четверг, 28 марта 2024
Музыка без границ: Mr. Oscar -  о душе, трудностях музыканта и … Куала-Лумпуре

/ КультураRSS

Музыка без границ: Mr. Oscar -  о душе, трудностях музыканта и … Куала-Лумпуре

11 июня 2018 08:34    Просмотров: 14475

Источник: Аргументы и факты-Кыргызстан

Екатерина Пантелеева, © News-Asia

Каждый из нас вкладывает в понятие «душевность» что-то свое, но редко можно встретить человека, которого не расслабляли бы созерцание костра или шум прибоя. С музыкой дела обстоят сложнее: среди современных композиций и безликих битов найти что-то «теплое и родное» весьма проблематично. Однако есть в Бишкеке исполнители, под пение которых можно перенестись в другой мир: царство уюта и мягкости, туда, где музыканту вторят не губы, а душа.

Один из таких музыкантов - Оскар Султаналиев, более известный под сценическим псевдонимом Mr. Oscar. Между выступлениями и общением с поклонниками Оскар нашел время для недолгой беседы и рассказал корреспонденту «АиФ» не только о творческом пути - он раскрыл главный секрет людских слез и оваций.

К джазу через оперу

С Оскаром мы познакомились на одном из выступлений, где музыканты презентовали новую экспериментальную программу - бархатный баритон и плач саксофона решили «разбавить» игрой диджея. Интересно, что в паузах между выступлением исполнители не отсаживались за отдельный столик, следуя негласной традиции музколлективов, а с удовольствием общались с публикой. Со сцены звучали хиты «Синей птицы» и Луи Армстронга, а у собравшихся сложилось устойчивое ощущение, что действо происходит на крыше отеля в Нью-Йорке.  Удивляет на концертах и разнообразие программы: от хитов, под которые можно подумать и погрустить о своем, до шуточной песни «У бегемота нету талии». Но, как позже признается Оскар, творческий путь мэтра вокала мог бы не сложиться из-за… дворовых мальчишек!

- Я рос в творческой семье, которая часто организовывала большие застолья. Раньше люди собирались не в клубах, а за столом, и посиделки заканчивались песнями. Я любил такие мероприятия еще и потому, что бабушка моя была оперной певицей, а ее голос - это мощь и диапазон.  Я был любимчиком, и стоило мне заплакать, как она была готова выполнить любой каприз. Я просил что-нибудь исполнить. Именно оттуда пошла любовь к вокалу, голосу. Постепенно стал пробовать сам, после чего бабушка сказала маме, что у меня есть способности. Мама повела меня в музыкальное училище. Помню, что на втором этаже нас встретил профессор, попросил повторить такт и сказал, что берет меня. Но, после того, как ребята во дворе узнали, что я буду ходить в музыкальную школу (а в мое время это не приветствовалось), начали посмеиваться, мол, парням в футбол играть надо. Парочка таких замечаний и на занятия музыкой я ходить перестал - уговоры мамы не действовали, я твердо решил, что музыкальные школы - удел девчонок, - вспоминает Оскар.

- Вы совсем отказались от музыки?

- Нет. В пионерских лагерях участвовал в КВН, а там была музыкальная рубрика, где я и выступал. После, уже в подростковом возрасте, быть музыкантом стало модно: группы «Роллинг Стоунз» и «Битлз» стали кумирами молодежи и для того, чтобы произвести впечатление на понравившуюся девочку, парни массово учились играть на гитарах и петь. Собирались мы тогда в основном в парках, дворовых беседках и на бульваре. Несколькими годами позже заграницей я познакомился с электрогитарой и микрофоном, в Германии играл в группе. Но настало время возвращаться домой. Здесь меня встретили друзья - душевный вечер закончился музыкой, а в компании оказался гитарист группы «Наристе». Он наигрывал на гитаре, я подпевал. На следующее утро мне позвонили и попросили  подойти в ДК «КСК» на репетицию, в ходе которой и предложили стать частью коллектива. Мои первые гастроли в составе группы состоялись на Дальнем Востоке. Однако мама, которая некогда привела меня в музыкальную школу, подобному известию не обрадовалась - музыкантом было не престижно быть. Когда вернулся домой, закончил институт и пошел работать по специальности, завязав с музыкой. Но как позже выяснилось, от судьбы не убежишь: в 2004 году я попал на музыкальный фестиваль, который проходил в Алма-Ате, и так вышло, что казахстанские музыканты мой вокал высоко оценили. Тогда даже звание придумали «Мистер фестиваль».

- Выходит, псевдоним ваш пошел оттуда?

- Именно. От звания оставили «Мистера», а Оскар - производная от имени. В том же году произошло мое знакомство с Николаем Марусичем, выступавшим тогда в Русском театре драмы. Марусич сделал мне рекламу, объявив, что после его выступления состоится музыкальный поединок между Мистером Оскаром и Джонни Гассом. Никто не знал этих имен, людей просто заинтриговали, - улыбается Оскар.- В холле мы спели по паре песен. Именно тогда мне в первый раз подарили цветы - это были каллы. Победила в музпоединке дружба, а люди узнали обо мне. Да и я тогда понял, что хочу выступать. А так как мне нравится джаз, сколотил маленький джаз-бэнд.

- Оскар, а почему именно джаз? Насколько мне известно, это направление в КР не сильно развито…

- Мне всегда были по душе песни Луи Армстронга, Рэя Чарльза, Барри Уайта, Тома Джонса. Как понимаете, там не только джаз, но и рок-н-ролл, блюз и фанк. Мне нравится этот микс, их песни я и пою в основном.

- Не каждый музыкант удостоен чести выступать на государственных праздниках, а вас приглашали?…

- Да, со временем меня заметили работники Минкультуры и попросили выступить на празднике Нооруз. После с авторской песней выступил на Дне Независимости. Принимал участие и в джаз-фестивалях, получил звание «Отличник культуры»…

- А были ли у Mr. Oscara зарубежные гастроли?

- Были. Приглашали в Казахстан, Россию. В Москве выступал несколько месяцев, но решил вернуться в КР. Были выступления и в отеле Куала-Лумпура…

От сердца к сердцу

- Как вы думаете, совместимы ли джаз и шоу-бизнес?

- И да, и нет… Мне кажется, здесь все зависит от подачи и от того, кто исполняет ту или иную композицию. Луи Армстронг, к примеру, стал легендой. Совместимы с шоу-бизнесом лишь единичные артисты, это не массовая практика.

- Возможно ли артисту прожить на гонорары?

- В нашей стране - едва ли. Музыкантам приходится сложно, причем это касается не только блюза и джаза.

- Иные музыкальные коллективы подрабатывают на свадьбах, корпоративах, кто-то этого не приемлет. Как вы к подобному относитесь?

- Я не отказываюсь: если приглашают, то выступаю. Нужна публика, практика… И эмоции от выступлений душу греют.

- Сколько времени уходит на репетиции?

- Это зависит от программы выступления. Если она обширная, состоящая из 25 - 30 песен, то мы собираемся в неделю два раза и играем по 3 - 4 часа.

- Оскар, а есть ли у музыки границы?

- Конечно, нет. Мне кажется, что даже суперджазмен может не понимать эту музыку, настолько она многогранна. Музыка - это живая материя. Бывает, споешь на концерте веселую песню, а после подходят друзья-музыканты и спрашивают, почему настроения сегодня не было. А порой исполняешь грустную, блюзовую композицию, а настроение хорошее ощущается. Мы не боимся экспериментировать, сейчас есть задумка включить в программу песни группы «Ленинград», исполнять московские центровые песни, но это для отдельной публики.

- Интересное смешение стилей получится. Как вы к уличным музыкантам относитесь?

- Музыкант - он везде музыкант. Я видел очень талантливых людей в Москве, которые играли на улицах. У некоторых артистов путь к сцене начинался с обочин. К творческим людям, независимо от мест их выступлений, я отношусь положительно.

- Раньше семья была против ваших занятий музыкой, поменялось ли сегодня отношение к выступлениям?

- Сначала домашние смеялись надо мной. Дети спрашивали зачем мне это надо, а я просто «заразился» сценой. После начались восхищения: папа - артист! Костюмы мне готовили, провожали, как на войну, а сейчас к публичной жизни они привыкли, для них мой концерт - как поход в магазин.

- Как вы считаете, музыканту важнее брать или отдавать? Петь для своего удовольствия или стараться подстраиваться под публику?

- Я считаю, что здесь нет четкой разграничивающей линии. Есть много талантливых исполнителей, которые поют, как по маслу, но их не запоминают - нет душевности, контакта со слушателями. А есть и те музыканты, у которых вокальные данные не столь выдающиеся, однако подача настолько мощная, что зал плачет. А все потому, что когда ты поешь от души и  с удовольствием, музыка становится теплее, идет от сердца, а тепло, которого в мире так мало, люди принимают с благодарностью.

Фото из личного архива музыканта

Я рекомендую 1 + Поделиться
Нравится

Комментарии

Другие новости

03 февраля 2024 10:56

В Бишкеке состоится вечер кыргызской поэзии

Репертуар вечера выстроен вокруг сюжета метаморфозов романтических отношений, от грёз первой влюблённости, безудержной страсти до глубокой духовной связи зрелых душ, проживших жизнь рука об руку.

01 февраля 2024 11:11

Кыргызстанцы споют на сцене Кремля в День русского романса

В этот вечер на сцену выйдут исполнители из России, Болгарии, Казахстана, Италии, Северной Македонии, Ирана, Китая, Узбекистана, Таджикистана, Армении, Беларуси, Азербайджана и Кыргызстана.

Обзоры

 Ассоль Молдокматова 

В ДУХОВНОСТИ-СИЛА, В ЖИВОПИСИ-ЖИЗНЬ!

Художник Толгобек Койчуманов - о мечтах, творчестве, духовности и экологии

 Артём Хегай 

КОМПАС КУЛЬТУРЫ

Дело поэта и писателя продолжают молодые авторы литературных произведений

 Александр Шабалин 

УТЕРЯННОЕ КИНОНАСЛЕДИЕ

Вернёт ли Кыргызстан киноленты отечественных режиссёров?