понедельник, 22 апреля 2019
Сага об ОСАГО:  чем завершились споры вокруг «автогражданки» в Кыргызстане

Народный репортер

Напишите нам

Кыргызстан / АвтоRSS

Сага об ОСАГО:  чем завершились споры вокруг «автогражданки» в Кыргызстане

Сага об ОСАГО: чем завершились споры вокруг «автогражданки» в Кыргызстане

01 февраля 2019 15:46    Просмотров: 2085

Источник: Аргументы и факты-Кыргызстан

Елена Иванченко, © News-Asia

В Кыргызстане полис ОСАГО должен стать таким же обязательным документом для вождения автомобиля, как и водительские права с 7 февраля 2019 года. Однако за считанные дни до вступления в силу соответствующего закона власти предложили снова отсрочить инициативу на два года.

Cреди государств СНГ Кыргызстан единственная страна, где нет ОСАГО. Аварийность на дорогах республики регулярно становится предметом обсуждения. За девять месяцев прошлого года зарегистрировали свыше 5 тысяч случаев ДТП, в которых погибли 458 человек. Больше 6 тысяч кыргызстанцев получили травмы. Однако власти, опасаясь массового недовольства граждан, не спешат с принятием закона, обязующего покупать полисы.

Корреспондент «АиФ» разбиралась в том, почему страхование гражданской ответственности вызвало острые дискуссии среди автовладельцев и готово ли общество к подобному нововведению.

Очередной тайм-аут

Закон КР «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев автотранспортных средств» был принят 24 июля 2015 года. Тогда общество крайне негативно восприняло задумку. Автолюбители возмутились срочностью принятия «автогражданки», а также пробелами в законодательстве. Впрочем, и депутаты посчитали, что правительство недостаточно проработало механизм внедрения резонансного документа. Из-за опасений социального взрыва парламент вернул проекты подзаконных актов в Госфиннадзор. Представители надзорного органа пообещали до 2018 года привести все необходимые для ОСАГО положения в порядок.

«За два года мы успеем подготовиться, провести масштабную информационную кампанию, чтобы люди хорошо знали, что такое страхование. Мы не зря такой срок поставили. Его достаточно, чтобы устранить имеющиеся недостатки», – заверил в 2016 году Санжар Муканбетов, председатель Госфиннадзора.

К началу работы ОСАГО в 2019 году финансовый регулятор все же разработал страховые суммы и тарифы на основе статистических данных об аварийности. Базовый тариф полиса составил – 1 тысячу 680 сомов, он умножается на пять коэффициентов. Так, итоговая стоимость страховки зависит от возраста и стажа водителя, типа и технических характеристик авто, количества аварий, наличия диагностической карты, а также срока страхования. В среднем за полис кыргызстанцы будут платить 2-3,5 тысячи, водители маршруток и автобусов больше – 4-5 тысяч сомов.

ОСАГО – это обязательное страхование автогражданской ответственности. То есть, если по вине владельца полиса случилось ДТП, платить пострадавшим будет не он, а его страховая компания в пределах установленных законодательством лимитов. Так, в случае ДТП со смертельным исходом, размер страховой компенсации составит – 300 тысяч сомов. Авария с причинением тяжкого вреда потерпевшему оценивается от 100 до 200 тысяч сомов в зависимости от группы инвалидности, к которой привел инцидент. При нанесении вреда здоровью средней и легкой тяжести выплачиваются расходы на лечение – не более 100 тысяч сомов. Максимальный размер выплаты на ремонт по ОСАГО составляет не более 150 тысяч сомов каждому потерпевшему и не более 450 тысяч всем. Если размер причиненного вреда больше установленных сумм, то виновник ДТП будет обязан компенсировать недостающую сумму.

Однако Жогорку Кенеш вынес на общественное обсуждение законопроект об отсрочке ОСАГО до 7 февраля 2021 года. Инициаторами поправок выступили депутаты Акылбек Жапаров, Торобай Зулпукаров, Алтынбек Сулайманов и Абдумажит Юсуров. Народные избранники посчитали, что автовладельцы не готовы к дополнительным расходам, а страховые компании по-прежнему вызывают недоверие в части выплат страховых компенсаций.

ОСАГО? Нет, не слышали

В свою очередь, Госфиннадзор мнение парламентариев не разделяет. По словам Муканбетова, население и инфраструктура страны вполне подготовлены к реализации проекта. Ведомство лишь предлагает до августа нынешнего года не применять штрафные санкции к водителям без полиса. Стоит отметить, что согласно обновленным штрафам за нарушение ПДД, вождение без ОСАГО физическому лицу обойдется в 3 тысячи, а юридическому – в 13 тысяч сомов. Однако активное обсуждение «автогражданки» в соцсетях противоречит заявлениям Госфиннадзора. Далеко не все граждане отчетливо понимают смысл этого вида страхования. Выходит, что обещанную информационную кампанию среди жителей страны  так и не провели.

«Проект недоработан. Необходимо тщательно пересмотреть перечень компаний и условия страхования, а также начать работу среди населения. Если оставить все в текущем положении, возникает подозрение, что к августу все кинутся за страховками, как это было с налоговой декларацией. А потом закон снова передвинут или вовсе отменят», – сетует один из пользователей в Facebook.

Многие автовладельцы путают ОСАГО с добровольным видом страхования транспортных средств от ущерба, хищения или угона – КАСКО. А вот более юридически подкованных граждан интересует, в каких случаях страховщик может отказать в выплате, так как закон этот вопрос четко не регулирует. А система квалифицированной юридической помощи автолюбителям в стране не развита. Два автоюриста, контакты которых удалось найти и дозвониться, в закон об обязательном страховании еще не вникали, и пояснить риски не смогли. Водителям остается только надеяться на добропорядочность страховых компаний.


«Законодательство «сырое». Как только дело дойдет до первых страховых случаев, выплат компенсаций, судебных решений, начнется «шоу». У правительства и парламента было достаточно времени, чтобы урегулировать все документы, обучить страховщиков, однако снова практически ничего не сделали», – разводит руками Нурбек, водитель бишкекской службы такси.

К слову, многие кыргызстанцы согласны с обязательным страхованием автогражданской ответственности.

«В развитых странах нет необходимости принуждать страховаться – люди привыкли отвечать за свои поступки и снижать риски по возможности. Как раз у нас, на развивающемся рынке, надо заставлять всех, чтобы автострахование ответственности стало привычкой. Как только речь заходит о культуре вождения, большинство кыргызстанцев начинают в один голос твердить о необходимости порядка, а при попытке его навести, утверждают, что нет денег. Зарплаты, конечно, низкие, не спорю, но едва ли автовладельца можно назвать нищим. В любом случае, 2-3 тысячи сомов в год – относительно недорогая стоимость страховки. Я не считаю ОСАГО ни налогом, ни «кормушкой» для чиновников. Сегодня этот вид страхования не всем понятен и от того многих пугает, но это лишь вопрос времени», – считает кыргызстанский водитель Виталий Лесничий.

Навязанная услуга?

Впрочем, где оформлять ОСАГО тоже пока неизвестно. Для выдачи полисов страховые компании должны были получить лицензию в Госфиннадзоре. Ранее сообщалось, что девять компаний выразили заинтересованность в выдаче страховки, но пошло ли дело дальше разговоров непонятно. Столичный автоправозащитник и видеоблогер Болот Ибрагимов выступает за отсрочку нововведения.

«Вводить ОСАГО в Кыргызстане еще рано, потому что есть коррупционные риски в этом вопросе. Допустим, с 1 января 2019 года в Казахстане внедрили электронный полис обязательного автострахования гражданско-правовой ответственности. Таким образом, сотрудники ДПС уже не имеют права требовать у граждан ОСАГО (ОГПО в РК, – Авт.), а водителям не надо возить с собой бумажные полисы. Дорожные полицейские смогут проверить наличие страховки в единой базе. У нас же со вступлением в силу закона об ОСАГО волокита с бумагами создаст не только дополнительные неудобства, но и лазейку для коррупции. При отсутствии полиса либо сотрудники ГУОБДД будут требовать деньги, либо сами водители предложат. Надо отталкиваться от опыта соседних стран, той же России, где эта система существует давно. Нужен правильный подход, в противном случае возникнут аффилированные высшими эшелонами власти страховые компании, которые будут лоббировать свои интересы. Потенциальных рисков множество, поэтому без электронной базы и реформы правоохранительных органов говорить об ОСАГО рано. Мы с нынешними законами не можем разобраться, а еще новые вводим, получится беспорядок», – резюмировал эксперт.

Я рекомендую 0 + Поделиться Twitter Facebook
Нравится

Самое интересное

Комментарии

Другие новости

27 февраля 2019 15:13

В Кыргызстане создадут единый реестр водителей такси

Единый реестр автоперевозчиков для таксистов - вынужденная мера. Слишком много жалоб поступает на водителей - от нарушений ими правил дорожного движения, приводящих к аварийным ситуациям до выхода на работу в нетрезвом виде и домогательств в отношении клиентов.

06 февраля 2019 20:01

Кыргызстан снова не готов к внедрению ОСАГО - закон перенесли на 2021 год

Полис ОСАГО должен был стать обязательным документом для вождения автомобиля с 7 февраля 2019 года. Однако кабмин посчитал нецелесообразным обременять сейчас автовладельцев дополнительной финансовой нагрузкой в связи с новыми автодорожными штрафами.

Обзоры

 Елена Короткова 

МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ «УМНОГО ГОРОДА»

Как будет работать проект, который должен навести порядок на дорогах Кыргызстана?

 Екатерина Пантелеева 

ВЫНУЖДЕННАЯ МЕРА

В Бишкеке все неправильно припаркованные авто отправят на штрафстоянку

 Алина Панчерская 

ДВИЖЕНИЕ БЕЗ ОПАСНОСТИ

Какие меры принимаются для снижения аварийности в Кыргызстане?

О стране

Кыргызстан (Киргизия) — высокогорная страна.

После распада СССР, 31 августа 1991 Кыргызстан объявлен независимым государством. 5 мая 1993 была принята Конституция республики. Кыргызстан занимает площадь 198.5 тысяч км2. Границы Кыргызстана с Казахстаном, Узбекистаном, Таджикистаном и Китаем проходят главным образом по горным хребтам и рекам гор Тянь-Шаня. И именно горы занимают почти три четверти территории Кыргызстана.

Кыргызстан многонациональное, унитарное государство. В административном отношении территория Кыргызстана делится на 7 областей: Баткенская, Жалал-Абадская, Нарынская, Ошская, Талаская, Чуйская, Иссык-Кульская. Каждая область подразделяется на р-ны.
По республике — 40 административных районов, 22 города. Районы делятся на 429 сельских айыл кенеши.

Столица республики — город Бишкек.