четверг, 28 марта 2024
Великая классика в новой редакции предстала перед кыргызстанцами

Народный репортер

Напишите нам

Кыргызстан / КультураRSS

Великая классика в новой редакции предстала перед киргизстанцами

Великая классика в новой редакции предстала перед киргизстанцами

04 февраля 2016 13:44    Просмотров: 8516

Источник: Аргументы и факты-Кыргызстан

Елена Короткова, © News-Asia

В Кыргызском национальном академическом театре оперы и балета имени Малдыбаева зрителей порадовали премьерой. 31 января его артисты представили обновлённый балет «Лебединое озеро» Петра Чайковского.

«Лебединое озеро» - пожалуй, единственное классическое произведение, о котором знают не только поклонники балета, но и те, кому ни разу не довелось побывать в театре и слышать классическую музыку. В основе сюжета - старинная легенда, повествующая о любви принца Зигфрида и девушки-лебедя Одетты, заколдованной злым волшебником. Любовная история была положена на музыку русским композитором Петром Ильичём Чайковским, премьера балета прошла 4 марта 1877 года в постановке Юлиуса Венцеля Райзингера в Большом театре. Но представителям знати и критикам  музыка показалась слишком «скучной» и «сложной для восприятия». Несмотря на это, балет  пережил их всех и уже более чем за 100 лет своего сценического существования стал признанным на мировом уровне шедевром русской классической хореографии, а музыка к нему вошла в мировую культурную сокровищницу.

Традиционно заглавные партии в балете исполняют лучшие танцовщики труппы. Это же правило действует и на кыргызской сцене. Так, при первой постановке «Лебединого озера» в 1949 году, партии Одетты-Одиллии и принца Зигфрида танцевали народная артистка СССР Бибисара Бейшеналиева и народный артист республики Уран Сарбагишев. Сценографию тогда осуществил выдающийся театральный художник СССР Анатолий Арефьев. В 1965 году была представлена вторая редакция балета в хореографии Мариуса Петипа, Льва Иванова и Михаила Мессерера, которая и знакома зрителям, посещавшим балет последние полвека.

Третью редакцию претворил в жизнь народный художник КР Макен Сыдыкбаев совместно с художником по костюмам - Кубандыком Омуровым. Они решили полностью сменить костюмы и декорации, и оживить балет не только за счёт нового оформления, но и содержания:  реформам подверглись и хореография, и аккомпанемент - для зрителей было решено раскрыть ранее не исполнявшиеся страницы в партитуре произведения. Воплотить замысел было поручено новому поколению артистов:  на сцену вышли Мадина Минжилкиева и Айжамал Абдрахманова (Одетта-Одиллия), лауреат Международных конкурсов Марат Сыдыков, и Талгат Бейшекеев (принц Зигфрид), Элес Арыков, Саади Иманкулов, Айбек Темиралиев (Шут), заслуженный артист республики Досмат Садыркулов, и Александр Брюханов  в роли Злого Гения. В итоге зрители восхищались как пышными декорациями замка и  сада, где праздновал свой день рождения принц Зигфрид, уносящими в Средневековье вместе с костюмами персонажей, но и потрясающей хореографией. С помощью языка танца мастерски были переданы  доверчивость и пылкость юного принца и животная жестокость  Злого Гения, и грациозная чистота Одетты.  Солистке удалось  сочетать в себе и образ заколдованной красавицы, и черты лебедя - от элегантности и трепетности до лёгкой неловкости, которая бывает у этих птиц, если им приходится передвигаться по земле пешком, а не плыть или лететь. Достойным отражением казалась и Одиллия-Чёрный лебедь, заменившая принцу любимую. Насколько Одетта нежна и скромна, настолько Одиллия исполнена страсти и жизненной силы - это подчёркивает не только хореография, но и оформление костюмов в испанском стиле, когда она в окружении свиты, вместе с воплощением Злого Гения появляется в замке на балу. Отдельным ходом постановщика можно назвать линию между Гением и матерью Зигфрида: пока принц и колдовской двойник Одиллия танцуют свою партию, они  пластическими движениями ведут переговоры. И кажется: герои видят друг друга не впервые и уже давно договорились о том, как выгодно составить партию и заключить союз между представителями власти аристократии и представителями власти колдовства. Принц на этом фоне выглядит заложником обстоятельств,  случайно  влюбившимся не в назначенную ему девушку… Неординарным ходом стало и окончание балета:  классический вариант, когда гибнет и королева лебедей, и её возлюбленный, подвергся пересмотру. Какому? Можно узнать, посетив спектакль.

- «Лебединое озеро»  - визитная карточка Большого театра, несмотря на то, что он демонстрировался на многих сценах мира.  С его музыкальными фрагментами знакомы даже те, кто в театре оперы и балета никогда не бывал: их активно используют в рекламе. А «Танец маленьких лебедей» оброс большим количеством пародий и упоминаний в художественных фильмах и мультфильмах.
- Для жителей бывшего СССР, чья взрослая жизнь пришлась на перестройку,  балет имеет довольно зловещее значение: во времена августовского путча в 1991 году все телевизионные каналы страны демонстрировали именно его. Поэтому  «Лебединое озеро» стало для многих символом ожидания чего-то тревожного и значительного. -  «Лебединое озеро» вдохновило  известного режиссёра Даррена Аронофски на съёмки психологического триллера «Чёрный лебедь» с Натали Портман и Вайноной Райдер в главных ролях. За основу взяты интриги вокруг распределения ролей: партии Одиллии и Одетты  всегда исполняют самые лучшие солистки, и борьба за них в каждом коллективе нешуточная.

- Самая длительная трансляция балета со сцены  Большого театра в постановке народного артиста СССР Юрия Григоровича состоялась 25 января 2015 года. Тогда происходящее на сцене увидели в более чем 1000 кинотеатров по всему миру. От классической концепции его отличало две пары двойников-солистов: Белый лебедь (Одетта) - Чёрный лебедь (Одиллия), «Белый» принц (Зигфрид) и «Чёрный» - (Злой гений).

Фото Антона Селова

Я рекомендую 2 + Поделиться
Нравится

Самое интересное

Комментарии

Другие новости

03 февраля 2024 10:56

В Бишкеке состоится вечер кыргызской поэзии

Репертуар вечера выстроен вокруг сюжета метаморфозов романтических отношений, от грёз первой влюблённости, безудержной страсти до глубокой духовной связи зрелых душ, проживших жизнь рука об руку.

01 февраля 2024 11:11

Кыргызстанцы споют на сцене Кремля в День русского романса

В этот вечер на сцену выйдут исполнители из России, Болгарии, Казахстана, Италии, Северной Македонии, Ирана, Китая, Узбекистана, Таджикистана, Армении, Беларуси, Азербайджана и Кыргызстана.

Обзоры

 Ассоль Молдокматова 

В ДУХОВНОСТИ-СИЛА, В ЖИВОПИСИ-ЖИЗНЬ!

Художник Толгобек Койчуманов - о мечтах, творчестве, духовности и экологии

 Артём Хегай 

КОМПАС КУЛЬТУРЫ

Дело поэта и писателя продолжают молодые авторы литературных произведений

 Александр Шабалин 

УТЕРЯННОЕ КИНОНАСЛЕДИЕ

Вернёт ли Кыргызстан киноленты отечественных режиссёров?

О стране

Кыргызстан (Киргизия) - высокогорная страна.

После распада СССР, 31 августа 1991 года Кыргызстан объявлен независимым государством. 5 мая 1993 была принята Конституция республики. Кыргызстан занимает площадь 198.5 тысяч км². Границы Кыргызстана с Казахстаном, Узбекистаном, Таджикистаном и Китаем проходят главным образом по горным хребтам и рекам гор Тянь-Шаня. И именно горы занимают почти три четверти территории Кыргызстана.


Кыргызстан - многонациональное, унитарное государство. В административном отношении территория Кыргызстана делится на 7 областей: Баткенская, Джалал-Абадская, Нарынская, Ошская, Таласская, Чуйская и Иссык-Кульская. Каждая область подразделяется на районы. По республике в целом насчитывается 40 административных районов, 22 города. Районы делятся на 429 сельских айыльных кенешей.

Столица республики - город Бишкек.