пятница, 19 апреля 2024
Не телефонный разговор — Центральноазиатский информационный портал «News Asia»

Народный репортер

Напишите нам

Обзоры / Кристина УбайдуллаеваRSS

Не телефонный разговор

Не телефонный разговор

10 апреля 2014 17:50    Просмотров: 7990

В последние годы не раз поднимался вопрос об использовании спецслужбами прослушивающих устройств. Неоднократно из уст политиков и общественных деятелей звучали заявления о том, что чекисты могут «перехватить» любые телефонные переговоры. Но если раньше ГКНБ и операторы связи старались воздерживаться от подтверждения, либо опровержения данной информации, то теперь вопрос об использовании специальных технических средств вынесли на открытое обсуждение.

В Бишкеке состоялся круглый стол на тему «Подходы к обеспечению информационной безопасности», организованный ОФ «Гражданская инициатива интернет-политики». Для участия в мероприятии были приглашены депутаты парламента Кыргызстана, представители министерств и ведомств, операторы связи и правозащитники. Особое внимание в обсуждении было уделено использованию силовиками Системы оперативно-розыскных мероприятий (СОРМ) - специальных технических средств, обеспечивающих прослушивание телефонов и перехват интернет-трафика.

- Информационная безопасность  - основное право человека, и государство должно нам его обеспечивать, - заявила директор ОФ ГИИП Татту МАМБЕТАЛИЕВА.  - Сегодня мы видим, что наше правительство в большей степени концентрируется на таких методологиях, как Система оперативно-розыскных мероприятий. Эта система не гарантирует нашу безопасность, она больше направлена на раскрытие преступлений. В то же время, СОРМ задевает наши основные права, потому что позволяет правоохранительным органам без санкции суда осуществлять доступ к нашей корреспонденции и переговорам. Я бы призвала наше правительство и депутатов рассмотреть другие технологии и методы, которые действительно могли бы обеспечить информационную безопасность.

Депутат Наталья НИКИТЕНКО (фракция «Ата Мекен») отметила, что в плане обеспечения безопасности интересы личности включают как минимум два аспекта: безопасность жизни, в прямом смысле слова,  и информационная безопасность личного пространства:
- Государство, обеспечивая условия для физической безопасности гражданина от терроризма, экстремизма и т.д., не должно нарушать безопасность личного пространства человека. Соблюдать этот баланс достаточно сложно, но именно в этом и заключается одна из основных функций государства по выстраиванию информационной политики.
Никитенко добавила, что СОРМ - это функциональная часть, которую государство использует для обеспечения физической безопасности каждого гражданина, но так как в законодательстве существуют явные пробелы, необходимо уточнить, насколько при этом соблюдается безопасность каждого гражданина и его конституционные права. В качестве примера нардеп напомнила о нелицеприятных фактах, когда личное пространство человека нарушалось, становилось достоянием общественности и использовалось в разных целях, в том числе и в целях политического давления.

В свою очередь, парламентарий Омурбек АБДРАХМАНОВ и вовсе усомнился в целесообразности существования ГКНБ. По его словам, за 80 лет ведомство не поймало ни одного шпиона, за исключением «маленькой женщины» Жыпаргуль Арыковой, а в последние годы оно занято лишь прослушкой тех, кто критикует власть. Также Абдрахманов посетовал на то, что депутаты не могут контролировать использование СОРМ:
- Мы предлагали создать орган, подконтрольный парламенту, который бы занимался вопросами СОРМ, - сообщил депутат. - То есть если бы в ГКНБ захотели кого-то прослушивать, они должны были бы идти в суд и с решением суда обращаться в эту организацию. Тогда бы все фиксировалось, организация отчитывалась бы перед обществом и перед парламентом. Но сейчас каждая силовая структура имеет свое оборудование и может в любое время прослушивать кого угодно.
В заключении своего выступления Абдрахманов изъявил желание расформировать ГКНБ, а здание, где сегодня располагается ведомство, превратить в Дом свободы и использовать как туристический объект.

Вмешательство в личную жизнь граждан - это не единственная проблема использования СОРМ, которой обеспокоилась общественность. Согласно Инструкции о порядке взаимодействия операторов связи с силовыми органами КР, инициированной Министерством транспорта и коммуникаций, провайдеры должны собирать и хранить всю информацию, а также обеспечивать доступ ГКНБ ко всем электронным каналам связи. Кроме того, операторов связи пытаются обязать за свой счет осуществлять приобретение, установку, функционирование и своевременное обновление специальных технических средств. В случае отказа от закупок соответствующего оборудования, компании рискуют лишиться лицензии на предоставление услуг связи.

- Понятно, что у ГКНБ существует задача - борьба с терроризмом и экстремизмом. Но я бы хотела понять, каким образом создание инструкции, согласно которой, частный бизнес обязан помогать ГКНБ собирать, хранить информацию и обеспечивать доступ к персональным данным граждан, усилит национальную безопасность страны? - поинтересовалась правозащитница Динара Ошурахунова. - Нарушаются два конкретных принципа. Во-первых, в Кыргызской Республике гарантируется защита частной собственности. Операторы связи – это бизнес, а не государственный орган, но, тем не менее на них возлагается обязательство по закупке и обслуживанию оборудования, а в случае отказа им грозят отозвать их лицензию на бизнес. Во-вторых, каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, на защиту чести и достоинства, на частную переписку и переговоры и т.д. Есть закон о защите персональных данных, но он не работает. Нет органа, который бы занимался тем, чтобы полученными данными не злоупотребляли, и пока его не будет, наши персональные данные будут оставаться в опасности.

Провайдеры, которых обязали принимать непосредственное участие в снабжении госструктур конфиденциальной информацией, тоже не остались в стороне: их позицию озвучил глава Ассоциации операторов связи Айбек БАКАНОВ. Он отметил, что в бизнес-среде бьют тревогу из-за того, что расходы на приобретение СОРМ очень высоки.
- У нас в стране налоговая среда и так не самая благоприятная. В прошлом году мы выплатили в бюджет 250 миллионов сомов. Возникает резонный вопрос: неужели этих средств недостаточно, чтобы приобрести СОРМ?  Почему операторы должны брать на себя еще и нагрузку по приобретению и ежегодному апгрейду этого оборудования? - поинтересовался Баканов и отметил, что цена «вопроса» - десятки миллионов сомов.

Глава бизнес-ассоциации пояснил, что оборудование для прослушивания голосовых сообщений у операторов сотовой связи частично установлено, а вот так называемой СОРМ-2, предназначенной для перехвата интернет-траффика, в Кыргызстане пока нет, однако операторов принуждают его приобрести. Депутат от фракции «Ар-Намыс» Дастан БЕКЕШЕВ рассказал присутствующим,  что в 2011 году принимал участие в разработке законопроекта по СОРМ, в котором операторов связи не обязывали покупать оборудование. Однако нардепа опередили другие депутаты, среди которых были Курманбек Осмонов и Токон Мамытов. 
- Сами депутаты и их помощники никогда такого рода законопроекты не инициировали и не смогли бы написать его самостоятельно, - полагает Дастан Бекешев. - Очевидно, что этот законопроект писали структуры национальной безопасности. Закон приняли, ГКНБ ведет прослушку, и это довольно известный факт. Ну и пускай прослушивают, потому что их интересуют не все граждане, а лишь те, которые хотят совершить, либо совершили преступление. Самое главное, чтобы информация, которой располагает ГКНБ, не использовалась во вред праву на частную жизнь. К сожалению, сегодня это право не ценится, и в Уголовном кодексе за его нарушение предусмотрен штраф - в 5 тысяч сомов. Это несерьезно.

Особенно долгожданной в ходе обсуждения была реплика сотрудника  Государственного комитета национальной безопасности. Следует отметить, что в силу закрытости ведомства, присутствие его представителей, а уж тем более их готовность отвечать на вопросы, вызвали удивление у других участников круглого стола. Свои разъяснения чекисты начали с финансовой стороны вопроса.
- Нужно понимать, что любое поддержание информационной безопасности на должном уровне в наше время требует, во-первых, немалых финансовых вливаний, во-вторых, соответствующего законодательства и в-третьих – подготовленных специалистов, - отметил представитель ГКНБ Артем ЗАКАРДОНЦЕВ. - Если законодательство мы можем более или менее «подтягивать», то приобретение технических средств - это очень дорогостоящее условие. Мы стремимся как можно лучше обеспечить информационную безопасность, но техника развивается быстрее и требует применения всё новых и новых методов.
На вопрос, насколько эффективна СОРМ, как система борьбы с экстремизмом и терроризмом, официальный представитель ГКНБ Рахат СУЛАЙМАНОВ ответил, что мировая практика показывает очень хорошие результаты.

- Те же Россия, Америка эффективно борются с терроризмом, и там около 80 процентов информации спецслужбы получают именно благодаря таким техническим средствам, - пояснил он. - Надеюсь, с вашей помощью у нас эта работа тоже будет продвигаться вперед.
Силовики отметили, что по закону право проведения оперативно-розыскных мероприятий на сетях связи, кроме ГКНБ, предоставлено еще шести субъектам: Минобороны, МВД, ГСИН, Агентству по контролю наркотиков, Таможенной инспекции и Госслужбе по борьбе с экономическими преступлениями. При этом они подчеркнули, что без санкции суда никто не имеет права прослушивать кого-либо.

Что же касается Министерства транспорта и коммуникаций КР, которое инициировало упомянутую ранее Инструкцию - то ведомство, как оказалось, и само не в восторге от нововведений. Представитель Минтранса Кундуз Эшмукамбетова уточнила, что министерство разработало эту инструкцию после того, как в парламенте были одобрены соответствующие поправки в законодательные акты. 
- Закон был принят и передан нам на исполнение в очень короткие сроки, при этом он не был с нами согласован, - сообщила чиновница. - Министерство транспорта и коммуникаций, читая внесенные в закон изменения, действительно было в ужасе. Мы несколько раз писали официальные письма в правительство о том, что мы не можем это делать. Минтранс - орган, отвечающий за гражданский сектор, но никак не за оперативно-розыскные мероприятия. Большая просьба к парламенту: прежде, чем принимать такие законопроекты, проведите с нами хоть какое-нибудь согласование.

После Министерства транспорта взял слово директор Ассоциации частных радиовещателей Нурлан БАЯМАН, чье выступление, по большому счету, стало завершающим аккордом мероприятия. Он подчеркнул, что СОРМ - это морально устаревшая технология, за какие миллионы она не была бы установлена:
- Ни для кого не секрет, что если человек хочет что-то с кем-то тайно обсудить, он никогда не будет пользоваться открытыми системами связи. Интернетом - возможно, потому что интернет сегодня обеспечивает достаточно высокий уровень защиты. Наглядный пример - банковские системы.  Если бы так уж легко было взламывать шифрованные линии связи, то в мире не существовало бы финансовых систем. Просто банковские аккаунты взламывались бы и брали  деньги друг у друга. Так что не нужно полагать, будто если что-то попало в Интернет, это можно легко получить. Это требует большого напряжения как интеллектуальных, так и других ресурсов. По этой причине то же Агентство национальной безопасности в США, возможно, и собирает колоссальный объем информации, но переработать эту информацию - совершенно другая задача. При всем количестве ресурсов, которым располагают, они не могут ее решить. Поэтому говорить о СОРМ, как о какой-то панацее, неправильно. Это все равно, что ловить муху авианосцами - по затратам совершенно аналогичные пропорции. Даже если позволить прослушивать каждого из нас, то у ГКНБ при наличии полутора тысяч сотрудников не хватит никаких ресурсов проанализировать то, что говорили друг другу пять миллионов человек.

Баяман отметил, что компрометирующие записи в интернете - это не результат работы СОРМ, а плоды оперативно-розыскных мероприятий, слежения за конкретным человеком: - Следят не за симками и телефонами, следят за людьми. Конечно, ГКНБ должен пользоваться современным оборудованием, идти в ногу со временем и с технологическим прогрессом. Но думать, что у нас наступит рай безопасности, если мы поставим СОРМ, - это глубокое заблуждение, - заключил Баяман.
В завершение круглого стола представители гражданского сектора призвали присутствующих депутатов и представителей госорганов принять во внимание все озвученные претензии, предложения и пожелания и совместно доработать соответствующие законодательные акты. Также прозвучал призыв рассматривать проблему информационной безопасности более глобально, нежели просто защиту от терроризма и экстремизма.

Я рекомендую 1 + Поделиться
Нравится

Самое интересное

Комментарии

Другие обзоры

 Белек Сарымсаков 

КОГДА БИШКЕК СМОЖЕТ ДЫШАТЬ?

Как сделать город узнаваемым, удобным и благоприятным для проживания?

 Владимир Банников 

ВЫБИРАЕМ ПОДАРКИ ПРАВИЛЬНО

Расскажу, как я уже не первый год, готовлю подарки для дорогих мне людей.

О стране

Кыргызстан (Киргизия) - высокогорная страна.

После распада СССР, 31 августа 1991 года Кыргызстан объявлен независимым государством. 5 мая 1993 была принята Конституция республики. Кыргызстан занимает площадь 198.5 тысяч км². Границы Кыргызстана с Казахстаном, Узбекистаном, Таджикистаном и Китаем проходят главным образом по горным хребтам и рекам гор Тянь-Шаня. И именно горы занимают почти три четверти территории Кыргызстана.


Кыргызстан - многонациональное, унитарное государство. В административном отношении территория Кыргызстана делится на 7 областей: Баткенская, Джалал-Абадская, Нарынская, Ошская, Таласская, Чуйская и Иссык-Кульская. Каждая область подразделяется на районы. По республике в целом насчитывается 40 административных районов, 22 города. Районы делятся на 429 сельских айыльных кенешей.

Столица республики - город Бишкек.