четверг, 18 апреля 2024
Айгуль Мураталиева: «Уличные танцы раскрепощают тело, а классические танцы и балет учат им владеть»

Кыргызстан / КультураRSS

Айгуль Мураталиева: «По уровню развития балета можно судить о развитии государства»

13 марта 2017 15:05    Просмотров: 13449

Источник: Аргументы и факты-Кыргызстан

Елена Короткова, © News-Asia

В Киргизии идет подготовка к выступлению делегатов от республики на международном фестивале хореографических учебных заведений «Орлеу» («Восхождение», прим.авт.) в Алматы, где танцовщики продемонстрируют свое искусство, а преподаватели проведут мастер-классы для зарубежных коллег и их воспитанников. В канун поездки портал News-Asia взял небольшое интервью о киргизском современном балете у Айгуль Манайкуловны Мураталиевой, художественного руководителя Бишкекского хореографического училища имени Ч. Базарбаева – единственного в республике, откуда выходят дипломированные артисты балета.

- В послевоенное время было множество возможностей для реализации в различных сферах. Что подтолкнуло Вас сделать выбор в пользу балета?

- Мой отец работал в Академии наук, был филологом, семья интересовалась культурой. В 1960 году педагоги из Ленинградcкого хореографического училища имени А.Вагановой ( сейчас - Академия русского балета имени А.Вагановой, прим.авт.) приехали во Фрунзе. Они организовали отборочный тур в музыкально-хореографическом училище имени Куренкеева для школьников, я прошла его и поехала в Ленинград. Переживала больше не о том, что не смогу учиться, а о том, что буду далеко от родителей… В итоге из 18 человек из Киргизии через восемь лет из училища с дипломом артиста балета вышли только четверо, в том числе и я. Наша профессия такова, что образование завершить могут немногие: с 1 по 5 курс девочки начинают развиваться, и у некоторых оказывается от природы не балетная фигура, кто-то не выдерживает возрастающей нагрузки на организм, у кого-то начинаются проблемы со здоровьем...Недаром артисты балета выходят на пенсию раньше всех, в 38 лет! После окончания училища я вернулась в Киргизию. В то время государство обеспечивало бесплатное обучение в лучших образовательных учреждениях, но потом молодой специалист должен был вернуться и отработать на родине два года. Тогда во Фрунзе была сильнейшая труппа, это были золотые годы балета! Нам завидовали в Казахстане, из Алматы приезжали на автобусах, чтобы посмотреть на наш балет! Все были молодые, амбициозные, соревновались между собой: даже в перерывах не уходили из зала, соревновались, кто больше сделает пируэтов, фуэте, гран-пируэтов... Распределение партий зависело от балетмейстера, Уран Сарбагышев склонялся к более высоким балеринам. Я была среднего роста, поэтому стала корифейкой (танцовщицей кордебалета, выступающей в первой линии и/или исполняющей отдельные небольшие танцы, прим.авт). Мне доставались двойки, четверки, участвовала во всех постановках, в отдельных концертных номерах...Так и прошел 21 год! Но позже оказалось, что мое призвание – преподавание. Я ушла на пенсию в 41 год. 1 числа уволилась из театра до обеда, после обеда уже пришла в училище устраиваться, и работаю до сих пор! Я могла преподавать и в мужском, и в женском классе, но тогда, в 1999 году, не оказалось педагога в мужском классе. Так и преподаю мужчинам почти 20 лет. Все удивляются, куда бы мы не поехали!

- После распада СССР в Туркменистане прекратил существование театр оперы и балета под предлогом того, что эти виды искусства чужды и не нужны туркменскому народу. Эти же речи звучали в то время и в Киргизии. Как же удалось сохранить эту сферу искусства?

- В целом «легендарный парламент» был близок к искусству - там был и Мар Байджиев, и другие деятели искусства и культуры. О том, что балет не нужен, говорили единицы, которые ничего не понимали в искусстве. Было очень трудно, но училище благодаря труду педагогов, не бросивших работать, осталось, и школа не была утрачена, как это произошло в соседних странах. В Душанбе была Малика Сабирова, когда она ушла – таджикский балет исчез, то же самое произошло и в Туркмении – там балет канул в небытие, хотя и туркмены и таджики учились с нами, и там была целая плеяда танцоров, - вспоминает хореограф. - Когда правительство не обращает внимания на культуру и искусство и говорит, что «это не нужно» – это неправильно. Приезжает какой-то зарубежный политик – его ведут в Большой театр на балет, так же и у нас бывало. Я считаю, что по уровню развития балета можно судить о развитии государства. Например, в Казахстане балету уделяют большое внимание, там открыли академию балета. Мы присутствовали на церемонии открытия по приглашению, там присутствовал и открывал ее лично Нурсултан Назарбаев. К ней прилагается театр на 700 мест, для сравнения – в нашем театре оперы и балета мест почти 800. Есть у них и своя труппа «Астана балет»…Они опираются на классическую школу, как и мы. В Алма-Ате и Астане очень следят за соблюдением классических канонов балета, как и у нас. Даже приглашали к себе Юрия Григоровича, он ставил «Спящую красавицу» на основе хореографии Петипа в «Астана опера».

- Более десяти лет назад в нашей республике так же, как и в Казахстане, проходили хореографические подобные конкурсы - «Алтын шаты», «Ак-Куу 2012», где присутствовали учащиеся хореографических училищ из Европы и соседних стран – Казахстана, Узбекистана,Турции. В последние годы балет в республике достаточно активно развивается, почему же мероприятия такого размаха не проводятся теперь?

- Их организация упирается в финансирование, сейчас мы не проводим настолько глобальные конкурсы. Последними мероприятиями были международное мероприятие к юбилею Бибисары Бейшеналиевой, на этот конкурс приехали казахстанцы. Проводили и концерт 7 марта, с участием наших учеников.

- Работать с будущими солистами балета – должно быть, нелегкий труд. С миссией обучить кого-то навыкам, которыми в совершенстве владеешь сам, не все справляются, в этом тоже нужен талант. Сложно ли было «перестроиться» на другую специфику после выступления на сцене?

- Специфика нашего преподавания в том, что каждый ученик в хореографическом училище – это штучная работа. Если в одном классе есть два-три способных ученика – мы радуемся. Набор их идет не только в Бишкеке, но и по всей республике, мы ездим по регионам и ищем талантливых ребят, как в советское время. Не у каждой семьи есть возможность и средства отправить сына или дочь в город на отборочный тур! Кроме того, есть и своя подготовительная школа при училище, откуда так же ведется набор детей. Выходит в год по плану набор в 40 человек, до выпуска доходят из них 12-15. Это происходит не только у нас: на новосибирских Дельфийских играх я разговаривала с художественных руководителем новосибирского хореографического училища, и, по его словам, в их училище бывали выпуски, состоящие и из одного человека! За это время я пробовала работать и там, где платят хорошо: кружки, частные школы...Но не смогла там работать. Тянет обратно профессия! В частных заведениях другая атмосфера и требуется другой результат, иная специфика, нежели в профессиональном обучении. У нас хорошая классическая школа благодаря тому, что преподаватели закончили Московское и Ленинградское хореографическое училища, и могут передать им опыт. А им, в свою очередь, преподавали педагоги, которые танцевали еще в царской России. Поэтому наши выпускники достаточно востребованы - их приглашают в Америку, в Россию, в Казахстан, они выступают в Европе и Юго-Восточной Азии… Поэтому я говорю о том, что нам не помешало бы положение, при котором ребята, закончившие наше училище, отрабатывали в столичном Театре оперы и балета хотя бы 2 года. Женский состав укомплектован, а вот мужского недостаток! Некоторые из нынешних учеников уже имеют практику на сцене, но чтобы идти вперед, к сольным партиям, требуется закончить балетное образование. Прекрасно танцевать без многих часов обучения и труда просто не получится! Исключения бывают – например, Рудольф Нуреев, который поздно пришел в балет и мало учился, у него был талант свыше. Но таких,как он, очень мало.

- Сейчас, если судить по записям балета в Сети и по телевидению, во всем мире есть тенденция модернизации хореографии, меняется культура танца - происходит много заимствований хореографами из народных танцев или «танцев улиц». Как Вы относитесь к этой тенденции?

- Я считаю, можно заимствовать все. К нам, например, приезжала труппа из Америки, они проводили у нас мастер-класс с одной из групп по уличным танцам благодаря посольству США. Эти танцы раскрепощают тело, учат чувствовать его, а классические танцы и балет учат им владеть, выполнять движения, которые сохраняются веками.

- Вы до сих пор в зале демонстрируете их ученикам, держите себя в хорошей физической форме. В чем Ваш профессиональный секрет? Возможно, какой-то распорядок дня, диеты?

- У нас такая профессия! В училище есть педагог, которой 82 года – она до сих пор преподает и репетирует, показывая воспитанникам, как правильно работать. Мне же всего лишь 68 лет, - смеется хореограф. - Чисто психологически дело в том, что мы работаем с детьми и меняемся вместе с ними, это не позволяет расслабляться! Они, сейчас, конечно, другие, чем те дети, которые были, когда я была маленькой - книги не читают, не умеют грамотно писать, не могут поставить точки и двоеточия. Эти проблемы есть во всех школах. Но у нас, во-первых, в классах по 15-20 человек. В общеобразовательных же школах - по 30-40 человек. Какие знания они могут получить – не представляю. Во-вторых, мы каждого ребенка воспринимаем как своего, и вкладываем в него очень многое. И когда видишь, как твой ребенок хорошо выступил, станцевал – это такое счастье и удовлетворение от своей работы, это дорогого стоит! После, когда они выпускаются и уезжают, мы продолжаем поддерживать связь через WhatsApp и по телефону, рассказывают, как у них дела, спрашивают совета – вплоть до женитьбы! А когда приезжают – обязательно заглядывают ко мне.

- У каждой многодетной мамы есть дети, за которых она переживает больше всего, гордится ими…А кем из своих учеников и выпускников гордитесь Вы?

- Всеми. У меня даже есть дети, которые работают за рубежом. Это - Айбек Базарбаев, племянник Чолпонбека Базарбаева, имя которого носит наше училище, он работает в Государственном Приморском театре оперы и балета во Владивостоке. Александр Омар – в Михайловском театре, в Санкт-Петербурге, в Казахском государственном академическом театре оперы и балета имени Абая – Нурлан Конокбаев, Асангулов Азамат – в одном из коллективов США…Недавно один из моих иностранных студентов, Ле О из Китая, с гордостью написал мне, что его приняли в одну из американских трупп модерн-балета. А когда я была на недавней премьере «Ромео и Джульетты», то заметила, что знаю большинство участников балета на сцене – это мои ученики. Его балетмейстер – Максат Сыдыков, обучавшийся в Национальной школе балета и Королевской академии танца в Лондоне и выступавший в странах Европы. Сейчас он вернулся в республику и занялся постановками современного балета. Я была на третьей премьере, очень понравилась идея перенести сюжет в шестидесятые годы, сделать героям костюмы в духе того времени вместо пачек, и много иных интересных замыслов.

Я бы пожелала согражданам, как бы ни было тяжело жить, несмотря на государственные и житейские проблемы – ходить в театры, музеи... Знаете, иногда я сталкиваюсь с тем, что человек, доучившись до пятого курса университета, никогда не был в театре и даже не знает, где он находится! Большинство людей сейчас занято компьютером и сидением в Интернете, и даже был такой период, когда люди практически не ходили в театр. Сейчас же идет обновление – уже меньше желающих сходить на эстрадный концерт, чем на балет или на концерт классической музыки. И по последним премьерам и спектаклям можно сказать, что возникает новое поколение молодых зрителей, это радует. Появились и организации, которые помогают проведению концертов, развитию солистов и музыкантов, меценаты...Большое спасибо им за это!

Фото: Алина Панчерская

Я рекомендую 1 + Поделиться
Нравится

Комментарии

Другие новости

20 марта 2024 10:17

В Бишкеке пройдет кинофорум к юбилею режиссера Бекеша Абдылдаева

В программе трехдневного мероприятия – показы фильмов, лекции, мастер-классы и ярмарка международных кинофестивалей.

03 февраля 2024 10:56

В Бишкеке состоится вечер кыргызской поэзии

Репертуар вечера выстроен вокруг сюжета метаморфозов романтических отношений, от грёз первой влюблённости, безудержной страсти до глубокой духовной связи зрелых душ, проживших жизнь рука об руку.

Обзоры

 Ассоль Молдокматова 

В ДУХОВНОСТИ-СИЛА, В ЖИВОПИСИ-ЖИЗНЬ!

Художник Толгобек Койчуманов - о мечтах, творчестве, духовности и экологии

 Артём Хегай 

КОМПАС КУЛЬТУРЫ

Дело поэта и писателя продолжают молодые авторы литературных произведений

 Александр Шабалин 

УТЕРЯННОЕ КИНОНАСЛЕДИЕ

Вернёт ли Кыргызстан киноленты отечественных режиссёров?