четверг, 03 декабря 2020
Кыргызстан ожидает дефолт, аналогичный белорусскому

Народный репортер

Напишите нам

Кыргызстан / ЭкономикаRSS

Кыргызстан ожидает дефолт, аналогичный белорусскому

Кыргызстан ожидает дефолт, аналогичный белорусскому

28 июля 2011 16:58    Просмотров: 10160

Иван Донис, © News-Asia

С жесткой критикой по отношению к нынешнему правительству сегодня, 28 июля, перед журналистами выступил глава парламентского комитета по бюджету и финансам Акылбек Жапаров.

- Мы становимся свидетелями того, что полгода правительство бездействует на макроэкономическом уровне, - отмечает Акылбек Усенбекович. - Какие предвестники будущих бурь я вижу? Во-первых, это дефицит бюджета, который спустя полгода после утверждения остался таким же – около 22 миллиардов сомов. Государственные расходы, по сравнению с прошлыми годами,  не только на заработную плату, но и по незащищенным статьям выросли в 2,5 раза. Доходов нет, а расходы идут очень большие. Это говорит о том, что осенью в Киргизии появится угроза выплатам социальных пособий, пенсий и зарплат. Да, доходную часть мы исполним, но надежды на то, что внешние источники покроют 73 процента расходов государства, не оправдаются. Сегодня уже почти август, а решением по Антикризисному фонду Киргизия еще не приняла, а это 106 миллионов долларов или 5 миллиардов сомов. «Кыргызстелеком» тоже не продан, и вряд ли будет продан в ближайшем будущем. Эти сигналы показывают, что правительство в этом году бюджет не выполнит в том объеме, котором был запланирован.
Кроме того, по словам парламентария, на сегодняшний день в Киргизии ощущается дефицит наличных сомов. Коммерческие банки всю наличность отдают Минфину, который покрывает свои расходы, то есть деньги обратно в банки не возвращаются.
- Эти тенденции плюс неконтролируемый рост цен на рынке, большие инфляционные ожидания говорят о том, что макроэкономические показатели государства очень и очень плохие, - считает экс-глава Минфина Жапаров. - К сожалению, правительство сегодня ходит с протянутой рукой по большим компаниям, прежде всего заходя в «Мегаком» и «Кумтор», и предлагают им некие бумаги, взамен изымая до миллиарда сомов, либо же просят предоплату. Это, видимо, входит в моду – попрошайничать не только за рубежом, но и внутри. Я хотел бы предостеречь крупные предприятия и коммерческие банки от игры с правительством в одни ворота. Я также считаю постыдным то, что государство строит памятники Манасу и тем более глубокоуважаемому Чингизу Айтматову за счет спонсоров, попрошайничает. Обратите внимание, что спикера сегодня охраняют 25 человек, премьер-министра – еще больше. А не проще ли сократить свою охрану и на эти деньги поставить памятники?!

- Я как бывший министр финансов констатирую, что мы приближаемся к техническому дефолту, когда правительство не может выполнить своих обязательств, - отмечает Акылбек Жапаров. - Я считаю необходимым, чтобы в течение недели премьер-министр Киргизии, председатель Нацбанка в прямом эфире по телевидению обсудить антиинфляционные меры. К их числу я отношу резкое сокращение государственных расходов, уменьшение ставки рефинансирования в Национальном банке, а также мобилизация всех внутренних ресурсов. По всем незащищенным статьям нужно перекрыть источники финансирования, кроме выплаты заработных плат и средств на чрезвычайные ситуации. Если этого не произойдет, то осенью мы станем свидетелями картины, аналогичной происходящей сегодня в Беларуси. Один в один такой сценарий может повториться в Кыргызстане. Нам нужно срочно искать деньги, чтобы стабилизировать ситуацию и выплатить долги по защищенным статьям. Необходимо также отказаться от многих грандиозных проектов, еще не начавшихся, от незавершенки типа возведения фундаментов школ, которые появятся через пять лет. Жестко также должен поработать министр финансов, в то время, как премьер-министр должен научиться говорить твердое «нет». Если он все же не начнет произносить это слово, экономику Киргизии ждут очень тяжелые времена. Возможно, что еще осень и зиму мы продержимся, однако нас ожидает очень плохая весна. Это в то время, когда наши соседи идут в рост. Казахстан уже объявил о 7-процентном росте, Китай достиг 8-10 процентов роста, Узбекистан обещает показать 10-12 процентов. По статистике СНГ мы скатились, к сожалению, даже ниже Таджикистана, где макроэкономическая стабильность намного устойчивее.  У меня складывается впечатление, что в правительстве забыли, что у них есть два инструмента – это денежно-кредитная политика и налогово-бюджетная политика. Эти два инструмента должны находиться в руках у премьера. Помимо всего вышеперечисленного мною, хотелось бы отметить еще и то, что республике нужны изменения административно-территориальные, реформа правоохранительных органов. Последние, к слову, становятся самым большим тормозом в экономике страны, занимаясь коррупцией, рэкетом и давлением на бизнес.

Я рекомендую 1 + Поделиться Twitter Facebook
Нравится

Самое интересное

Комментарии

Другие новости

27 ноября 2020 16:02

Абу-Даби, Саудовская Аравия, Германия и Турция дали Кыргызстану беспроцентную отсрочку по внешнему долгу

КНР готова на основе инициативы Парижского клуба временно приостановить получение от КР платежей в счет обслуживания долга: на 2020 год эта сумма составляла около $35 млн или же 2,8 млрд сомов. Но не безвозмездно: если Кыргызстан согласится, то переплатит практически столько же, сколько должен был в 2020 году

04 октября 2020 21:45

668 864 906 сомов поступило на спецсчета избирательных фондов партий Кыргызстана

Остаток неиспользованных средств избирательных фондов политических партий составил 21,303 млн сом

Обзоры

 Елена Короткова 

ИНВЕСТОР, КЕТСИН!

В Нарынской области Кыргызстана митингующие добились закрытия строящегося кыргызско-китайского индустриально-торгово-логистического центра

 Елена Короткова 

«ЩИТ И МЕЧ» ДЛЯ БИЗНЕСА

Почему первый кыргызский бизнес-омбудсмен еще не начал свою работу?

 Елена Короткова 

УРАНУ – НЕ «УРА»

Кыргызстанцы выступают против разработки урана в Нарынской и Иссык-Кульской областях

О стране

Кыргызстан (Киргизия) - высокогорная страна.

После распада СССР, 31 августа 1991 года Кыргызстан объявлен независимым государством. 5 мая 1993 была принята Конституция республики. Кыргызстан занимает площадь 198.5 тысяч км². Границы Кыргызстана с Казахстаном, Узбекистаном, Таджикистаном и Китаем проходят главным образом по горным хребтам и рекам гор Тянь-Шаня. И именно горы занимают почти три четверти территории Кыргызстана.


Кыргызстан - многонациональное, унитарное государство. В административном отношении территория Кыргызстана делится на 7 областей: Баткенская, Джалал-Абадская, Нарынская, Ошская, Таласская, Чуйская и Иссык-Кульская. Каждая область подразделяется на районы. По республике в целом насчитывается 40 административных районов, 22 города. Районы делятся на 429 сельских айыльных кенешей.

Столица республики - город Бишкек.