четверг, 18 апреля 2024
БУРАНЫ ТЯНЬ-ШАНЯ. Часть 7 — Центральноазиатский информационный портал «News Asia»

Обзоры / Евгений ШмагинRSS

БУРАНЫ ТЯНЬ-ШАНЯ. Часть 7

30 октября 2015 13:51    Просмотров: 11834

С разрешения автора книги Евгения Шмагина «Трусцой по мидовским дорожкам» «АиФ» и News-Asia продолжают публиковать отдельные выдержки из главы «Бураны Тянь-Шаня».

ЗМЕЙ ГОРЫНЫЧ

…С приходом во власть клана Бакиевых резко осложнились условия для продолжения нормальной работы посольства. Мы по-прежнему изо всех сил старались трудиться образцово, во имя дальнейшего развития российско-киргизского взаимодействия. Проводили много политико-дипломатических и культурных мероприятий для всех категорий населения, но новые руководители их, как правило, презрительно игнорировали. Стабильным явлением стали вспыхивавшие тут и там антироссийские демонстрации. На русских начались настоящие гонения. Правда, мне каким-то чудом опять удалось, несмотря на все преграды и препоны, установить личные дружеские связи с большинством из новых командиров Киргизии, и в случае чего мы могли обращаться к ним за помощью и защитой. Сильно повезло, что министром иностранных дел неожиданно, не в тон всей бригаде, назначили на редкость умного, делового, цивилизованного Аликбека Джекшенкулова (после моего отъезда Бакиев его тоже арестует) …
… В сообщениях в Центр я стремился максимально точно и объективно, без малейшей лакировки освещать ход событий и складывающуюся обстановку в республике, бесстрастно докладывать о диких безобразиях старшего и удалых похождениях младшего. Как в своё время с Бакиевым, я возобновил конспиративные встречи с новой оппозицией, которую возглавила Роза Исаковна. Я честно передавал в Москву её видение событий и прогноз развития ситуации. Бакиев - это «ухудшенный Акаев». Всё вернулось на круги своя. Идеалы революции преданы. Её цели и задачи свёрнуты. На глазах у всего народа безнаказанно возрождается, словно трёхглавый Змей Горыныч, старая номенклатурная система. Я был готов не глядя подписаться почти под каждым её словом! Но что особенно примечательно: как тогда, перед первым переворотом, ясновидящая Роза Исаковна опять настойчиво предрекала, что новый общественный подъём - не за горами. Он вскоре сметёт бакиевский клан и освободит республику из плена нынешнего средневековья. Её пророчество - «Конец Бакиева может оказаться даже хуже акаевского!» - сбылось через четыре года…

В ОПАЛЕ

…В последние полгода моего пребывания в Бишкеке отношения с президентом совсем расстроились. Посла России более не сажали, как ещё совсем недавно при Акаеве, на самые почётные места. Бакиев нехотя протягивал мне руку для приветствия, всем своим видом демонстрируя нечто среднее между равнодушием и презрением. Однако с некоторыми из его ближайших соратников у меня по-прежнему продолжали сохраняться добрые, доверительные связи. Я чуть было не упал в обморок, когда один из них как-то шепнул мне на ухо: «Зря Вы, Евгений Алексеевич, так критически воспринимаете Курманбека Салиевича». «Помилуйте, дражайший, да откуда вы взяли? Такие наговоры - полная чушь», - я честно пытался придать своим неубедительным высказываниям максимальную искренность возмущения. «Да полноте, всё мы про Вас знаем», - прозвучало насмешливо в ответ. Из некоторых проверенных источников мне было известно, с каким ярым негодованием Бакиев воспринимает мои встречи с Р.Отунбаевой, которой по старой советской традиции он одним махом навесил ярлык «агента ЦРУ». На каком-то этапе у нас с Розой Исаковной неожиданно выяснилось нечто общее и пикантное: оказывается, за обоими уже подолгу увиваются незаметные «хвосты». Боже мой, кто бы поверил! Посол России - под колпаком спецслужб в государстве - ближайшем союзнике, члене СНГ, ОДКБ и ЕврАзЭС! Но откуда всё-таки известно про моё «критическое» отношение к Бакиеву?

ПРОИСКИ «КРОТА»

Я напрочь отметал даже слабую вероятность того, что в одной из курирующих нас контор в Центре завёлся червяк, сливавший, как у Юлиана Семёнова в «ТАСС уполномочен заявить», мои оценки тем, кому знать их не полагалось. Но некоторые донельзя странные совпадения заставляли крепко задуматься. К примеру, сразу же после отправки одной из моих депеш о бесчинствах, творимых в республике Максимом Бакиевым, президент ни с того ни с сего на одной из ближайших встреч вдруг принялся возбуждённо убеждать меня, какой тихий и спокойный у него ребёнок, как успешно он обучается в Дипакадемии в Москве, как не нарадуются на него родители.

Другой практической возможностью получения Бакиевым «компрометирующей» информации моего изготовления были российские делегации, возобновившие свои поездки в Бишкек после относительной стабилизации обстановки в республике. Ситуация кардинально поменялась и здесь по сравнению с прежними временами. В обход дипломатического этикета посла отныне не всегда стали приглашать на аудиенции для гостей из России. Более того, о пребывании некоторых знаковых персон родного отечества мне случайно становилось известно постфактум от киргизских коллег. Некоторые российские делегации, накачанные, очевидно, хинштейновским видением событий в Бишкеке в определённых кругах в Москве, шарахались от меня как чёрт от ладана…
… В Киргизию, конечно же, периодически наведывались и те, кто прекрасно понимал и объективно оценивал обстановку. К таковым я в первую очередь относил министра обороны России С.Б.Иванова и других руководителей военного ведомства, обаятельного и компетентного министра образования В.М.Филиппова, весьма толкового, налету схватывавшего истину министра промышленности В.Б.Христенко. Зорко смотрел вперёд незатуманенным взором и генеральный секретарь ОДКБ Н.Н.Бордюжа, удивительно талантливый человек, которому каркас занимаемой должности был явно маловат. Общий язык мы без проблем находили с экспертами в сфере экономики и науки, которые разделяли наши опасения относительно развития векторов дальнейшего развития республиканского хозяйства. Верных единомышленников и сподвижников посольство неожиданно приобрело в лице компетентных сотрудников администрации президента России, по различным поводам время от времени посещавших Бишкек. Наша интеллектуальная продукция наконец-то нашла в их лице благодарного и заинтересованного потребителя. Без моральной поддержки всех наших друзей и «сочувствующих» развернуть эффективную работу в те огненные бакиевские годы было бы значительно тяжелее.

НА ПРИЦЕЛЕ

Однажды мои добрые знакомые из кругов, не имевших даже близкого отношения к политике, предупредили о реальной возможности совершения в отношении меня и посольства террористического акта. Верилось в этот абсурд с трудом. Кому я мог так серьёзно перейти дорогу? На российской дипслужбе автомобиль с бронированной защитой и телохранители полагаются только послам в странах с крайне сложной военно-политической обстановкой, число которых всегда можно было пересчитать по пальцам одной руки. Тем не менее на всякий «пожарный» я в течение нескольких месяцев гордо разъезжал - для «устрашения» - в сопровождении одного из щуплых дежурных комендантов. Спустя годы довелось узнать, что младший Бакиев всерьёз носился с идеей физически «ликвидировать» Ф.Кулова. Поэтому сегодня склонен серьёзно полагать, что и нешуточное предостережение в мой адрес могло носить вполне реальный характер. Если мои критические рассказы в Москву о бесчинствах бакиевского правления - в пересказе или каким-то другим образом - попадали на стол Киргиз-баши, в его (сына, братьев) воспалённых мозгах вполне могла зародиться мысль об «устранении» несогласного роспосла. Не исключаю, что в конце концов в Бишкеке всё же приступили к её реализации, хотя и другим, вполне мирным способом.

В начале четвёртого года службы на просторах Тянь-Шаня из Москвы пришла весть о моём скором отзыве. Я без труда расшифровал этот нехитрый знак. В МИД РФ спустя три с небольшим года после назначения убирают, как правило, исключительно тех руководителей загранучреждений, которыми почему-то недовольны или которых надо заменить по тем или иным причинам. Придраться к какому-либо отдельному аспекту работы посольства в Бишкеке было весьма затруднительно. Оно функционировало - с учётом всех факторов - близко к оптимальному КПД. Значит, от меня просто требовалось освободить место. Хотя я так и не нашёл тому каких-либо документальных подтверждений, но и сегодня убеждён, что моё фактически досрочное завершение миссии в Бишкеке было связано с соответствующей просьбой Бакиева, высказанной, очевидно, в доверительной беседе с одним из тех посланцев Москвы, которые в обход всех правил, без информирования посольства вдруг с завидным постоянством стали наведываться сюда, самовольно, подозреваю, присвоив себе статус «подлинного посла России». Президенту не терпелось избавиться от ещё одного свидетеля его превращения в Дракона. В Москве, очевидно, из соображений союзничества решили пойти ему навстречу, подобрав для Бишкека в качестве моего сменщика непрофессионала и не бузотёра.

Продолжение следует...

Я рекомендую 1 + Поделиться
Нравится

Комментарии

Другие обзоры

 Андрей Русаков 

УРОКИ ГЕОГРАФИИ

2020 год стал не только високосным. Он, похоже, стал самым конфликтным на постсоветском пространстве за недавнее время.

 Владимир Банников 

ПОЛИТИКА, СМИ И РУССКИЙ МИР

Негативный образ РФ создают прежде всего сами российские СМИ изнутри, а всевозможные положительные вещи в ее образ привносят в медиапространство те русскоязычные издания, что находятся за рубежом