среда, 19 декабря 2018
Госорганы Кыргызстана не заинтересованы проблемами внутренней миграции населения

Народный репортер

Напишите нам

Кыргызстан / ОбществоRSS

Госорганы Киргизии не заинтересованы проблемами внутренней миграции населения

Госорганы Киргизии не заинтересованы проблемами внутренней миграции населения

03 апреля 2018 09:25    Просмотров: 3290

Елена Иванченко, © News-Asia

Миграционные вопросы в Киргизии на сегодня достаточно актуальны и оказывают значительное влияние на социально-экономическое развитие страны. В связи с этим Тянь-Шаньский аналитический центр Американского университета в Центральной Азии (ТАЦ АУЦА) и немецкий Фонд Ханнса Зайделя провели совместное исследование проблем внутренней миграции среди киргизстанцев, а также попытались выяснить роль госорганов и органов местного самоуправления в этом процессе. Результаты презентовали и обсудили на круглом столе.

По данным Национального статистического комитета, полученным с 2011 по 2016 годы, чаще всего жители переезжают в Бишкек, Чуйскую область, далее следуют город Ош, а также Ошская и Нарынская области. Почти по всем регионам республики наблюдается миграционная активность среди женщин. Исследователи отмечают, что зачастую оставить родной дом и отправиться в соседний город человека вынуждает сложная экономическая ситуация, в частности безработица или отсутствие работы с достойным заработком. На внутренней миграции сказываются природные бедствия, недовольство жителями качеством жизни, а также услугами, которые предоставляет государство, будь то образование, медицина и прочее. Кроме того, современная молодежь не хочет жить в сельской местности.

– Тенденции внутренней миграции остаются на протяжении нескольких лет одинаковыми – население из сельской местности мигрирует в экономически и инфраструктурно развитые регионы, однако с ограниченным земельным, жилищным и коммуникационным потенциалом. Из региональных городов переезжают в большие города – это Бишкек, Ош, Джалал-Абад, – отметила Замира Ажигулова, координатор исследовательской команды ТАЦ АУЦА.

Социологическое исследование состояло из опроса мигрантов об условиях и качестве жизни до и после переезда на новое место жительства. На основе ответов респондентов, исследователи составили общий социальный портрет внутренних мигрантов. В основном – это люди трудоспособного молодого возраста от 18 до 40 лет (71 %), со средним, высшим и средне-специальным образованием (90 %). Подавляющее большинство (90 %) состоят в браке, у многих есть дети, притом у 45% опрошенных есть трое и более детей.

Согласно исследованию, главная причина переезда респондентов на новое место – наличие работы притом с относительно высокой заработной платой. Следующими факторами миграции послужили отсутствие жилья, а также возможность найти лучшее образование для своих детей. Примечательно, что 12% мужчин и 10% женщин сменили место проживания из-за лучшей экологической обстановки. Подавляющее большинство респондентов (83%) хотят основательно обосноваться в населенном пункте, и не планируют дальнейшие перемещения, 6% – останутся только на период работы и только 3% – собираются вернуться на малую родину. Зачастую после переезда семьи вынуждены арендовать жилье, притом, как отмечают респонденты, жилищные условия улучшились незначительно.

Интересно, что у 26% мужчин и 30% женщин до переезда не было прописки, причем у половины респондентов не оказалось ее и после переселения. Наибольшее количество незарегистрированных респондентов оказалось в Бишкеке и Оше, а также в Ошской области. В основном мигрантов не хотят регистрировать собственники жилья, остальная часть либо не захотела возиться с процедурами оформления документов, либо не знала как это нужно и можно сделать. В семьях респондентов проживает 586 детей в возрасте от 3 до 17 лет. При этом 81% детей в возрасте от 3 до 7 лет не посещает дошкольные образовательные учреждения. А вот в школу ходят 92% подростков от 7 до 17 лет. Результаты опроса выявили низкий уровень осведомленности населения о возможностях реализации своих прав на доступ к образованию, к медицинским услугам, а также к услугам социальной защиты. Что касается услуг документирования, почти половина опрошенных жалуется на грубое обращение со стороны сотрудников, 30% – отказали в услуге, а с 20% респондентов требовали взятку.

Исследователи выявили, что большое значение в поиске работы имеют социальные связи: родственники, друзья, знакомые помогли найти работу 84%. Примечательно, что 16% респондентов отметили увеличение заработной платы, помимо этого возросли доходы от бизнеса и предпринимательской деятельности. Опрошенные жители назвали ряд трудностей, с которыми им приходится сталкиваться, так проблема поиска жилья остро стоит перед респондентами в Ошской и Джалал-Абадской областях и в Бишкеке. Более 70% людей в Бишкеке, Чуйской, Ошской и Джалал-Абадской областях заявили, что не могут устроиться на «желаемую» работу. В столице наиболее сложно получить регистрацию по месту жительства, также затруднен доступ к услугам здравоохранения и образования. Однако в целом граждане удовлетворены своей жизнью после переселения.

При этом невысоким оказался уровень доверия респондентов к государственным структурам. Как оказалось, чаще всего не доверяют судьям (28%), депутатам Жогорку Кенеша (23%), губернаторам областей (21%), акимам районов (20%), работникам милиции (20%), депутатам местных кенешей (19 %).  В рамках исследования было также проведено экспертное интервью с 25 респондентами-сотрудниками государственных органов: ОМСУ, НКО и международных организаций с целью выявления их мнения по причинам, тенденциям, основным проблемам, особенностям и перспективам развития внутренних миграционных процессов, возможностям их регулирования. По сведениям исследователей, в ходе этих бесед выявились негативные аспекты. Так представители госорганов ссылались на то, что их ведомство не предусматривает прямую работу с внутренними мигрантами.

– Законодательство КР действительно не наделяет какие-либо государственные органы ответственностью за реализацию регулирования процессов внутренней миграции и работу с внутренними мигрантами. Таким образом, ни одним государственным органом в Кыргызстане не ведется работа, непосредственно связанная с реализацией  прав внутренних мигрантов в Кыргызстане. В подавляющем большинстве наши респонденты – представители государственных органов были слабо заинтересованы в даче ответов на вопросы экспертного опросника или же зачастую обладали очень низким уровнем компетенции по задаваемым вопросам. Практически все респонденты отметили, что вопросами внутренней миграции их ведомства занимаются косвенно, через выполнение прямых обязанностей ведомств, их мандата, – подчеркнули исследователи.

По итогам представителя ТАЦ АУЦА предоставили правительству КР, а также госорганам, ведомствам и службам выводы и рекомендации по улучшению сферы регулирования внутренней миграции в республике.

Справка News-Asia: Фонд Ханнса Зайделя осуществляет свою деятельность в 55 странах мира (80 проекто): проводит конференции, семинары, исследования, подготавливает публикации отчетов. С 2015 года Фонд определил миграцию, как основное направление деятельности. Представительство немецкого Фонда Ханнса Зайделя в Центральной Азии реализует проекты в сфере государственного и муниципального управления на территории КР, Казахстана и Таджикистана.

Я рекомендую 1 + Поделиться Twitter Facebook
Нравится

Самое интересное

Комментарии

Другие новости

13 декабря 2018 11:02

Мэр Бишкека Азиз Суракматов распорядился установить камеры в маршрутках

Мера направлена на борьбу с карманниками

13 декабря 2018 09:04

Нацбанк КР не выпускал банкноту с изображением Айтматова

В ближайшее время Нацбанк КР не планирует вносить изменения в существующий банкнотный ряд национальной валюты.

Обзоры

 Екатерина Пантелеева 

«ЗВОНОЧКИ» ГОРЕ-СИСТЕМЫ

Почему учебные пособия для школьников Кыргызстана кишат ошибками?

 Владимир Банников 

ШАПКАМИ ЗАКИДАЕМ?

Пока эксперты говорят об опасности создания в КР и в странах Центральной Азии ячеек МТО, в соцсетях республики потребовали… не проводить в Кыргызстане военных учений СНГ «Иссык-Куль-Антитеррор - 2018»

 Елена Короткова 

ФУНДАМЕНТ ДЛЯ БУДУЩЕГО

Три тренда ЕАЭС для молодежи на ближайшие несколько лет

О стране

Кыргызстан (Киргизия) — высокогорная страна.

После распада СССР, 31 августа 1991 Кыргызстан объявлен независимым государством. 5 мая 1993 была принята Конституция республики. Кыргызстан занимает площадь 198.5 тысяч км2. Границы Кыргызстана с Казахстаном, Узбекистаном, Таджикистаном и Китаем проходят главным образом по горным хребтам и рекам гор Тянь-Шаня. И именно горы занимают почти три четверти территории Кыргызстана.

Кыргызстан многонациональное, унитарное государство. В административном отношении территория Кыргызстана делится на 7 областей: Баткенская, Жалал-Абадская, Нарынская, Ошская, Талаская, Чуйская, Иссык-Кульская. Каждая область подразделяется на р-ны.
По республике — 40 административных районов, 22 города. Районы делятся на 429 сельских айыл кенеши.

Столица республики — город Бишкек.