четверг, 28 марта 2024
Почему Киргизия и Таджикистан не поддерживают своего союзника в ООН?

Народный репортер

Напишите нам

Кыргызстан / ПолитикаRSS

Почему Киргизия и Таджикистан не поддерживают своего союзника в ООН?

Почему Киргизия и Таджикистан не поддерживают своего союзника в ООН?

18 ноября 2016 17:49    Просмотров: 11123

Елена Короткова, © News-Asia

В минувшую среду, 16 ноября, Третий комитет Генеральной ассамблеи ООН большинством голосов принял резолюцию по Крыму, в которой говорится, что права населения полуострова ущемляются – благодаря России. Голосование, инициированное по документу, представленному Украиной, оказалось любопытным: 23 государства выступили против резолюции, 73 – за неё, а ещё 76 государств воздержались от выбора в ту или иную сторону. В числе не поддержавших ни ту, ни другую сторону, оказались и союзники России по ШОС, ЕАЭС, ОДКБ и СНГ – Киргизия и Таджикистан.

Несмотря на то, что Украине грозит вылет из ООН за долги по членским взносам в почти 3 млн долларов, резолюция всё же была принята к вниманию объединением. Суть документа - осуждение «ущемления прав человека, дискриминационные меры и практика в отношении жителей Крыма», в том числе «крымских татар, а также украинцев и лиц, принадлежащих к другим этническим и религиозным группам». Власти России призываются к тому, чтобы «принять все необходимые меры с тем, чтобы незамедлительно положить конец всем ущемлениям прав человека в отношении жителей Крыма» и «обеспечить надлежащий и беспрепятственный доступ международных миссий по наблюдению за положением в области прав человека» на полуостров. Так же согласно резолюции, Верховный суд России должен отменить решение о признании экстремистской общественной организации «Меджлис крымско-татарского народа». Процесс голосования в очередной раз продемонстрировал геополитическое разделение современного мира. «За» документ проголосовали 73 страны - США, Великобритания, Канада, Турция и государства Евросоюза, их политические единомышленники, а так же Латвия, Грузия и Эстония. Отказались от признания нарушения прав человека в Крыму Китай, Беларусь, Армения, Сирия, Индия, Иран, ЮАР, Южная Корея, Ангола, Камбоджа и многие другие союзные России государства. В том числе Казахстан и многовекторный Узбекистан, чья на первый взгляд гибкая и вариабельная внешняя политика прописана на несколько лет вперёд и со сменой лидера не претерпит значительных перемен.

В числе воздержавшихся же оказались Таджикистан и Киргизия - партнёры по ШОС, СНГ и ОДКБ, а с недавних пор ещё и по ЕАЭС ( членом последнего объединения является Киргизия, Таджикистан, несмотря на готовность России принять заявку на членство, влиться туда не спешит). По мнению представителей российского экспертного сообщества, страны меняют свою позицию в зависимости от геополитических веяний потому, что обе они без внешней поддержки, исходящей не только от России и пророссийских объединений, не выживут.
- Да, у нас принято считать их союзниками, и это так. Мы гарантируем им безопасность. Но нельзя не обратить внимания, что эти страны проводят многовекторную политику и, будучи партнёрами России, стараются не портить отношения с Западом. В том числе с США, - прокомментировал произошедшее в интервью ИА «Sputnik» придерживающийся этой позиции директор Аналитического центра Института международных исследований МГИМО МИД РФ Андрей Казанцев. - Таджикистан не может лишиться внешней помощи, может быть взрыв социальный. Он хочет быть с Россией, с Китаем, но и не портить отношения с США.
В самом Таджикистане эксперты придерживаются этой же точки зрения: поддержать Россию полностью и открыто мешает зависимость республики от международных кредитов и грантов, и огромный внешний долг, который уже скоро составит едва ли не половину годового ВВП. А встать на сторону политических оппонентов России – значит, обрушить экономику страны с другой стороны.

- Таджикистан нуждается в вовлечении инвестиций в национальную экономику страны. А инициаторы проекта этой резолюции имеют огромное влияние на международные финансово-кредитные организации. Кроме того, есть и другие общие цели, которые невозможно реализовать без поддержки США и их союзников. Поэтому политическое руководство страны таким образом решило сохранить статус-кво как с Россией, так и с западными странами, - считает  заместитель председателя Социал-демократической партии РТ Шокирджон Хакимов. -  Завершение строительства Рогунской ГЭС в определенной степени зависит именно от этой страны. Кроме того, таджикские трудовые мигранты там чувствуют себя достаточно комфортно, и по существу во взаимоотношениях между нашими странами фактически не существует никаких вопросов…Стратегическим моментом между Казахстаном, Белоруссией и Россией является более тесное экономическое сотрудничество. Таким образом, то, что Таджикистан не голосовал против предложенного документа, не означает, что он в принципе настроен против России. Таджикистан вынужден был занять такую позицию, поскольку этого требовала защита национальных интересов и многоступенчатость его внешней политики.
В Киргизии же поступок своих внешнеполитических представителей расценивают двояко: и как отход от сотрудничества с Россией, и как попытку республики удержаться на двух стульях сразу. Последней точки зрения придерживается и политолог Марс Сариев.

- Вы знаете, на самом деле неудивительно, что Киргизия, для которой Российская Федерация является стратегическим партнёром, поступила именно таким образом, а не, скажем, Узбекистан, который обвиняют в многовекторности и сотрудничестве с США. Я думаю, что это решение связано с деятельностью МИДа республики. Помните, во время недавнего визита в Грузию президент Алмазбек Атамбаев возложил венки к мемориалу павшим за целостность Грузии, а позже заявил, что поддерживает «территориальную целостность» Грузии? Если было сказано «а», нужно говорить и «б», чтобы не было рваной внешней политики. Если фактически было заявлено, что не признаётся отделение от Грузии Южной Осетии, то и в случае с Украиной не признаётся отделение Крыма. В своё время, конечно, Киргизия, выступала за блокировку подобной резолюции, но теперь понадобилось отыграть этот шаг, - прокомментировал он News-Asia политическое решение «сверху». - Это удел всех маленьких стран, которые вынуждены соблюдать политический баланс многовекторности. Но это неправильно: государство должно иметь единую внешнюю политику.

Я рекомендую 2 + Поделиться
Нравится

Самое интересное

Комментарии

Другие новости

17 февраля 2024 08:52

Игорь Шестаков: Проект «Великий Туран» является скорее символичным, чем реальным

В 2024 году страны Центральной Азии могут столкнуться с определенными вызовами, угрожающими безопасности и стабильности региона. Среди них – международный терроризм и афганский фактор, водные проблемы, усиливающаяся конфронтация между глобальными центрами силы.

22 января 2024 14:51

Япония и Кыргызстан намерены углубить и укрепить отношения

Министерства юстиции Кыргызстана и Японии обсудили цифровизацию и электронное наблюдение в рамках укрепления международного сотрудничества

Обзоры

 Елена Короткова 

ВЕТЕР КОНСТИТУЦИИ

Вторая версия Конституции Кыргызстана должна поступить в парламент, но ряд юристов считает: документ еще сырой и это опасно

 Андрей Русаков 

А ЧТО ВЫБИРАЕМ?

Как ни удивительно, но предстоящие выборы президента Кыргызстана не представляют большой интриги...

 Александр Кацев 

НЕ ЮАНЕМ ЕДИНЫМ...

КНР – это что?! Это наша страна. Почему? А если присоединить большую страну к нам? Может быть и рождаемость резко повысится? Будем их умножать на нас. Удобно.

О стране

Кыргызстан (Киргизия) - высокогорная страна.

После распада СССР, 31 августа 1991 года Кыргызстан объявлен независимым государством. 5 мая 1993 была принята Конституция республики. Кыргызстан занимает площадь 198.5 тысяч км². Границы Кыргызстана с Казахстаном, Узбекистаном, Таджикистаном и Китаем проходят главным образом по горным хребтам и рекам гор Тянь-Шаня. И именно горы занимают почти три четверти территории Кыргызстана.


Кыргызстан - многонациональное, унитарное государство. В административном отношении территория Кыргызстана делится на 7 областей: Баткенская, Джалал-Абадская, Нарынская, Ошская, Таласская, Чуйская и Иссык-Кульская. Каждая область подразделяется на районы. По республике в целом насчитывается 40 административных районов, 22 города. Районы делятся на 429 сельских айыльных кенешей.

Столица республики - город Бишкек.