пятница, 06 декабря 2019
Почему Киргизия и Таджикистан не поддерживают своего союзника в ООН?

Народный репортер

Напишите нам

Кыргызстан / ПолитикаRSS

Почему Киргизия и Таджикистан не поддерживают своего союзника в ООН?

Почему Киргизия и Таджикистан не поддерживают своего союзника в ООН?

18 ноября 2016 17:49    Просмотров: 8514

Елена Короткова, © News-Asia

В минувшую среду, 16 ноября, Третий комитет Генеральной ассамблеи ООН большинством голосов принял резолюцию по Крыму, в которой говорится, что права населения полуострова ущемляются – благодаря России. Голосование, инициированное по документу, представленному Украиной, оказалось любопытным: 23 государства выступили против резолюции, 73 – за неё, а ещё 76 государств воздержались от выбора в ту или иную сторону. В числе не поддержавших ни ту, ни другую сторону, оказались и союзники России по ШОС, ЕАЭС, ОДКБ и СНГ – Киргизия и Таджикистан.

Несмотря на то, что Украине грозит вылет из ООН за долги по членским взносам в почти 3 млн долларов, резолюция всё же была принята к вниманию объединением. Суть документа - осуждение «ущемления прав человека, дискриминационные меры и практика в отношении жителей Крыма», в том числе «крымских татар, а также украинцев и лиц, принадлежащих к другим этническим и религиозным группам». Власти России призываются к тому, чтобы «принять все необходимые меры с тем, чтобы незамедлительно положить конец всем ущемлениям прав человека в отношении жителей Крыма» и «обеспечить надлежащий и беспрепятственный доступ международных миссий по наблюдению за положением в области прав человека» на полуостров. Так же согласно резолюции, Верховный суд России должен отменить решение о признании экстремистской общественной организации «Меджлис крымско-татарского народа». Процесс голосования в очередной раз продемонстрировал геополитическое разделение современного мира. «За» документ проголосовали 73 страны - США, Великобритания, Канада, Турция и государства Евросоюза, их политические единомышленники, а так же Латвия, Грузия и Эстония. Отказались от признания нарушения прав человека в Крыму Китай, Беларусь, Армения, Сирия, Индия, Иран, ЮАР, Южная Корея, Ангола, Камбоджа и многие другие союзные России государства. В том числе Казахстан и многовекторный Узбекистан, чья на первый взгляд гибкая и вариабельная внешняя политика прописана на несколько лет вперёд и со сменой лидера не претерпит значительных перемен.

В числе воздержавшихся же оказались Таджикистан и Киргизия - партнёры по ШОС, СНГ и ОДКБ, а с недавних пор ещё и по ЕАЭС ( членом последнего объединения является Киргизия, Таджикистан, несмотря на готовность России принять заявку на членство, влиться туда не спешит). По мнению представителей российского экспертного сообщества, страны меняют свою позицию в зависимости от геополитических веяний потому, что обе они без внешней поддержки, исходящей не только от России и пророссийских объединений, не выживут.
- Да, у нас принято считать их союзниками, и это так. Мы гарантируем им безопасность. Но нельзя не обратить внимания, что эти страны проводят многовекторную политику и, будучи партнёрами России, стараются не портить отношения с Западом. В том числе с США, - прокомментировал произошедшее в интервью ИА «Sputnik» придерживающийся этой позиции директор Аналитического центра Института международных исследований МГИМО МИД РФ Андрей Казанцев. - Таджикистан не может лишиться внешней помощи, может быть взрыв социальный. Он хочет быть с Россией, с Китаем, но и не портить отношения с США.
В самом Таджикистане эксперты придерживаются этой же точки зрения: поддержать Россию полностью и открыто мешает зависимость республики от международных кредитов и грантов, и огромный внешний долг, который уже скоро составит едва ли не половину годового ВВП. А встать на сторону политических оппонентов России – значит, обрушить экономику страны с другой стороны.

- Таджикистан нуждается в вовлечении инвестиций в национальную экономику страны. А инициаторы проекта этой резолюции имеют огромное влияние на международные финансово-кредитные организации. Кроме того, есть и другие общие цели, которые невозможно реализовать без поддержки США и их союзников. Поэтому политическое руководство страны таким образом решило сохранить статус-кво как с Россией, так и с западными странами, - считает  заместитель председателя Социал-демократической партии РТ Шокирджон Хакимов. -  Завершение строительства Рогунской ГЭС в определенной степени зависит именно от этой страны. Кроме того, таджикские трудовые мигранты там чувствуют себя достаточно комфортно, и по существу во взаимоотношениях между нашими странами фактически не существует никаких вопросов…Стратегическим моментом между Казахстаном, Белоруссией и Россией является более тесное экономическое сотрудничество. Таким образом, то, что Таджикистан не голосовал против предложенного документа, не означает, что он в принципе настроен против России. Таджикистан вынужден был занять такую позицию, поскольку этого требовала защита национальных интересов и многоступенчатость его внешней политики.
В Киргизии же поступок своих внешнеполитических представителей расценивают двояко: и как отход от сотрудничества с Россией, и как попытку республики удержаться на двух стульях сразу. Последней точки зрения придерживается и политолог Марс Сариев.

- Вы знаете, на самом деле неудивительно, что Киргизия, для которой Российская Федерация является стратегическим партнёром, поступила именно таким образом, а не, скажем, Узбекистан, который обвиняют в многовекторности и сотрудничестве с США. Я думаю, что это решение связано с деятельностью МИДа республики. Помните, во время недавнего визита в Грузию президент Алмазбек Атамбаев возложил венки к мемориалу павшим за целостность Грузии, а позже заявил, что поддерживает «территориальную целостность» Грузии? Если было сказано «а», нужно говорить и «б», чтобы не было рваной внешней политики. Если фактически было заявлено, что не признаётся отделение от Грузии Южной Осетии, то и в случае с Украиной не признаётся отделение Крыма. В своё время, конечно, Киргизия, выступала за блокировку подобной резолюции, но теперь понадобилось отыграть этот шаг, - прокомментировал он News-Asia политическое решение «сверху». - Это удел всех маленьких стран, которые вынуждены соблюдать политический баланс многовекторности. Но это неправильно: государство должно иметь единую внешнюю политику.

Я рекомендую 2 + Поделиться Twitter Facebook
Нравится

Самое интересное

Комментарии

Другие новости

28 ноября 2019 11:04

В Бишкеке начинает работу саммит ОДКБ

Мероприятием Кыргызстан завершает председательство в ОДКБ в 2019 году. В преддверии сессии Совета коллективной безопасности ОДКБ уже состоялись совместные заседания Совета министров иностранных дел, Совета министров обороны и Комитета секретарей советов безопасности ОДКБ

27 ноября 2019 18:12

У Кыргызстана ряд новых двусторонних соглашений с Казахстаном - что изменится

Страны укрепляют сотрудничество в ряде сфер - от борьбы с с экономическими и финансовыми преступлениями до строительства новых мостов близ КПП в приграничье, контроля миграции и обмена опытом в метрологии. Так же приняты совместная декларация глав государств КР и РК и комплексная программа сотрудничества между КР и РК на 2020–2022 годы

Обзоры

 Елена Короткова 

КРУГЛАЯ ДАТА

Кыргызстан отметил 30-летие придания кыргызскому языку статуса государственного.Что дальше?

 Александр Кацев 

КТО ТЯНЕТ ЗА ЯЗЫК?

Вновь чуть ли не каждый гражданин нашего гордого горного Отечества вдруг ощутил себя языковедом. Вновь птицей Фениксом возник языковой вопрос: «А не перейти ли нам на латиницу?!»

 Андрей Русаков 

КАМНИ В «АЛМАЗНОМ» ДОМЕ

Демократия в Центральной Азии на примере Кыргызстана явно дает сбои

О стране

Кыргызстан (Киргизия) - высокогорная страна.

После распада СССР, 31 августа 1991 года Кыргызстан объявлен независимым государством. 5 мая 1993 была принята Конституция республики. Кыргызстан занимает площадь 198.5 тысяч км². Границы Кыргызстана с Казахстаном, Узбекистаном, Таджикистаном и Китаем проходят главным образом по горным хребтам и рекам гор Тянь-Шаня. И именно горы занимают почти три четверти территории Кыргызстана.


Кыргызстан - многонациональное, унитарное государство. В административном отношении территория Кыргызстана делится на 7 областей: Баткенская, Джалал-Абадская, Нарынская, Ошская, Таласская, Чуйская и Иссык-Кульская. Каждая область подразделяется на районы. По республике в целом насчитывается 40 административных районов, 22 города. Районы делятся на 429 сельских айыльных кенешей.

Столица республики - город Бишкек.