среда, 24 апреля 2024
Безналичные мобильные платежи с электронных кошельков могут запретить в Кыргызстане

Народный репортер

Напишите нам

Кыргызстан / ПроисшествияRSS

В Киргизии Нацбанк требует запретить безналичные мобильные платежи

В Киргизии Нацбанк требует запретить безналичные мобильные платежи

23 января 2018 16:05    Просмотров: 13056

Елена Короткова, © News-Asia

В Киргизии снова обсуждается инициатива Нацбанка КР, который 12 января инициировал законопроект, согласно которому безналичные мобильные платежи должны стать в республике в скором времени вне закона. Услуга, не так давно появившаяся на рынке республики, за 3 месяца охватила порядка 100 тысяч граждан и вполне может стать достойной альтернативой как закрывающимся в регионах офисам банков, так и терминалам оплаты коммунальных услуг и пополнения мобильных кошельков, которые до сих пор иногда при необходимости сложно найти и в Бишкеке. Но несмотря на это, госорган настроен крайне решительно.

Запретить и не пущать!

Международный опыт использования такого метода расчета на сегодня  в развитых и развивающихся  странах по большей части  положителен и популярен  - за последние пять лет свыше 20 из них стали проводить политику постепенного сокращения оборота наличных денег в экономике. Так, к примеру, в Китае в 2016 году мобильные платежи достигли 38 трлн. юаней (5,5 трлн. долларов США), а в минувшем 2017 году – уже более 75 трлн. юаней (11,3 трлн.долларов США). В России система безналичных мобильных платежей менее чем за год использования к концу 2017 года перетянула на себя порядка 30% оплаты покупок. А в соседнем Казахстане по разным оценкам, в 2017 году и вовсе  95% платежей  пришлось на банковские карты,  электронные кошельки и безналичные мобильные платежи со смартфонов. Тенденция отказа от наличной валюты для удобства людей налицо, однако в Киргизии думают иначе. Как только в республике заговорили о том, что в ближайшее время на рынок выйдет первое приложение для безналичных платежей со смартфона,  так сразу же в августе 2017 года Нацбанк вынес на общественное обсуждение законопроект, запрещающий пополнение электронного кошелька держателя с лицевого счета абонента поставщика товаров и услуг, в том числе и путем возврата аванса за товары и услуги с последующим зачислением возвращенных денежных средств. Инициатива расценивалась рядом экспертов как лоббирование интересов участников банковского рынка и попытка монополизации услуг. После того, как законопроект поднял большой общественный резонанс, он был заморожен, а для того, чтобы применить его к киргизским реалиям без вреда для граждан и бизнеса в будущем, была  создана совместная рабочая группа. Однако к единому мнению они не пришли, и госорган вновь выступил с инициативой запрета электронных кошельков с возможностью безналичных мобильных платежей.

Сейчас запрет мотивируется тремя рисками: по мнению его сторонников, при пополнении электронных кошельков посредством баланса и безналичных мобильных платежах  невозможно обеспечить сохранность средств пользователей и оборота средств для операций. Так же такой способ может стать… средством для спонсирования МТО.  Ассоциация операторов связи КР и представители сотовых операторов же считают эти риски маловероятными.  Пока что по данным АОС КР, ни одного случая, когда бы происходили инциденты, нет – риски просчитывались заранее и ликвидировались в процессе работы системы. Поэтому клиентам и не разрешается сейчас иметь более 15 тысяч сомов на кошельке в виде остатка и проводить операции объемом более 30 тысяч сомов в месяц. Сохранность средств гарантируется банком-партнером, имеющим аккредитацию на деятельность от НБ КР. А информация о транзакциях  – будь то оплата комуслуг, покупка билетов в кино или заказ продуктов на дом – сохраняется. В АОС КР даже были  согласны на то, чтобы работу услуги контролировало государство, но общего языка с НБ КР найти не удалось, и законопроект о запрете электронных кошельков с безналичными мобильными платежами все же оказался на общественном обсуждении.

Выбор за народом, или...?

Представители сотовых операторов и руководство АОС обратились к СМИ и киргизстанцам  с просьбой поучаствовать в общественном обсуждении и все-таки добиться сохранения своих прав по распоряжению своими финансовыми средствами так, как удобно самим людям.

- Мы не согласны с инициативой НБ КР по части полного запрета на развитие безналичных мобильных платежей  в части запрета для пользователей на пополнение электронных кошельков посредством баланса. Согласно Государственной программе по увеличению платежей и расчетов в КР, утвержденной правительством страны и современным тенденциям, когда мобильные сервисы активно участвуют в развитии экономики, а так же программе цифровизации страны и развитии сектора ИКТ «Таза коом», нам бы хотелось видеть более лояльную политику по отношению к развитию сервиса мобильных кошельков. Его потенциал огромен: на практике спустя 3 месяца после запуска проекта мы видим, что данная услуга востребована, у нее уже порядка 100 тысяч пользователей, а оборот достигает 1, 2 млн сомов в день. Уже задействованы традиционно неонлайновые сектора экономики,  такие, как кинотеатры, таксомоторные службы – экономика страны начинает трансформироваться в сторону ИКТ. Это уже не первая инициатива НБ КР запретить мобильные кошельки: 1 августа он уже выносил проект об электронных деньгах, но благодаря реакции бизнес-среды и активной позиции наших граждан рабочая группа приостановила этот проект и начала его перерабатывать для более конструктивной реализации. Мы надеялись, что после этого мобильные кошельки запрещать не будут, но Нацбанк вновь пытается запретить эту услугу.  Мы как Ассоциация, констатируем: не все участники процесса, и не все банки и  компании, работающие в этой сфере в КР и имеющие международный опыт по реализации таких проектов, были привлечены в рабочую группу.  И проект о запрете электронных кошельков вновь вынесен на обсуждение, - отмечает исполнительный директор Ассоциации Айбек Куренкеев. - Нам пока не удалось прийти к единому мнению, позиция НБ КР неизменна: пользователи не должны производить безналичные мобильные платежи и пополнять электронные кошельки посредством баланса. Но позиция запрета – крайняя регулятивная мера, когда что-либо имеет большие угрозы для страны и экономики в целом. Но это большой потенциал для развития экономики! И мы призываем общественность и госорганы активно обсуждать этот законопроект: только путем честных и прозрачных общественных слушаний мы придем к консенсусу, полезному для общества.

Как отмечают представители сотовых операторов, они вели переговоры не только с Нацбанком, но и с правительством и другими госорганами, и практически везде нашли поддержку. Однако, несмотря на это, противостояние продолжается.

- Инициатива НБ КР противоречит ряду нормативно-правовых актов КР, в частности, Конституции страны, потому что согласно ей запрещается принятие подзаконных нормативно-правовых актов, что ограничивают права и свободы человека и гражданина. При запрете наши граждане будут ограничены в праве пользования и распоряжения своим имуществом, в данном случае - финансовыми средствами. Согласно статье 24 закона «О правах потребителя» потребитель имеет право на возврат авансовых платежей или приобретенных услуг после их получения, права киргизстанцев будут нарушены и тут. Инициатива НБ КР, к тому же, не будет способствовать развитию экономики, здоровой конкуренции и носит неконструктивный характер.  Мы, операторы связи, считаем, что каждый гражданин должен знать о том, как решение НБ КР отразится на экономике, цифровизации и прозрачности общества. Поэтому на базе нашего сайта АОС мы запустили портал, где можно ознакомиться со всеми  материалами по проекту, и проголосовать «за» или «против» законопроекта, - поведал Куренкеев. -  Так же можно отправить короткое смс на номер «2040» с цифрой «2», если вы согласны  с запретом на пополнение мобильного кошелька, или  с цифрой «4», если вы за то, чтобы иметь возможность самостоятельно распоряжаться своими денежными средствами в любой удобной для себя форме. Номер выбран не случайно, он олицетворяет государственную стратегию развития  – 2040. СМС – голосование для всех абонентов бесплатно, мониторинг голосования будет вестись прозрачно, и все его результаты будут отображаться на сайте.

Так же можно подписать скачанную и распечатанную с сайта петицию, и отправить ее на имя главы Нацбанка КР. При достаточном количестве недовольных грядущими переменами граждан, законопроект пересмотрят. А республика сможет сохранить лицо, и не демонстрировать мировому сообществу разрыв между заявлениями на высоком уровне о курсе на цифровизацию и реальной ситуацией, когда бизнесу и гражданам приходится некомфортно, потому что отдельные госструктуры вышеупомянутую цифровизацию тормозят.

Я рекомендую 0 + Поделиться
Нравится

Самое интересное

Комментарии

Другие новости

29 марта 2024 13:41

В Бишкеке совершено очередное нападение на контролера

Ситуация вышла за пределы разговора и переросла в физическое нападение на сотрудника общественного транспорта.

27 марта 2024 18:57

В Кыргызстане бандиты из Азербайджана готовили покушение на руководство страны

Пять членов транснациональной организованной преступной группировки, предположительно, планировавшие покушение на руководство Кыргызстана, были задержаны в Бишкеке.

Обзоры

 Елена Короткова 

ПОНРАВИЛАСЬ.УКРАЛ.УБИЛ.

Похищение для насильственного вступления в брак и убийство Айзады Канатбековой в Кыргызстане раскололо общество, но не смогло остановить других похищений девушек

 Елена Короткова 

Вопиющие факты

Прежний владелец отеля «Пинара», Фехим Ениже, спонсировал террористов на Ближнем Востоке, но власти республики игнорируют этот факт

 Елена Короткова 

КОМУ ЗАКОН НЕ ПИСАН?

«АиФ» предлагает вспомнить громкие ДТП последних лет и проследить, кому из их участников и виновников закон оказывался не писан, а если и писан, то не читан или неправильно трактован

О стране

Кыргызстан (Киргизия) - высокогорная страна.

После распада СССР, 31 августа 1991 года Кыргызстан объявлен независимым государством. 5 мая 1993 была принята Конституция республики. Кыргызстан занимает площадь 198.5 тысяч км². Границы Кыргызстана с Казахстаном, Узбекистаном, Таджикистаном и Китаем проходят главным образом по горным хребтам и рекам гор Тянь-Шаня. И именно горы занимают почти три четверти территории Кыргызстана.


Кыргызстан - многонациональное, унитарное государство. В административном отношении территория Кыргызстана делится на 7 областей: Баткенская, Джалал-Абадская, Нарынская, Ошская, Таласская, Чуйская и Иссык-Кульская. Каждая область подразделяется на районы. По республике в целом насчитывается 40 административных районов, 22 города. Районы делятся на 429 сельских айыльных кенешей.

Столица республики - город Бишкек.