ это не просто поездка, а настоящая другая жизнь, -  отметил Ярослав.

Заместитель главы отдела финансов и контрактов представительства ЕС Надин СТЕРКС, сопровождавшая экскурсию, подчеркнула, что потенциал у детишек велик.

- Этот пилотный лагерь показал, что даже в условиях недостатка ресурсов дети с ограниченными возможностями могут принимать участие в образовательных инициативах, которые помогают каждому раскрыть свой потенциал. Мы стремимся к системе образования, при которой никто не останется за бортом. Важно, чтобы дети с ограниченными возможностями здоровья чувствовали поддержку сверстников в учёбе, обучаясь в одном классе или кружке. Что позволит им вносить общественный вклад и принимать участие во всех аспектах жизни! - заключила она.

Хочу пилотом быть!

Пока организаторы и вожатые рассказывали о жизни лагеря и успехах, вокруг нас бегал парнишка с красным самолётом. Он задавал много вопросов и всем улыбался.

- А я Максим!

- Тебе здесь нравится?

- Очень. Я улечу когда-нибудь…

- Хочешь стать лётчиком?

- Вот на нём полечу. (Показывает на красную модель самолёта). - Я пилотом буду!

Вожатая шепнула, что Максим - один из самых трудных детей. В первые дни был агрессивным и замкнутым, абсолютно не шёл на контакт.  Усилиями коллектива, паренёк влился в жизнь лагеря. По словам организаторов, в планах сделать лагерь межсезонным. А пока, первая инклюзивная смена показала, что дети, в отличие от многих взрослых, не делят сверстников на «своих» и «чужих», не идут на поводу у стереотипов, а просто дружат, поддерживая друг друга и помогая. Чему нам, взрослым, стоит у них  поучиться. Число нуждающихся детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в Кыргызстане неуклонно растёт. На данный момент их число в стране составляет около 28 тысяч.

Материал: Аргументы и факты-Кыргызстан, 2017 год, № 28

Я рекомендую 0 + Поделиться Twitter Facebook
Нравится

Самое интересное

Комментарии

Другие обзоры

 Елена Скворцова 

ДЛИННАЯ ЖИЗНЬ В ОДНО МГНОВЕНИЕ

Пётр Чесноков: «Я не терял оптимизма, верил в свои силы и активно занимался спортом. А по большому счету жизнь у меня самая обычная».

 Алина Панчерская 

ЗНАК НЕРАВЕНСТВА

Как живется в Кыргызстане людям с инвалидностью?

О стране

Кыргызстан (Киргизия) — высокогорная страна.

После распада СССР, 31 августа 1991 Кыргызстан объявлен независимым государством. 5 мая 1993 была принята Конституция республики. Кыргызстан занимает площадь 198.5 тысяч км2. Границы Кыргызстана с Казахстаном, Узбекистаном, Таджикистаном и Китаем проходят главным образом по горным хребтам и рекам гор Тянь-Шаня. И именно горы занимают почти три четверти территории Кыргызстана.

Кыргызстан многонациональное, унитарное государство. В административном отношении территория Кыргызстана делится на 7 областей: Баткенская, Жалал-Абадская, Нарынская, Ошская, Талаская, Чуйская, Иссык-Кульская. Каждая область подразделяется на р-ны.
По республике — 40 административных районов, 22 города. Районы делятся на 429 сельских айыл кенеши.

Столица республики — город Бишкек.