четверг, 28 марта 2024
КРИТИЧЕСКАЯ ТОЧКА — Центральноазиатский информационный портал «News Asia»

Народный репортер

Напишите нам

Обзоры / Алина ПанчерскаяRSS

КРИТИЧЕСКАЯ ТОЧКА

КРИТИЧЕСКАЯ ТОЧКА

30 января 2017 09:26    Просмотров: 2844

Это дело рук алчных бизнесменов, недостаточного контроля государства или «нечистая рука» чиновников? Судя по всему, все эти факторы действуют вкупе.

Доступность лекарственных средств - больная тема для Кыргызстана. Начиная с простых препаратов вроде активированного угля и мукалтина, стоимость которых, в зависимости от месторасположения аптек, может варьироваться от 6 до 15 сомов, и заканчивая медикаментами, относящимися к категории жизненно важных, цены на которые у нас не то что завышенные, а в полном смысле слова заоблачные.  Они, естественно, для большинства граждан просто недоступны. К таковым относятся лекарства для лечения ВИЧ, туберкулёза, онкологических и других тяжёлых заболеваний, без которых больным не обойтись. К примеру, цена на тот же инсулин (препарат, необходимый для жизнеобеспечения страдающих диабетом, прим. авт.) в Кыргызстане в пять раз выше, чем в соседних государствах. От безвыходности многие вынуждены приобретать жизненно важные лекарства в России и Казахстане, где цены на порядок ниже. Кто греет руки на «больной проблеме» и почему от этого вынуждены страдать граждане с тяжёлыми заболеваниями, дети и пенсионеры - выясняла корреспондент «АиФ-Кыргызстан».

Цена вопроса

Ситуацию, царящую на фармарынке Кыргызстана, хорошо описал на недавней конференции по вопросу доступности лекарственных средств депутат Жогорку Кенеша и член комитета по социальным вопросам Алмазбек ТОКТОРОВ.
 - Доступность бывает физическая и ценовая. Физическую доступность медицинских препаратов мы обеспечили - медикаменты можно приобрести в самых отдаленных айылах. С ценовой доступностью ситуация несколько хуже, - отметил нардеп.

Можно ли охарактеризовать как «несколько хуже» факт того, что владельцы аптек продают лекарства с трёхкратной, а порой и пятикратной наценкой - вопрос довольно спорный. Проблема в том, что в настоящий момент в Кыргызстане нет механизма прямого государственного регулирования цен на лекарства. В Департаменте лекарственного обеспечения подтверждают: все фармацевтические организации республики, осуществляющие оптовую и розничную реализацию лекарств, имеют частную форму собственности и сами устанавливают цены.
Таким образом, возникает ситуация, что лекарства для лечения тяжёлых заболеваний, например, таких как ВИЧ и туберкулёз, становятся просто-напросто недоступны для больных.
- Действия фармкампаний и государства совершаются ради дикого капитализма. Пора бы уже играть по правилам нормальной конкуренции. Государство должно увеличивать участие в ценорегулировании лекарственных средств. Жизненно важные лекарственные средства государство должно закупать само, - комментирует ситуацию председатель общественного совета при Минздраве Айбар СУЛТАНГАЗИЕВ.
Однако, как показывает практика, на государство полагаться тоже не приходится. По словам Султангазиева, ещё на стадии государственной закупки лекарственных средств стоимость завышается в 4-5 раз. А если ещё ко всему прочему добавить многочисленные «откаты», которые владельцы аптек вынуждены каждый раз отчислять вышестоящем правительственным инстанциям.  Яркое тому доказательство - «деятельность» бывшего главы Департамента лекарственного обеспечения Рустама Курманова, к концу прошлого года на которого было возбуждено 10 уголовных дел по факту коррупции. В итоге конечная стоимость медицинских препаратов и вправду выходит кругленькая. Бизнесмены, конечно же, не будут работать себе в убыток и позаботятся о том, чтобы продажа лекарств оказалась рентабельной, ведь тем, кто болен, деваться некуда и выбирать не приходится…

Это ещё цветочки…

Итак, мы знаем ГДЕ покупать лекарства (в любой аптеке, которая на каждом углу), мы знаем по какой цене их покупать (что, мягко говоря, огорчает), но не совсем уверены, вызовет ли купленный препарат должный эффект, ведь, не смотря на немыслимую цену, многие лекарства, продающиеся в Кыргызстане - не соответствуют должному качеству.
 - Зачастую, у нас завозятся лекарственные препараты, которые поступают на прилавки уже с наполовину истекшим сроком годности. Их дёшево покупают и дорого здесь продают, - говорит доктор медицинских наук Доктурбек АДАМБЕКОВ.
Но как вообще правительство допускает к продаже лекарственные средства с небольшим, а порой и истёкшим сроком годности? Оказывается, легко и просто. По заявлению депутата парламента Айсулуу МАМАШОВОЙ, только около 30% лекарств проходят лабораторные исследования на качество.

 - Лекарственные средства перед поступлением в продажу должны проходить лабораторные исследования для осуществления контроля эффективности. Эти две функции даны Департаменту лекарственного обеспечения, то есть один и тот же орган должен проводить регистрацию и сам же себя контролировать. Тут возникает прямой конфликт интересов и в таком положении, соответственно, говорить о качестве не приходится. Учитывая то, что последний руководитель Департамента лекарственного обеспечения занимал эту должность на протяжении десяти лет (речь идёт о Рустаме Курманове, находящемся в данный момент под следствием - прим. авт.), то полагать, что он сам себя контролировал, конечно же, глупо. Как он будет сам себя наказывать, когда сам же и давал на это разрешение? - сообщает нардеп.
Как обычно, рыба гниёт с головы, но действительно ли смена главы Департамента лекарственного обеспечения обеспечит жителей Кыргызстана качественными медикаментами? И где гарантия, что на «тёпленькое местечко» не сядет очередной родственник или преемник? Кажется, люди уже перестали верить в сказки…

Луч света в тёмном царстве

Глядя на весь этот «аптечный ад» и кладезь неразрешённых проблем, кажется, что время, когда лекарственные средства станут доступными нам ещё ждать и ждать. Но найдётся ли время у тех, чья жизнь как раз таки зависит от своевременного принятия лекарства? По недавнему заявлению министра здравоохранения Талантбека БАТЫРАЛИЕВА, работа над сдерживанием цен на медикаменты ведётся усиленно.
 - Мы планируем запустить систему электронной регистрации оптовой стоимости импортируемых лекарственных средств и изделий медицинского назначения при их ввозе в республику. Аптечные учреждения будут реализовывать препараты по розничным ценам, добавляя максимум 20 процентов к зарегистрированной стоимости. Узнать, не обманывают ли фармацевты, можно будет с помощью интернет-сайта, на котором разместят названия препаратов и их оптовые цены. В случае завышения размеров розничной наценки к юридическим и физическим лицам будут приниматься меры ответственности в соответствии с законодательством КР, - сообщает минздрав.
Также министерство рассчитывает на снижение цен в связи с вступлением Кыргызстана в ЕАЭС.
 - Законодательство стран, вошедших в единое экономическое пространство, будет приведено под один знаменатель. Рынок становится открытым для всех жителей стран, вошедших в союз, а значит, цены должны снизиться, - добавляет Алмазбек Токторов.
А по мнению эксперта отдела социального развития Анары Ешходжаевой, в решении вопроса ценообразования лекарственных средств должны принимать участие не только правительство, но и само население, «повышая ответственность за своё здоровье, не занимаясь самолечением и не покупая лекарств, которые им не нужны».
Как скоро будут выполнены обещания и цены на лекарства достигнут предела досягаемости нуждающихся, остаётся только догадываться.

Аргументы и факты-Кыргызстан, 2017 год

Я рекомендую 1 + Поделиться
Нравится

Самое интересное

Комментарии

Другие обзоры

 Екатерина Пантелеева 

НЕ ПОТЕРЯТЬ,А ПРИОБРЕСТИ

В Бишкеке обсудили проблемы и перспективы паллиативной помощи

 Екатерина Пантелеева 

НЕ НАВРЕДИТЬ «ПЕРЕДАЧКОЙ»

Как питание помогает в исцелении?

О стране

Кыргызстан (Киргизия) - высокогорная страна.

После распада СССР, 31 августа 1991 года Кыргызстан объявлен независимым государством. 5 мая 1993 была принята Конституция республики. Кыргызстан занимает площадь 198.5 тысяч км². Границы Кыргызстана с Казахстаном, Узбекистаном, Таджикистаном и Китаем проходят главным образом по горным хребтам и рекам гор Тянь-Шаня. И именно горы занимают почти три четверти территории Кыргызстана.


Кыргызстан - многонациональное, унитарное государство. В административном отношении территория Кыргызстана делится на 7 областей: Баткенская, Джалал-Абадская, Нарынская, Ошская, Таласская, Чуйская и Иссык-Кульская. Каждая область подразделяется на районы. По республике в целом насчитывается 40 административных районов, 22 города. Районы делятся на 429 сельских айыльных кенешей.

Столица республики - город Бишкек.