среда, 24 апреля 2024
Вода есть, а сотрудничество? — Центральноазиатский информационный портал «News Asia»

Народный репортер

Напишите нам

Обзоры / Маргарита ЛазуткинаRSS

Вода есть, а сотрудничество?

Вода есть, а сотрудничество?

27 января 2014 11:15    Просмотров: 11607

Бесспорно, вода - общее достояние, бесценное природное благо. Когда в дело вступает политика, вода становится своеобразным  рычагом воздействия на соседей.  Возникают вопросы: кто же имеет больше прав и привилегий в ее использовании, как делить водные ресурсы, кто кому и сколько должен платить за воду и т.д.?
Бесспорно, вода - общее достояние, бесценное природное благо. Но когда в дело вступает политика, вопрос распределения воды становится своеобразным  рычагом воздействия на соседей.  Возникают споры: кто же имеет больше прав и привилегий в ее использовании, как делить водные ресурсы, кто кому и сколько должен платить за воду и т.д.?

В результате страдают обычные потребители Кыргызстана, Казахстана, Узбекистана, Таджикистана. Как следствие – аварии, отключения электроэнергии, нехватка, либо полное отсутствие воды, засуха и гибель урожая, что, несомненно, вызывает напряженность между странами-соседями.
Попыткой перехода на новые, более продуктивные и конструктивные формы межгосударственного сотрудничества стало заседание Чуй-Таласской комиссии по использованию водохозяйственных сооружений межгосударственного пользования на трансграничных реках Чу и Талас, которое прошло в конце прошлого года в Алматы.

KZ: «Наши соседи лукавят»

Как сообщила казахстанская сторона, Кыргызстан последние два года стабильно недодает воды Казахстану, особенно в вегетационный период – с мая по сентябрь, из-за чего у соседей в Жамбылской области возникают большие проблемы с орошаемостью земель и, как следствие, «горят урожаи». Заявление подкреплялось конкретными цифрами. Так, например, по их данным, в 2012 году по бассейну реки Талас Республика Казахстан вместо положенных по графику 560 млн. м3 фактически получила 519,1 млн. м3, а в 2013 году и того меньше – 493,2 млн. м3 (то есть недобор воды составил 40,9 и 66,8 млн. м3 соответственно). В то время как у Кыргызстана в эти годы вместо 630 млн. м3 по графику наблюдался перебор воды – 777,1 и 765,7 млн. м3 в год, или объем перебора воды составил 147,1 и 135,7 млн. м3. По реке Чу Казахстан почувствовал на себе особенно интенсивный недобор воды, который составил 34-35% от положенного по соглашению объема водозабора.

Тем самым налицо несоблюдение кыргызской стороной условий соглашения, подписанного правительствами РК и КР об использовании водохозяйственных сооружений на реках Чу и Талас еще в 2001 году. Согласно ему, вододеление по бассейну реки Талас должно вестись в соотношении 50% на 50%, по реке Чу 48% - Казахстану, 52% - Кыргызстану. А также нарушаются нормы и принципы международного водного права. Поэтому представители Казахстана призывали к «справедливому распределению воды через гидропосты».

Попеняли соседи и на то, что наша страна, как государство верховья трансграничных рек, не совсем строго соблюдает основные принципы Конвенции ООН по международным водам. По данным исследования лаборатории филиала РГП «Казгидромет» по Жамбылской области, кыргызские реки, перетекающие на территорию Казахстана, содержат в несколько раз превышающие норму: сульфаты, фториды, фенолы, азот нитритный, медь, железо, БПК5, нефтепродукты и т.д. Особые опасения у казахов вызывают реки Чу, Кара-Балта, Талас, Токташ, поскольку в некоторых из них были обнаружены даже радионуклиды. Одной из причин загрязнения воды, казахская сторона видит в разрушении дамбы хвостохранилища Ак-Тюз, произошедшей еще в 60-е годы прошлого века.

KG: «Самим не хватает...»

Жаль, что с нашей стороны не последовало столь же аргументированного и подкрепленного точными цифрами, либо исследованиями ответа ни по объемам подачи воды, ни по экологическому состоянию наших рек.
Представители Департамента водного хозяйства и мелиорации ограничились всего несколькими цифрами: по нашим данным, в среднем Кыргызстан выполнил график подачи воды в РК по каналам на 84-96%, иногда и больше положенного по графику. Недобор воды наблюдался лишь в июне-июле, а вот в декабре даже «перевыполнили план по воде». Причем недополучил воды и сам Кыргызстан - ровно настолько, насколько недобрала казахстанская сторона. Причина тому объективная - маловодность рек в 2013 году. Поэтому, если схожая ситуация сложится и в этом году, то соседняя республика опять ощутит на себе недобор воды.

- В связи с глобальным потеплением в нашей стране активнее тают ледники, и, казалось бы, должно быть больше воды в реках, - пояснил заведующий лабораторией Института ирригации Виталий ШАБЛОВСКИЙ. -  Однако и испаряется её гораздо больше.  Не стоит забывать также о других потерях воды, в реках ее становится меньше.
Что же касается мониторинга качества воды в трансграничных реках, то, по его словам, он проводится. Однако, как пояснили чиновники, Департамент водного хозяйства и мелиорации КР не вправе самостоятельно принимать подобные решения, поскольку у нас в стране водой занимаются сразу несколько ведомств: мониторингом поверхностных вод – Кыргызгидромет, питьевой воды – Департамент профилактики заболеваний и государственного санэпидемнадзора Минздрава КР, эффективностью очистных сооружений и экологией – Госагентство охраны окружающей среды и лесного хозяйства. Мол, Казахстану в этом плане легче, поскольку все эти функции у них с недавних пор объединены в одном ведомстве, которое называется сейчас Министерство охраны окружающей среды и водных ресурсов РК. Единственная представительница от Госагентства охраны окружающей среды и лесного хозяйства КР Асель РАИМКУЛОВА отказалась комментировать ситуацию, заявив, что она не готова к выступлению, однако цифры по содержанию в воде загрязняющих веществ «другие, и показатели ниже казахстанских».

- Для проведения исследований и принятия каких-либо решений необходимо собрать представителей из всех упомянутых структур, а также МИДа, - отметила чиновница.
Зато кыргызской стороной был брошен увесистый камень в огород межгосударственного долевого сотрудничества в области содержания, восстановления и ремонта объектов межгосударственного пользования на реках Чу и Талас – мол, Казахстан недостаточно вкладывает финансовых средств на содержание каналов, а ведь ирригационные системы изнашиваются, отсюда дополнительные потери воды. У Казахстана нашелся ответ и на это замечание в виде готовой презентации о том, как он выполняет условия соглашения. Так, в 2012 году Казахстан затратил на эти цели 65 млн. тенге и ровно столько же в 2013.

К сожалению, большая часть переговоров прошла за закрытыми дверями без СМИ, которые, по словам организаторов, «могут неправильно понять и истолковать информацию». Однако исход переговоров журналистам все же стал известен: сторонами было решено в апреле каждого года, когда будут известны прогнозы по маловодности рек, пересматривать и корректировать планы по объемам распределения водных ресурсов, процентное соотношение вододеления при этом остается прежним, согласно межправительственному соглашению.

Лёд тронулся…

Когда эмоции улеглись, стороны перешли к практическому обсуждению проблем и поиску конструктивных путей выхода из них, что не могло не порадовать. С обеих сторон поступил ряд предложений по усовершенствованию сотрудничества и управления трансграничными водными ресурсами между двумя странами-соседями.
Так, например, Департамент водного хозяйства и мелиорации Минсельхоза КР при поддержке GIZ/TWM разработал и предложил внедрить базу данных, которая включает в себя максимум информации не только по водным ресурсам Кыргызстана и Казахстана (водохранилища, реки, водозаборы, гидропосты – объем, сток, расход и др.), но и по земле и экономике (включая данные о площади орошаемых земель и пашни, урожайности, численности населения и т.д.).
Кыргызстан  продемонстрировал еще одно полезное новшество - автоматизированную систему расчета расхода, стока, водопользования и водораспределения с ведением базы данных в компьютере в режиме реального времени, которая была внедрена по совместному проекту Европейского Союза и ПРООН, и уже активно используется на Чумышском межгосударственном гидроузле и других сооружениях.  

В результате стороны пришли к выводу, что если все презентованные наработки будут внедрены на всех межгосударственных водохозяйственных сооружениях, спорные моменты, наконец разрешатся. Вернее, они попросту не возникнут, поскольку будет исключен «человеческий фактор», а реальные данные о том, кто сколько воды получает, расходует и т.д., будет фиксировать и регулировать беспристрастная техника.

Стороны так же решили регулярно наведываться друг к другу в гости для обмена опытом и специалистами.
Кстати, по проекту ПРООН и ЕЭК ООН «Содействие трансграничному сотрудничеству и интегрированному управлению водными ресурсами бассейнов р. Чу и Талас » готовы помочь обеим странам в более глубоком исследовании и анализе проблем (оценка состояния водных экосистем, запасов водных ресурсов, водохозяйственной инфраструктуры и пр.). А также в укреплении сотрудничества, особенно в экологическом и правовом аспектах. Глобальный экологический фонд готов  выделить средства на эти цели.

Вопрос рационального использования воды стоит очень остро.

Абдыбай ДЖАЙЛООБАЕВ, первый заместитель генерального директора Департамента водного хозяйства и мелиорации КР:
- Со стороны Кыргызстана нет проблем ни с количеством, ни с качеством воды, нас все устраивает. Эти вопросы поднимает казахская сторона. Что касается распределения водных ресурсов, то по реке Талас – это 50% на 50%, Кировское водохранилище на 79% работает на Казахстан и всего на 21% - на Кыргызскую Республику, и только по реке Чу - 58% забирает себе Кыргызстан и 42% - Казахстан, и то, исходя из наличия орошаемых земель. Основные претензии с казахской стороны прозвучали по реке Чу из-за хвостохранилищ, но эти проблемы надуманы. Здоровью людей ничего не угрожает. За надлежащим состоянием хвостохранилищ следит МЧС КР. Вообще вопросы качества воды – предмет отдельных соглашений, которые следует обсуждать не с нами, а с Госагентством охраны окружающей среды. Парадокс: в Кыргызстане, богатом на воду, есть ограничения по воде в Чуйской, Таласской областях. Выход из этой ситуации мы видим в экономии воды и более рациональном ее использовании.

Амирхан КЕНШИМОВ, заместитель директора исполнительной дирекции МФСА в РК:

– По вопросам о воде всегда возникают споры. Но кыргызская сторона лукавит, что так же недополучает воду. Кыргызстан обеспечивает себя водой более чем на 100%, все цифры известны. Еще один спорный момент: Кыргызстан показал, что в 2014 году Казахстану необходимо затратить на капитальный ремонт и восстановление сооружений 120 млн. тенге, однако Кыргызстан показывает только те расходы, которые должен вложить Казахстан, но не дает информацию о том, сколько же вложит средств на эти цели он сам. Вообще, к сожалению, вопросы качества воды ушли сейчас на задний план, речь идет больше о количестве, хотя это неправильно. Здесь играет роль человеческий фактор: штаты в госорганах урезаны до 30%. Судите сами: в советское время вопросами водных ресурсов занимались порядка 200 человек, в 90-е годы число сотрудников ведомства сократили до 90 человек, а сейчас в Комитете по водным ресурсам РК работает всего 34 человека. Нет нормативов, не определены конкретные лица, которые должны обеспечивать выполнение законов. Такая неразбериха возникла потому, что комитет передают от одного ведомства к другому – то к Минсельхозу, то к Министерству природных ресурсов и т.д.

Из Национального доклада о состоянии окружающей среды Кыргызской Республики за 2006-2011 годы»: «Кыргызстан использует 20-25 % от имеющихся водных запасов. Остальной сток поступает на территорию соседних государств: Казахстан, Китай, Таджикистан, Узбекистан. Значительная часть водных ресурсов в республике (более 90 %) идет на сельскохозяйственное водопотребление. При этом, 80-85 % воды используется в вегетационный период...»

Я рекомендую 1 + Поделиться
Нравится

Самое интересное

Комментарии

Другие обзоры

 Владимир Банников 

БИОЛОГИЧЕСКОЕ ОРУЖИЕ В СТРАНАХ ЦА

США планируют разместить биолаборатории, вывезенные с Украины, в Казахстане.

 Елена Короткова 

ПОЛЕТ «БАЙРАКТАРОВ»

Как Кыргызстан готовится защищать свои границы?

О стране

Кыргызстан (Киргизия) - высокогорная страна.

После распада СССР, 31 августа 1991 года Кыргызстан объявлен независимым государством. 5 мая 1993 была принята Конституция республики. Кыргызстан занимает площадь 198.5 тысяч км². Границы Кыргызстана с Казахстаном, Узбекистаном, Таджикистаном и Китаем проходят главным образом по горным хребтам и рекам гор Тянь-Шаня. И именно горы занимают почти три четверти территории Кыргызстана.


Кыргызстан - многонациональное, унитарное государство. В административном отношении территория Кыргызстана делится на 7 областей: Баткенская, Джалал-Абадская, Нарынская, Ошская, Таласская, Чуйская и Иссык-Кульская. Каждая область подразделяется на районы. По республике в целом насчитывается 40 административных районов, 22 города. Районы делятся на 429 сельских айыльных кенешей.

Столица республики - город Бишкек.