вторник, 15 октября 2019
В Кыргызстане в Министерстве образования и науки и парламенте придумали, как укрепить семьи сограждан

Народный репортер

Напишите нам

Кыргызстан / Актуальная темаRSS

Пятидневка и перенос начала учебного года: как Минобрнауки и парламент Киргизии решили укрепить семьи в республике

Пятидневка и перенос начала учебного года: как Минобрнауки и парламент Киргизии решили укрепить семьи в республике

11 января 2018 15:00    Просмотров: 8848

Елена Короткова, © News-Asia

В Киргизии родители школьников, педагоги и их подопечные  обсуждают инициативы парламента и Минобрнауки, призванные реформировать систему школьного образования в республике и укрепить  семьи киргизстанцев. Речь идет о переносе начала учебного года и о введении в школах пятидневного обучения. Как отмечают инициаторы, реформы  дадут детям возможность больше побыть с родителями и отдохнуть, а так же заняться своим всесторонним развитием.

Однако при ближайшем рассмотрении, как в известном выражении, благими намерениями киргизских чиновников система общего образования в КР оказывается на пути  в весьма сомнительное место.  Портал News-Asia разобрался в плюсах и минусах нововведений.

Пятидневка как панацея

Сократить число учебных дней в Киргизии предлагали периодически с избрания пятого созыва парламента – якобы нагрузка на детей слишком велика, надо убрать и часть предметов, и число часов на оставшиеся сократить. Шестой созыв 2015 года смог сделать следующий шаг: рассмотреть в 2016 году инициированный и  вынесенный нардепом Дастаном Бекешевым от СДПК на общественное обсуждение соответствующий проект поправок в закон «Об образовании». Мотивировка сокращения числа учебных дней была весьма убедительной: как считал Бекешев,  излишняя загруженность не оставляет ученикам времени для посещения спортивных секций, познавательных и развлекательных кружков, нормального отдыха. И для сохранения родственных связей в семье: в субботу школьники и ученики профтехучилищ могут провести время с родными, что может поспособствовать укреплению семейного института.

- В европейских странах, США, странах Юго-Восточной Азии и во многих других, входящих в число развитых и развивающихся государств, предусмотрено пятидневное обучение в школах. Некоторые перешли даже на четырехдневку. В России действует норма о праве школ с учетом мнения родителей переходить на пятидневку. Однако многие школы до сих пор работают шесть дней. В Казахстане по указу президента начался процесс по переводу школ на пятидневное обучение, - отмечал он. -  Спор о плюсах и минусах пятидневной учебной недели остался лишь в постсоветских государствах, хотя практика других стран показывает, что он абсолютно бессмысленный.

Предполагалось, что с учетом допустимой нагрузки в средних образовательных организациях пятидневная учебная неделя для всех общеобразовательных заведений по всей стране должна заработать с 2018-2019 учебного года. К этому времени должна была завершиться переработка госстандарта, предполагающего отсечь «все лишнее»  из программы и адаптировать учебники к новому учебному распорядку.  У Бекешева нашлось много сторонников, и в ноябре 2016 года премьер-министр КР подписал соответствующее постановление правительства о введении пятидневки. Согласно ему и приказу Минобрнауки со 2 полугодия 2017 года  ученики 1-11 классов общеобразовательных организаций республики всех типов и форм собственности обязаны были перейти на пятидневку, однако шестидневка допускалась:  при превышении  недельной учебной нагрузки в 30 часов – шестидневную учебную неделю. В минувшую же среду, 10 января, законопроект был все же принят в третьем чтении единогласно, и после подписи президентом Сооронбаем Жээнбековым обновленный закон о тотальной пятидневке вступит в силу.

А как у них?

 Учителя получат лишний выходной, школьники – тоже, родители и лица, их заменяющие - лишние 24 часа времени с ребенком. Казалось бы, все должны быть довольны. Однако Бекешев и его сторонники не учли одного. В странах с пятидневкой, на которые ссылался Дастан Далабайевич, исключая пример России и Казахстана, не только более сильная дошкольная подготовка, но и специфические особенности общего образования, которые школы КР не смогут адекватно и полноценно перенять. И при нововведении система общего образования КР, и без того несовершенная по ряду причин, будет дополнительно хромать.

В США, например, дошкольное обучение не обязательно. Однако многие дети с 3 лет проходят через государственные и частные учреждения:  ясли  (nursery  school), где получают первые знания об окружающем мире и коммуникативные навыки, учат родной язык на базовом уровне, детский сад (pre-school) с подготовкой к школе, центры дошкольных программ и дневные центры по присмотру за детьми. В ряде штатов ребенка не примут в школу без сертификата из центров Early Childhood Education,  где его в течение 2 лет готовят к обучению, взаимодействию с коллективом, обучают родному языку, дают базовые знания по некоторым предметам сообразно возрасту. Дети могут посещать и кружки вне центров, заниматься танцами, музыкой или другими видами деятельности, но приходят в школу относительно развитыми в любом случае. Во всех случаях группы детей содержат максимум 20-25 человек. Более 80% детей идет в государственные школы (public school),  остальные – в частные школы (private school) или на домашнее обучение (home schooling). Единой системы образования для всех штатов нет, хотя есть единая образовательная планка, в среднем выходит, что учебный год в школе США состоит из 180 дней, где один учебный день занимает время с  8.30 до 15.30. Есть у американских школьников время и на кружки, и на спортивные занятия, и на хобби. Цена за пятидневку в США  ( в ряде штатов – четырехдневку) же достаточно высока: там обучаются 12 лет. Кроме того, малое количество образовательных часов, возможность ученикам выбирать лекции самостоятельно, контроль в виде тестов практически без устных ответов и фактическое подкручивание результатов на экзаменах, которое носит название шкалирования (scaling), приводит к плачевным результатам. У выпускников после 12-летнего образования все более скромная база знаний и низкий уровень грамотности, приводящие к снижению образовательного и культурного уровня у населения в целом. По данным Центра образовательной политики США на 2016 год, около 50% государственных школ США не достигали поставленной образовательной планки.

В Сингапуре, одной из стран Юго-Восточной Азии с пятидневным обучением, где, по оценкам экспертов, одна из лучших систем обучения в мире, государственных дошкольных учреждений нет. Все садики частные, некоторые из них финасированы бизнес-фондами и религиозными организациями. С 3 до 6 лет дети сингапурцев обучаются чтению, счету, музыке, пению, рисованию, танцам и лепке, развивающей мелкую моторику, плюс трем языкам – английскому, малайскому и китайскому. Так что родителям, которые не отдают детей в дошкольное учреждение, приходится  попотеть, чтобы их ребенок не отставал от сверстников. Обучение в школе начинается с шести лет, все школы имеют равную систему обучения. Для одаренных детей предусмотрена дополнительная нагрузка в виде спортивных занятий, уроков по отдельным дисциплинам и эстетическому воспитанию. Выпускники младшей школы сдают обязательные экзамены, по результатам которых и согласно своим способностям переходят на средний уровень и распределяются по пяти курсам: специальный, стандартный, экспресс-курс, академический и предпрофессиональный. Набор предметов в каждом имеет ряд общих черт, но разнится в зависимости от способностей обучаемого и достаточно сложен, поскольку курсы школьных предметов углублены едва ли не до университетского уровня ( по сравнению с КР). Однако желающих сократить часы занятий нет. Комплексная сингапурская система образования, разработанная и утвержденная Минобразования страны, лучшим выпускникам предоставляет возможность поступления в университеты Сингапура без вступительных экзаменов и славится во всем мире - школьники Сингапура уже много лет возглавляют таблицы победителей мировых олимпиад по всем наукам. В целом же образовательная политика Сингапура держится на трех китах: билингвизм (английский плюс один из 3 официальных языков - китайский, малайский и тамильский), меритократия (система, при которой положение человека в обществе определяется его способностями и заслугами, а не происхождением) и равные возможности образования для всех. Благодаря госпрограмме  «Схема финансовой помощи» (Financial Assistance Scheme (FAS)) семья с общемесячным заработком менее 1500 долларов США при наличии одного ребенка и 1800 долларов США при наличии нескольких детей получает субсидии и поддержку -  чтобы и у самого малообеспеченного сингапурца из бедной семьи был шанс на достойное будущее.

В Японии же, на которую много лет любит ссылаться ряд чиновников в качестве примера для киргизской системы образования, родители вкладываются в достойное образование и будущее с раннего возраста. Детские сады – муниципальные и частные, не обязательны, и порой весьма дороги, однако именно там закладываются основы воспитания и образования маленьких японцев. Если же  семья по каким-либо причинам не отдает ребенка в детский сад, то мама или родственники должны сами  обучить его всему, что требуется для поступления в школу. А это не так-то просто: помимо психологической подготовки и общих навыков, будущий слушатель начальной школы в шесть лет должен знать основы арифметики и владеть техникой чтения катаканы и хироганы ( двух японских азбук, каждая по 46 уникальных символов и 73 с учетом производных.). А школьная программа, начиная с первых классов, содержит и вовсе непосильные для Киргизии элементы.  Первоклассников ждут не только математика и родной японский, ИЗО и физкультура, но и  естественные науки (в том числе химия и физика), общественные науки (этикет, история и этика), домашнее хозяйство, музыка.  Нагрузка на детей и подростков с переходом в среднюю и старшую школу усиливается, прибавляется ряд предметов и их углубленные курсы, плюс экзамены пять раз в год, которые становятся причиной нервных срывов и суицидов. Ни число часов в предметах, ни число учебных дней в Японии не сокращается и не переносится, а пятидневка стала нормой не везде:  в стране есть школы, где занятия идут шесть дней, но дважды в месяц  дирекция их обязана дать ученикам и педагогам в субботу выходной. И почему-то ни японские родители, ни японские чиновники, ни японские дети и педагоги не возникают против такой системы, стремясь сделать ее более легкой.

Наш ответ мировому порядку

Что касается Киргизии, дошкольное образование в республике, как и в вышеперечисленных более развитых странах, необязательно. Детские сады, предоставляемые государством, переполнены, выждать своей очереди не удается. В группах по 40-60 человек, и выполнить свои функции воспитатели не всегда в состоянии. При такой скученности хромает не только образовательный компонент: родители вынуждены выводить у чад то вшей, то глистов, то еще каких-нибудь паразитов и лечить от приобретенных в садике заболеваний. Но худо-бедно к поступлению в школу мальчики и девочки уже обучаются там  читать, писать, и немножко считать, знают несколько стишков  на русском и кыргызском, кое-где на английском. Частные садики дают большую гарантию сохранности здоровья ребенка и получению им необходимой дошкольной подготовки, но большей части   населения они не по карману. В конечном итоге, по данным Нацстаткома на 2017 год, садики различной формы собственности в КР посещают всего лишь 20% детей от 3 до 5 лет. Если уж садики не по карману, то на помощь, согласно мировому опыту, должны прийти домашнее обучение чтению, письму и языку ( причем не одному) мамой, папой или кем-то из родственников, развивающие уроки и видео по телевизору или на планшете, компьютере, телефоне, общение со сверстниками на детской площадке или в развивающих кружках и студиях детского творчества, прогулки, игры в офлайне и чтение вслух книг, разговоры с ребенком… Однако на практике ни средств, ни времени у среднестатистической семьи на это нет и полноценную подготовку к школе получают в лучшем случае 30-40% от общего числа детей, не посещающих детсады. Как следствие - нередки случаи, когда  учителя начальных классов и городских, и сельских школ,  обучают с «нуля» детей с развинченной нервной системой, неусидчивых, психологически не готовых к обучению, не умеющих читать, писать, считать  и даже внятно говорить и понимать слова на русском или киргизском языке, не умеющих пользоваться туалетом, и мало знакомых с правилами гигиены.  А в средних и старших классах учителя и дирекция школ сталкиваются с проблемой безнадзорности даже у относительно подготовленных к школе изначально детей из относительно заботливых и благополучных семей. Родители не только не интересуются их школьными успехами или неудачами, проблемами, радостями и печалями, и не желают слышать педагогов и психологов, которые советуют  обращать на своих отпрысков  больше внимания. Но даже порой и не знают, где находится их сын или дочь – на уроках, у родственников или у друзей, или еще где-то, рассуждая: «Ушел утром, значит, должен быть в школе, пришел вечером, значит, уроки закончились». Поставщики социально и психологически запущенных детей и подростков принадлежат к разным социальным слоям – от асоциальных граждан и малоквалифицированных рабочих до мелких бизнесменов и даже госчиновников с женами-домохозяйками. Горе-мамы и горе-папы ( или лица, их заменяющие - в тех семьях, где родители школьников входят в число порядка 900 тысяч мигрантов, выехавших из КР на заработки), коих достаточно много, вряд ли оценят подаренные им парламентом сутки пребывания с одним, а то и с двумя-тремя детьми. И пойдут с ними в музеи, но выставки, в кино или на прогулку по парку. И не всегда потому, что у них нет на это денег или времени – нет желания, привычки, потребности в душевной близости со своими ( или временно «своими») чадами. Саморазвитие школьника – второй пункт, на который так упирал Бекешев со товарищи, требует финансовых затрат, которые не все могут или хотят позволить. Посему оно сведется в ряде семей малой финансовой обеспеченности к тому, что достаточно активный школьник любого пола либо пойдет слоняться по городу и попадать в чрезвычайные ситуации, либо «залипнет» в соцсети, видео на YouTube и игры, что явно не похоже на «здоровый отдых». В среднеобеспеченных и достаточно обеспеченных семьях либо пойдут навстречу чаду, либо откупятся деньгами на кино-кафе-пиццерию-клуб или какой-то другой досуг. Но стоит помнить, что  те же самые танцы, игра на музыкальных инструментах, спортивные секции, тренировки в спортзале, языковые курсы или рукоделие – наиболее популярные хобби молодежи помимо посещения тусовочных мест со сверстниками и сидения в онлайне – требуют не одного занятия в неделю. А как минимум двух-трех регулярных занятий или тренировок в неделю и подготовки дома. И вряд ли в учебные пять дней удастся на это выкроить время не в ущерб качеству обучения и подготовки домашних заданий в основной школе.

 И помажем, и покажем…

Вторая инициатива, которая призвана якобы сплотить киргизские семьи – перенос учебного года с 1 сентября на 10 сентября. Эта идея муссировалась в обществе несколько лет, и, наконец, докатилась до парламента, благодаря депутатам от фракции «Кыргызстан». Они мотивировали перенос учебного года с 1 на 15 сентября тем, что этот шаг «поможет развить туризм» – с помощью того, что дети с родителями и родственниками смогут съездить отдохнуть на Иссык-Куль в бархатный сезон или куда-то еще, и «полноценно отдохнуть».  Правда, статистика говорит о том, что более четверти юных киргизстанцев от 5 до 17 лет не смогут воспользоваться популистским «подарком» от парламента и государства.  По данным МОТ на 2017 год,  более чем 580 тысяч детей и подростков республики вынуждены зарабатывать на жизнь своих семей, большая часть юных кормильцев  проживает в сельской местности. Часть нового поколения киргизстанцев совмещает заработки и обучение в школе, притом  27,8 % детей от 5 до 17 лет заняты на работах, которые неприемлемы для их возраста и развития. Собранные данные сделали КР лидером рейтинга по использованию детского труда – республика обошла все страны Центральной Азии ( включая даже традиционно обвиняемый в его применении на сборе хлопка Узбекистан)  и Восточной Европы. Так что можно предположить, что   под «развитием туризма»  инициаторами проекта предполагалось  то, что лишние 15 дней на его благо смогут  проработать вместо сидения за партами дети и подростки из менее обеспеченных семей. А те, кто не занят в развитии туризма, смогут под работать на уборке урожая в это время…

Однако к нардепам в Минобрнауки прислушались. И после завершения зимних каникул – 2018 ведомство объявило, что запускает опрос с участием родителей, учителей и школьников по поводу того, хотят ли они внести коррективы в учебный процесс и перенести День знаний с 1 сентября на 10 сентября.  Этот вариант чиновники сочли менее безболезненным для всех сторон учебного процесса: при переносе старта учебного года на 10 дней занятия будут заканчиваться 31 мая. Учителя не потеряют в учебных часах и зарплате, ученики - в знаниях, программа – в часах и объеме. Однако придется сдвинуть и кампанию по поступлению в вузы, и тестирование школьников старших классов. Будет ли в ближайшие годы введено новшество – пока не ясно. Центр изучения общественного мнения и прогнозирования «Эл-Пикир» проведет анкетирование, беседы и опросы по всем регионам КР в течение месяца, изучит мнение экспертов в области образования и только потом будет принято окончательное решение о переносе. Если «за» проголосует большинство, то Минобрнауки  пересмотрит базисный учебный план – предварительные наброски по каждому предмету с учетом переноса.

Я рекомендую 0 + Поделиться Twitter Facebook
Нравится

Самое интересное

Комментарии

Другие новости

14 октября 2019 15:23

Жители Бишкека обвиняют мэрию в содействии рейдерам (обновлено)

Строительная компания претендует на участок, где более 30 лет стоят гаражи бишкекчан. Без их ведома территория в 1, 6 га была передана третьим лицам из рук в руки несколько раз - в муниципалитете на жалобы пострадавших не реагируют

28 сентября 2019 10:10

ДЕЛАТЬ,ЧТО ЛИ, НЕЧЕГО?

Власть, особенно среднего уровня, во всех нюансах предсказуема.

Обзоры

 Александр Кацев 

ДЕЛАТЬ,ЧТО ЛИ, НЕЧЕГО?

Власть, особенно среднего уровня, во всех нюансах предсказуема.

 Елена Короткова 

ОБЕЗГЛАВЛЕНЫ, НО НЕ СЛОМЛЕНЫ

Во время штурма большие потери понесли в спецназе ГКНБ «Альфа» и в ГУВД Чуйской области

 Александр Кацев 

А ВЫ ЧИТАЛИ?!

О преобразованиях Конституции Кыргызстана в области языка

О стране

Кыргызстан (Киргизия) - высокогорная страна.

После распада СССР, 31 августа 1991 года Кыргызстан объявлен независимым государством. 5 мая 1993 была принята Конституция республики. Кыргызстан занимает площадь 198.5 тысяч км². Границы Кыргызстана с Казахстаном, Узбекистаном, Таджикистаном и Китаем проходят главным образом по горным хребтам и рекам гор Тянь-Шаня. И именно горы занимают почти три четверти территории Кыргызстана.


Кыргызстан - многонациональное, унитарное государство. В административном отношении территория Кыргызстана делится на 7 областей: Баткенская, Джалал-Абадская, Нарынская, Ошская, Таласская, Чуйская и Иссык-Кульская. Каждая область подразделяется на районы. По республике в целом насчитывается 40 административных районов, 22 города. Районы делятся на 429 сельских айыльных кенешей.

Столица республики - город Бишкек.