пятница, 29 марта 2024
МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ «УМНОГО ГОРОДА» — Центральноазиатский информационный портал «News Asia»

Народный репортер

Напишите нам

Кыргызстан / АвтоRSS

МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ «УМНОГО ГОРОДА»

МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ «УМНОГО ГОРОДА»

31 января 2018 14:12    Просмотров: 14272

Елена Короткова, © News-Asia

С наступлением 2018 года ситуация с авариями на дорогах республики лучше не стала. Несмотря на то, что официально рапортуется о снижении числа ДТП, количество их жертв растёт: в столкновениях всё чаще активно участвуют сразу несколько авто или же маршрутные такси. О проблеме ДТП и безопасности на дорогах уже говорят в парламенте как об угрозе национальной безопасности, сравнивая количество погибших на дорогах с числом жертв военнослужащих в Афганистане со стороны Киргизской ССР.

Разрубить гордиев узел должен был в 2015 году проект «Безопасный город» под эгидой МВД, тендер на который выиграла компания «Стилсофт», но этого не произошло - о прениях вокруг отбора претендентов и тяжбах уже писал «АиФ». Вердикта Верховного суда по истории с коррупционным привкусом нет до сих пор, а люди продолжают гибнуть. Поэтому в качестве части проекта «Таза коом», реализуемого правительством, была инициирована и реализация «Умного города» как средство для сокращения нарушений ПДД, числа ДТП и улучшения криминогенной обстановки в стране в целом. В начале января 2018 года был подписан договор о реализации проекта в течение следующих полутора лет.  Мы ответили на самые волнующие вопросы о работе проекта.

Кто поможет Кыргызстану?

Решить проблему установки систем видеофиксации и контроля за происходящим на записях Кыргызстан был сам явно не в состоянии: хромают как материально-техническая база, так и подготовка специалистов, и скромный госбюджет. 11 января 2018 года после двух месяцев переговоров правительство республики подписало инвестиционное соглашение с китайской компанией Huawei Technologies Co., Ltd на 60 млн долларов США по реализации проекта «Умный город». Компания за полтора года осуществит выполнение работ по подготовке проектно-сметной документации, поставке оборудования, строительству, интеграции, эксплуатационно-техническому обслуживанию проекта «Умный город» на территории городов Бишкек, Ош и на автодорогах Бишкек-Ош и Бишкек-Чолпон-Ата, Бишкек-Международный аэропорт «Манас» , установив не менее 150 тысяч камер видеонаблюдения и других недостающих объектов инфраструктуры, например, умных светофоров или освещения. Так же в Бишкеке и Оше появятся два командных мониторинговых центра, информация на которых будет взаимно дублировать друг друга, и два центра обработки данных. Информация в центрах будет распределена по уровням доступа, чтобы специалисты коммунальных служб,  чиновники министерств и ведомств могли ей пользоваться и оперативно устранять последствия возникших ЧП. Подготовка специалистов по работе с оборудованием и программным обеспечением будет входить в обязанности соинвесторов - Beijing China Veterans Lingxin Capital Management и ОсОО «АKA минералз энд майнинг» ( последние получат 15% в виде 9 млн долларов США за подготовку специалистов по работе с оборудованием и программным обеспечением). Вложения окупятся приблизительно в течение пяти лет.

Почему Китай?

После того, как скандал с «Стилсофт» улёгся, правительство КР стало искать новых инвесторов. Претендентами стали компании Китая и Японии, но выбор был сделан в пользу Китая и системы инвестиционного прямого соглашения, а не тендера. Проведение тендера показало в случае «Безопасного города» не лучший результат, к тому же правительство КР может заключить прямое соглашение на сумму более 50 млн долларов США, ежели инвестор имеет положительную деловую репутацию, и опыт реализации проектов, предполагаемых инвестиционным соглашением. Опыт реализации проектов и впрямь имеется. Аналогичный кыргызскому проект «Безопасный город» в Таджикистане реализовывался именно Huawei, что и стало дополнительным стимулом при выборе инвестора. Там проект обошёлся всего лишь в 22 млн долларов, но охватил лишь один город - Душанбе. Однако касаемо пункта с «положительной деловой репутацией» можно поспорить. На территории КР компания имела несколько мутных историй с тендерами. Да и в кулуарах парламента заговорили об ангажированности итогов прямого инвестиционного соглашения. Дополнительная зависимость от Китая в столь уязвимых сферах, как безопасность граждан и государства и обработка данных, вызвала обеспокоенность. Тем более, что крупные страны мира считают деятельность компании небезопасной. Согласно отчётам разведывательных и военных служб США, деятельность китайской телекоммуникационной компании Huawei в 2008 году была признана «угрозой для национальной безопасности» по причине «тесных связей с коммунистической партией Китая». С этого времени использование оборудования Huawei в сетях государственного и военного значения было практически сведено к нулю, а также были созданы препятствия для любых поглощений американских компаний китайским производителем. К таким же выводам относительно деятельности Huawei вскоре после США пришли спецслужбы Австралии, Индии и Великобритании.

Но в правительстве Кыргызстана опасений нардепов не разделяют. Вице-премьер-министр Даир КЕНЕКЕЕВ заверил, что у компании хороший международный авторитет и она имеет опыт работы с крупными многомиллионными городами мира. Так что всё будет под контролем.

- Ее специалисты обслуживают Шанхай, Гуанчжоу, а также Дубай. Huawei имеет большой авторитет в международной сфере, это - один из мировых лидеров по производству телекоммуникационного оборудования. Штат сотрудников компании, которая представлена на всех континентах, насчитывает 170 тысяч человек. Согласно оценкам экспертов, продукцией и сервисами компании пользуется уже треть населения земного шара. Не буду рекламировать остальные их возможности. Мы также знаем, что компания находится под контролем правительства Китая, - отметил чиновник.

«Умный»? А мы умнее!

Смена названия вместо обесславленного «Безопасного города» на «Умный город» так же изрядно озадачила и смутила не только обывателей, но и парламентариев. Однако позже вопрос отпал сам собой. Вместо видеокамер с обычной фиксацией Huawei предполагает установить интерактивные и многофункциональные камеры, в программном обеспечении которых присутствуют элементы искусственного интеллекта. Таким образом, хитроумная система распознает не только марку автомобиля или его госномер, но и лица людей, находящихся в розыске или совершающих преступление под прицелом камеры. Это облегчит труд правоохранителям и спецслужбам. Правда, на вопрос, как собираются контролировать человеческий фактор в работе «Умного города» - никто не ответил. Негативный опыт других стран и реалии Кыргызстана показывают, что при определённых навыках и желании подзаработать, помочь родственнику или другу, записи с камер и из архива системы могут быть удалены сотрудниками, работающими с программным обеспечением и оборудованием. А преступник избежит наказания.

Сколько стоит?

Замыкает топ часто задаваемых вопросов о проекте следующий: ударит ли «Умный город» по карманам кыргызстанцев? Вопрос не праздный: по Бишкеку во дворах многоэтажек появились распечатанные на принтере объявления о том, что благодаря проекту дворы будут оснащены камерами видеонаблюдения. «Камеры государство установит бесплатно, но абонентская плата будет составлять 25 сомов ежемесячно. По всем вопросам обращаться к домкому» - гласили чёрно-белые бумажки. Однако в правительстве официально заявили: никто не вправе собирать с кыргызстанцев деньги на реализацию «Умного города». Отдельные камеры видеонаблюдения могут поставить по инициативе ТСЖ или домкомов, но это в проект не входит.

Источник: еженедельная газета "Аргументы и факты-Кыргызстан", № 4, 2018 год

Фото:www.kremlinrus.ru

   
Я рекомендую 0 + Поделиться
Нравится

Самое интересное

Комментарии

Другие новости

02 октября 2023 18:42

Мэрия Бишкека запустила муниципальное круглосуточное экотакси

В час пик оно двигается по выделенной полосе в южной части города, по которой до этого городские власти запретили ездить частным авто и транспорту.

07 июля 2023 10:24

В Кыргызстане в 60% ДТП виноваты водители праворульных автомобилей

ГУОБДД: За последнее время часто регистрируются особо тяжкие дорожно-транспортные происшествия с участием праворульных автомобилей.

Обзоры

 Елена Короткова 

МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ «УМНОГО ГОРОДА»

Как будет работать проект, который должен навести порядок на дорогах Кыргызстана?

 Екатерина Пантелеева 

ВЫНУЖДЕННАЯ МЕРА

В Бишкеке все неправильно припаркованные авто отправят на штрафстоянку

 Алина Панчерская 

ДВИЖЕНИЕ БЕЗ ОПАСНОСТИ

Какие меры принимаются для снижения аварийности в Кыргызстане?

О стране

Кыргызстан (Киргизия) - высокогорная страна.

После распада СССР, 31 августа 1991 года Кыргызстан объявлен независимым государством. 5 мая 1993 была принята Конституция республики. Кыргызстан занимает площадь 198.5 тысяч км². Границы Кыргызстана с Казахстаном, Узбекистаном, Таджикистаном и Китаем проходят главным образом по горным хребтам и рекам гор Тянь-Шаня. И именно горы занимают почти три четверти территории Кыргызстана.


Кыргызстан - многонациональное, унитарное государство. В административном отношении территория Кыргызстана делится на 7 областей: Баткенская, Джалал-Абадская, Нарынская, Ошская, Таласская, Чуйская и Иссык-Кульская. Каждая область подразделяется на районы. По республике в целом насчитывается 40 административных районов, 22 города. Районы делятся на 429 сельских айыльных кенешей.

Столица республики - город Бишкек.