вторник, 19 марта 2024
В ДУХОВНОСТИ-СИЛА, В ЖИВОПИСИ-ЖИЗНЬ! — Центральноазиатский информационный портал «News Asia»

Народный репортер

Напишите нам

Обзоры / Ассоль МолдокматоваRSS

В ДУХОВНОСТИ-СИЛА, В ЖИВОПИСИ-ЖИЗНЬ!

В ДУХОВНОСТИ-СИЛА, В ЖИВОПИСИ-ЖИЗНЬ!

07 ноября 2019 12:24    Просмотров: 10121

Десять лет назад десять выпускников КГУСТА пригласили меня в мастерскую , где каждый писал мой портрет . Я позировала полтора часа . Видение каждого было интересным , не стандартным , каждый объяснял по-своему . Портрет кисти художника Толгобека Койчуманова врезался  в память . Он поймал взгляд , а это сложнее всего . Сегодня Толгобек один из востребованных художников-постановщиков кинематографа, разительно выделяется  из ряда современников, он - для  меня колоссальная фигура - креативный художник, удивляющий, заставляющий смотреть, думать. Его работы вселяют оптимизм - искусство вечно!

— Толгобек , я видела вашу давнюю фотографию: серьезный юноша  около мольберта с кистью. «Портрет художника в юности». Расскажите, как вы начали рисовать?

— С малых лет тяга к рисованию отличало меня от сверстников . Я мог рисовать часами , днями напролет . Застаивался на природе , словно набираясь сил для будущего . Ручкой, карандашами рисовал вымышленный мир и действительный и потом вся семья, соседи долго рассматривали рисунки , восхищались.

— О чем ваши мысли сегодня ?

— Я должен забыть то, что раньше писал и обрести нового себя и новый  почерк . Заметный. Ищу . Сложно , но глубоко . Важно быть в поисках . Это целый масштабный процесс .

— Помните известное изречение : «Художник должен быть всегда голодным» , согласны ? 

— Отчасти да, когда ты сыт , работы также отображает твое умиротворение , скучно чаще всего  . Изречение правдивое . До идей -да , должен быть  голоден , ведь поиски всегда дают ростки !

— Мастерские художника всегда завалены старыми работами . Это потребность взглянуть на себя вчерашнего ?


— Учителя всегда  учили  , что сохранять старые работы всегда на пользу .  Раньше я рисовал доминанту зеленого , а сейчас , наоборот - желтого и красного , это и есть мироощущение . Десять лет назад, сравнивая работы , как будто это  два разных художника .


—А что вы любили рисовать в детстве?

— Как и все мальчишки любил рисовать в 90- е годы героев боевиков , оружие , а еще рисовал волны Иссык -куля , камни , это словно , меня питало . Я не мог объяснить в детстве , почему я это рисую , но потом многие стали понимать мои взгляды и порывы ,

—Я слышала не раз, как художники с нежностью вспоминают советскую художественную школу, в которой они учились. Нужна ли такая академическая школа рисунка, живописи и скульптуры в Кыргызстане ?

— Художники говорят об умении рисовать в академическом смысле, на мой взгляд, на самом деле понимают, что такое уметь рисовать. И еще учеба у мастера, общение с ним — это настоящая школа для молодого художника. Еще можно ездить по музеям и копировать работы мастеров. Русская академическая школа всегда славилась плацдарменными знаниями , техникой , это и по сей день прочный фундамент, а мы - все таки последователи через своих учителей  . Это данность и для многих художников необходимость . Мастерство приходит позднее , а прочный фундамент должен быть априори  .

— Я знаю, что вашим учителем был художник Усен Омуров , Сапар Торобеков . Как вы стали их учеником?

— После школы  поступил в КГУСТА . Там и встретился со своими учителями -наставниками . Усен Омуров стал куратором. На сегодняшний день ему 70 лет, но его активности , энергии можно только позавидовать . Я благодарен ему за знания . Он учил нас жизни, морали , принципам . Сегодня он продолжает обучать , а это многое значит для новой плеяды художников . Помню, как между парами , в коридорах по привычке  общались между студентами , а он, проходя мимо , говорил : «Не теряйте времени, больше учитесь, читайте ! Пользы больше будет!»  Всегда старался привлечь к духовности  !

— Что бы вы сказали молодым художникам, кроме как «работать и еще раз работать» ?

— Серьезно задуматься над собственным стилем . Со временем , это начинаешь  понимать.  как никогда . Без почерка , ты просто посредственность, а если обрел фирменный почерк , ты — личность !

—Творить в тишине — это хорошо, но художникам нужно общение, тусовки . Вы какой : общительный или замкнутый ?

— Тусовка — невообразимое слово. Художникам необходимо профессиональное, доброжелательное, но критичное общение. Общение на высоком уровне. Когда-то были гильдии, которые держали художников в рамках. Сегодня правила диктует только рынок. Общение я получаю в сфере кинематографии , этим и компенсирую пробелы . Мы с друзьями -коллегами собираемся , общаемся , но в жизни , творчестве в большей степени  я -интроверт, работаю в одиночку , замкнуто . И это наполняет  особой  таинственностью  мое творчество.

— Вы ходите на выставки художников, которые не являются вашими друзьями?

— Ходим , это душевная тяга . Знать персону не обязательно , ведь мы можем быть из разных городов и стран  , тем более техника  и манера у всех разные , а расширение мировоззрения , взглядов всегда влияют на творчество . Российские художники пишут в зеленых оттенках , а мы — кыргызские художники  в более красных

—Когда вы работаете, думаете ли вы о том, как понравиться зрителю, получить приз, сделать удачную выставку, продать?

— Да, надо признаться , что в голове проскальзывает крамольная мысль. Как правило , такие работы с коммерческой задумкой  не продаются , но если ты искренен и без потаенной мысли понравиться  и реализовать , точно можешь позднее осознать и понять , что это востребовано !

— Как появилась идея серии портретов и роликов ?
— Я всегда в поисках креативного и необычного , ведь есть масса творческих ходов , которые могут разнообразить вообще творчество . Снимать процесс написания портрета было новшеством  для Кыргызстана и разительно отличалось от привычной подачи и презентации портрета .

— Думаете ли вы о теме будущей выставки, когда работаете?

— Когда ты продумываешь  комплексно , значит выставка будет выигрышной. Я работаю, заполняю мастерскую, приходит куратор, говорит, что пришла пора для выставки. Смотрим, обсуждаем. Выставка — срез работ, сделанных за какой-то промежуток времени. Обычно я не включаю в выставки свои старые работы. Если смотрю на них, то вижу недостатки, поэтому оставляю старые работы в покое, вот так, лицом с стене.

— На кого вы ориентируетесь в творчестве ?

— В разный период всегда по -разному  .  Врубель  нравится сейчас . Тонкие у него работы. Широкие мазки . Техника нравится .

— Бывает ли у вас мистическое чувство, что кто -то направляет ваше воображение и кисть?

— Бывает , что  во сне приходят темы , вижу картину . Встаю и начинаю рисовать , правда, иногда не получается повторить , тогда спасением для меня является природа  . Природа многое подсказывает .

— Понятно, что Рембрандт — ваш любимый художник. Еще, мне кажется, вам должны быть близки искусство, поэзия и философия Китая.

— Рембрандт делал очень красивые вещи, писал парадные портреты горожан в кружевных воротниках, и дело шло отлично. К счастью, он оставил эту стезю. Рубенс был знаком с работами Рембрандта только того красивого периода и не внес его имя в список великих мастеров. Теперь мы удивляемся, почему. Рембрандт был в прошлом . Сейчас совсем другое измерение , философия  со временем поменялась . Китайские философы близки . Вспоминаю , выражение Лао Цзы, в котором много истины : «В покое очищаются мысли, и ты видишь истинную суть сердца. В праздности дух становится податливым, и ты познаешь истинный исток сердца. В безмятежности помыслы становится глубокими, и ты постигаешь истинную основу сердца. Для того чтобы узреть свое сердце и прикоснуться к подлинному, нет ничего лучше этих трех состояний.» Эта философия сейчас близка мне.

 
— О чем вы мечтаете ?

— Мечтаю провести  персональную выставку в Лувре .

— Что вами руководит в цели остаться в профессии ?

—  Любовь к искусству . Чувство самопознания . Кино помогает . Природа . Лучше природы художника нет .

— Поговорим о природе. Вы часто бываете на пленэрах . Тема экологии оставляет желать лучшего . Как изменить ситуацию ?


— Я родом с Иссык-Куля и часто выезжаю на пленэр . Сердце обливается кровью, когда вижу заваленные пляжи пластиком , отходами . Даже южный берег стал утопать в человеческом неуважении . Нужно поднимать тему идеологии , самосознания . Если направить силы и внимание на воспитание масс , то понятие , что культурный человек никогда не бросит мусор на берегу и на природе, возымеет верх .  Духовность -спасение !

— Вы реализовали свой потенциал и в кинематографе , а где вам интереснее ?

— Кинематограф увлекателен . Я занимаюсь кинопроцессом в качестве художника- постановщика  . Рисую на экране , обдумываю реквизит , целостность  кадра . От гаммы костюмов  до композиции интерьера в  кадре - это и есть отображение основной темы фильма , усиляю зрительно . Получается ...

— На одной из киноцеремоний премий «Ак-Илбирс» вас удостоили номинации «Лучший Художник-постановщик» ...

— За фильм  «Саякбай» . Мне было интересно работать , потому что персонаж сам сильный ! Время не особо давнее , мы почти все помним то время и тщательный подход помог сделать детализацию . Кинорежиссер Эрнест Абдыжапаров -многослойная и глубокая  личность . С ним интересно работать . Награда была особым признанием.

— Какова главная картина вашей деятельности ?

— Она пока не написана . Уверен, это не за горами .

— В чем сила  вашего бытия ?

— В самовыражении , в любимой профессии .

— Чем наполнен день художника ?

— Беру в руки кисть и палитру. Начинаю писать. Бывают и вечерние сессии. В выходные дни я тоже прихожу в мастерскую. Когда отдыхаю — слушаю музыку, читаю. Мастерская. Мысли . Эскизы . Холст . И поиски . Работа , процесс. 

— Как выживают художники ?

— Сложно. Кто как может. Сфера изобразительного искусства почти не интересна государству и правительству . Все заняты «умными городами», но ведь духовность в умных и безопасных городах должна быть на первом плане . Это энергия и «пища», питающая миллионы умов и сердец . Без этого никуда. На деле и в реалиях , художники выживают , даже не существуют . Принимают заказы , работают не по профессии . Это правда жизни и это беда нашей страны . Настанут ли времена , когда настанет расцвет ? Возможно , но веру мы не теряем !

— Если представить ваш самый лучший творческий день, какой он  ?

— Когда получается  картина , отвечающая моим внутренним замыслам ...

—И, напоследок, что бы вы посоветовали людям, которые хотят купить произведения искусства?

— Действительная проверка: хочется ли тебе возвращаться к картине, скульптуре или рисунку, смотреть подолгу, остается ли это навсегда с тобой. Человек должен понять , есть ли в картине то, что хочется расшифровать . Советую обратить  внимание на ощущение , что вы чувствуете .

— Я иду по жизни ...

— Иду по жизни сквозь преграды  с улыбкой и кистью в руках !

— Благодарю вас за искренность !

Я рекомендую 1 + Поделиться
Нравится

Самое интересное

Комментарии

Другие обзоры

 Артём Хегай 

КОМПАС КУЛЬТУРЫ

Дело поэта и писателя продолжают молодые авторы литературных произведений

 Александр Шабалин 

УТЕРЯННОЕ КИНОНАСЛЕДИЕ

Вернёт ли Кыргызстан киноленты отечественных режиссёров?

О стране

Кыргызстан (Киргизия) - высокогорная страна.

После распада СССР, 31 августа 1991 года Кыргызстан объявлен независимым государством. 5 мая 1993 была принята Конституция республики. Кыргызстан занимает площадь 198.5 тысяч км². Границы Кыргызстана с Казахстаном, Узбекистаном, Таджикистаном и Китаем проходят главным образом по горным хребтам и рекам гор Тянь-Шаня. И именно горы занимают почти три четверти территории Кыргызстана.


Кыргызстан - многонациональное, унитарное государство. В административном отношении территория Кыргызстана делится на 7 областей: Баткенская, Джалал-Абадская, Нарынская, Ошская, Таласская, Чуйская и Иссык-Кульская. Каждая область подразделяется на районы. По республике в целом насчитывается 40 административных районов, 22 города. Районы делятся на 429 сельских айыльных кенешей.

Столица республики - город Бишкек.