пятница, 19 апреля 2024
В Кыргызстан привезли  древний  китайский театр теней

Народный репортер

Напишите нам

/ КультураRSS

В Киргизию привезли древний китайский театр теней

В Киргизию привезли древний китайский театр теней

17 апреля 2014 16:53    Просмотров: 7585

Елена Короткова, © News-Asia

Практически половина вещей, которыми мы сейчас пользуемся - родом из Китая. От носков и домашней утвари до бумаги, вилок, вентиляторов и автоматических дверей. Но мало кто знает, что из Поднебесной пришла и забава, известная каждому с детства. Театр теней. Оказывается, он радует человечество уже две с лишним тысячи лет.

Искусство теней появилось в эпоху династии Тан, его становление происходило на протяжении правления Пяти династий (907-960). По легенде, записанной в исторической китайской хронике, император Уди (156-87 до н.э.) из династии Западная Хань был очень подавлен смертью своей любимой наложницы Лэди Ли. Император скучал по ней так сильно, что потерял желание царствовать. Государство нужно было спасать, и министр нашёл выход. Увидев, как дети играют с куклами, а те отбрасывают на пол тени, он создал куклу, похожую по очертаниям на покойницу. Она отбрасывала тень на занавеску в опочивальне правителя, и императору по вечерам уже не было так грустно и одиноко.

Предок телевизора

Сначала развлечение было элитарным, доступным только знати. Первые бумажные куклы и пьесы с их участием отражали деяния небожителей, императоров, полководцев. Затем этот вид драматического искусства просочился в народ, и уже при династии Мин (1368 -1644) в городах на крупных праздниках народу показывали от 40 до 50 пьес театра теней. Особенно популярными были фарсовые сценки о жизни политических деятелей и чиновников.
Чтобы фигурки долго оставались в строю, мастера начали изготавливать их из кожи, но с применением техник народной бумажной вырезки. Фигурки получались словно живые. Средняя высота куклы составляла 30 сантиметров, но некоторые достигали и 70-ти. Сценой им служил экран - прямоугольная деревянная рама в виде окна, обтянутая белой материей, за которой актёры пели и управляли фигурками-персонажами с помощью бамбуковых палочек. На экран были направлены лучи света, и зрители видели не сами фигурки, а тени от них. Замысловатый сюжет плюс традиционная музыка и пение кукловодов пришлись по душе и завоевателям Китая: вместе с войсками Чингисхана и Батыя театр теней достиг Персии, Аравии, Турции и Юго-Восточной Азии. Однако принято считать, что появились первые труппы теневого театра во Франции. Это историческое заблуждение связано с миссионерами, которые в 18 веке вторично привезли искусство в Европу и поставили первые спектакли. Так «Ombres Сhinoises» («китайские тени», прим.авт.) поменялись на «Ombres Francaises» («французские тени») и укоренились не только во Франции, но и по всему миру.

Боги, люди и история

А недавно китайский театр теней впервые прибыл в Кыргызстан. В Государственном историческом музее открылась экспозиция Сианьского музея древне-западного рынка Танской династии. Гостям музея представлены 27 стендовых групп, где размещены 69 экземпляров кукол «Театра теней».
- Сиань считается местом, где начинается Шёлковый путь, и раз  Кыргызстан тоже располагается на этом пути, мы заключили договор о культурном сотрудничестве, - поделилась с «АиФ» госпожа ВАН Бинь, директор музея, сопроводившая ценный груз. - Сначала мы решили привезти выставку народного искусства, нравов и обычаев провинции Шэньси «Театр теней». Экспозиция отправилась за рубеж впервые: экспонаты очень хрупкие, насчитывают много веков. Процесс появления на свет каждой куклы довольно трудоёмкий. Изготавливаются они из коровьей, ослиной и бараньей кожи. Чаще всего - ослиной. Кожу животного очищают и обрабатывают особыми веществами, чтобы она стала очень тонкой, полупрозрачной. Затем покрывают маслом дун и сушат. Потом приступают к изготовлению куклы. Туловище, голову, руки и ноги вырезают отдельно, соединяя их друг с другом так, чтобы кукольник мог имитировать человеческие движения. Наконец, аккуратно раскрашивают. Некоторые сотрудники нашего музея владеют этим традиционным искусством, но сейчас оно постепенно стало утрачиваться. Телевизор и другие развлечения заменяют его. Тем не менее, куклы запечатлели в себе жизнь животных, людей, эпизоды истории, народные сказания и сохраняют историю Китая для потомков.

Ознакомиться с ней можно не только статично: в выставочном зале установлен проектор, на котором идут классические постановки театра. Фигуры и куклы - символичны. Но подписи гостям, не знающим  китайскую культуру, ничего не скажут. К тому же кое-где в их переводе прослеживаются орфографические ошибки, сбивающие с толку посетителя. Однако организаторы это предусмотрели: на выставке работают экскурсоводы, которые с помощью переводчика объясняют все тонкости изображений. Обучаются толкованию сцен театра и местные гиды. Так и перемещается народ от стенда к стенду.

Вот «Многочисленное потомство». Неизвестный мастер передаёт главную общечеловеческую мысль: всё в руках детей. Они, научившись от мастеров ушедших лет музыке, спорту, азам культуры, смогут продолжить не только род людской, но и род ханьцев, как себя именует китайский народ. Дальше следует историческая хроника - на соседних стендах разворачиваются события нескольких веков. Вот династия Хань свергает своего императора, а новый правитель, богатырь Лэй Чженьцзы борется с соперниками. И только внуку потерявшего трон правителя удаётся с помощью мудрого советника объединить разрозненные царства в империю. Вернув трон предков, на досуге он предаётся игре в конное поло, которое китайцы позаимствовали у кочевников - соседей. Все элементы одежды императора, сановников и даже конской сбруи вырезаны и раскрашены с ювелирным мастерством: можно разглядеть каждый узор. Рядом - драматическая сцена суда из популярной пекинской оперы «Куртизанка Юй Танчунь». Девушку обвиняют в убийстве своего хозяина, ей грозит казнь. Ведёт суд её любимый, Ван Дзиньлун, который должен выполнить нелёгкую задачу: соблюсти закон, найти виновного и оправдать дорогую ему женщину. Сцена суда считается в опере одним из лучших отрывков. Мастера кукол смогли воссоздать его и передать весь драматизм положения между чувством и долгом…

По выставке можно ходить долго. Но одним лишь театром теней культурное сотрудничество Кыргызстана и Китая не заканчивается. Работники музея уже готовят к отправке в Поднебесную экспозицию изделий из кожи, войлока и различные виды вышивок ручной работы наших мастериц. Сиань примет первую кыргызскую выставку уже в мае. А значит, горожан и гостей столицы ожидает впереди ещё много интересного «made in China»!

Аргументы и факты-Кыргызстан, №16, 2014 год

Я рекомендую 0 + Поделиться
Нравится

Самое интересное

Комментарии

Другие новости

20 марта 2024 10:17

В Бишкеке пройдет кинофорум к юбилею режиссера Бекеша Абдылдаева

В программе трехдневного мероприятия – показы фильмов, лекции, мастер-классы и ярмарка международных кинофестивалей.

03 февраля 2024 10:56

В Бишкеке состоится вечер кыргызской поэзии

Репертуар вечера выстроен вокруг сюжета метаморфозов романтических отношений, от грёз первой влюблённости, безудержной страсти до глубокой духовной связи зрелых душ, проживших жизнь рука об руку.

Обзоры

 Ассоль Молдокматова 

В ДУХОВНОСТИ-СИЛА, В ЖИВОПИСИ-ЖИЗНЬ!

Художник Толгобек Койчуманов - о мечтах, творчестве, духовности и экологии

 Артём Хегай 

КОМПАС КУЛЬТУРЫ

Дело поэта и писателя продолжают молодые авторы литературных произведений

 Александр Шабалин 

УТЕРЯННОЕ КИНОНАСЛЕДИЕ

Вернёт ли Кыргызстан киноленты отечественных режиссёров?

О стране