четверг, 28 марта 2024
Международный конкурс артистов балета глазами кыргызстанцев

Кыргызстан / КультураRSS

Танцовщики из Киргизии рассказали о закулисье московского балетного конкурса

02 ноября 2017 17:24    Просмотров: 12231

Елена Иванченко, © News-Asia

В Киргизии балетная сфера не столь популярна, особенно среди современного поколения. Мало кто знает, что в этом году наши соотечественники успешно представили республику на XIII Международном конкурсе артистов балета и хореографов. Выступать от страны поехали пять человек – 4 танцовщика и один хореограф. Среди мужчин солистов киргизстанец Марат Cыдыков стал обладателем первой премии, а в младшей возрастной группе Аслан Алиев получил диплом.

Накануне Дня работника культуры в Киргизии 2 ноября  News-Asia поговорил с воспитанниками Айгуль Мураталиевой, художественного руководителя Бишкекского хореографического училища имени Ч. Базарбаева, которые выступали в младшей группе. В свои 18 лет Аслану Алиеву и Санжару Омурбаеву посчастливилось танцевать на сцене Большого театра, наравне с известными артистами.

Олимпийские игры балета

– Ребята, расскажите, как вы попали в балетную сферу?

– Санжар: Я в детстве был хулиганом, как и многие мальчишки, вечно дрался. А брат как раз выпускался и посоветовал родителям отдать меня в хореографическое. Отец был против, хотел, чтобы я остался в Балыкчи. Но мама  одобрила идею, и в августе 2010 года сдал экзамены и поступил. Вначале я не понимал, что здесь делаю, был, как «ёжик в тумане». Только со временем понял, что действительно хочу заниматься балетом. В 2014 году на международном конкурсе хореографических учебных заведений «Орлеу» («Восхождение» прим. авт.) в Алматы  я занял первое место в младшей группе. В 2015 мы ездили на фестиваль классического танца в Воронеж. А летом этого года с однокурсником побывали на  международном балетном конкурсе в Москве. Сейчас готовимся к новым достижениям.

– Аслан: Попал в училище совершенно случайно, пришёл за компанию с сестрёнкой, её не приняли, заодно решили меня посмотреть и взяли. В то время были популярны фильмы с Ван Даммом, когда он садился на шпагат, мне было интересно, и я тоже научился.  Первые 2 года тоже не понимал и что делать, и что такое «балет». Постепенно начала вовлекаться, смотрел на старших, пробовал разные движения, танцы. Сейчас уже не представляю себя без балета.

–  Международный балетный конкурс в Москве – один из самых престижных. Он, как и Олимпийские игры проводится раз в 4 года. Для вас это первый опыт участия на сцене Большого театра. Расскажите, как он проходил, сколько вы готовились, какие эмоции получили от участия?

– Санжар:  Мы узнали, что прошли отбор немного позже, и на подготовку оставалось полтора месяца. К тому же, на фестивале в Алматы, я подвернул ногу и получил разрыв связок голеностопного сустава, из-за этого меньше тренировался. Но, несмотря на это, хотел поучаствовать. Это большой опыт – выступать среди великих артистов, которых мы видели только в Интернете! Участников было много, 200 человек из 27 стран, поэтому первый тур поделили на два дня. Так получилось, что  из всех киргизстанцев я один оказался в первой группе. На первой генеральной репетиции были неполадки с музыкой, у каждого второго не читался диск. У меня было тоже самое, очень волновался, пока бегал, решал эту проблему, продуло поясницу. Все наши участники прошли на второй тур. Я танцевал современный танец и классический из балета «Щелкунчик», к сожалению, в третий тур не пропустили. Однако я нисколько не жалею, что принял участие.

– Аслан: Конечно, было сложно, но мы получили колоссальный опыт. На конкурсе многие из-за нервного срыва заболевали. Поэтому у участников должна быть моральная подготовка, а физически просто нужно верить в себя, не надо сомневаться,  иначе ничего не получится. Кстати, наклон сцены Большого театра 4 градуса, и поначалу было сложно танцевать, мышцы ног забивались во время репетиций, благо массажист спасал. А через 2-3 дня уже привыкли, стало не страшно. Репетиции проходили строго по графику, давали мало времени, чтобы почувствовать сцену. Мы приходили во время перерыва, когда никого не было, и занимались. Я бы не сказал, что киргизский балет чем-то хуже российского, но они  не наравне. Мы достойно выступили, я стал дипломантом. Большая поддержка была со стороны Айгуль Манайкуловны и всего училища. Когда стоял на сцене с дипломом, не верилось в реальность происходящего.    

Важна подготовка

– Санжар: Кстати, на московском конкурсе, я узнал, как устроен мой организм. До этого в Алматы я разогревался только на репетиции, и когда начался конкурс, ноги остыли, и тяжело было танцевать. А здесь уже подошёл с умом, за 2-3 номера начал понемногу разогреваться, чтобы весь пик моей энергии пришёлся на танец. Было больше радости, чем волнения, от того, что я выступаю на такой знаменитой большой сцене с известными артистами.  

– Аслан: К таким конкурсам надо год или даже два готовиться. Я спрашивал у ребят, которые получили первые места, они танцуют свои номера уже 4 года, всё заложено в ногах и отточено. В три часа ночи разбуди, станцуют идеально.

– Удалось с кем-то из опытных артистов балета пообщаться, перенять что-то?

– Аслан: Мы часто разговаривали с Бахтияром Адамжаном из Казахстана, который занял первое место среди мужчин солистов. Он сразу после конкурса в США, прилетел в Москву, поспал несколько часов и начал репетировать. Это настоящий профессионализм, не каждый артист так сможет.

– Санжар: Участники к нам по-доброму относились, спокойно отвечали на вопросы, помогали, если надо было. Педагоги добрые и отзывчивые. Даже ребята из Алматы, когда смотрели наши репетиции, где-то подсказывали, как лучше исполнить. 

Зрителю нужна эстетика

– А какие требования сейчас к артисту балета – мужчине?

– Санжар: Когда готовый артист устраивается в театр, оценивают его внешние данные. Рост должен быть не ниже 180 см, у девушек – 175 см. И в российские театры,  такие как Большой или Мариинский, редко берут танцовщиков с азиатской внешностью. Зритель любит красивого танцора, чтобы были четкие линии. Важна эстетическая красота. Есть артисты, которые у себя на родине, в Японии, Корее были ведущими солистами, а приезжают в Большой театр и танцуют вторые партии. Не думаю, что ради этого стоит уезжать из своей страны. Знаете, я ещё заметил отличие наших зрителей от московских. Когда мы сидели в зрительском зале на открытии, некоторые пожилые пары записывали имена выступавших в блокноты, и точно так же, как жюри делали заметки, ставили оценки.

– Аслан: Во время выступления, именно в России, зрители аплодируют только после того, как танцовщик дотанцует, чтобы не мешать ему. У нас стоит только хорошо сделать прыжок, сразу хлопают. Это и есть культура,  когда ты танцуешь, из-за аплодисментов можно не услышать музыку и не попасть в ритм. На азиатских конкурсах такое часто наблюдается, а вот в Москве нет.

Эти же особенности отмечает и Айгуль Мураталиева. Кроме того, по словам наставницы, есть у танцовщиков республики и иная проблема - отсутствие финансирования. Престиж республики юноши  и девушки вынуждены защищать за свой счёт.

– У нас много дилетантов, даже первый арабеск поднимет танцовщик, уже начинают аплодировать. Это ужасно. Я когда училась в Питере, мы ходили на спектакли в Мариинский театр, раньше он назывался Кировский, и вот после окончания на сцену вызывали солистов на поклон и все считали, кто сколько раз артист вышел из-за кулис. Это было престижно. Практически в любом мероприятии международного масштаба возникает финансовый вопрос. По условиям московского балетного конкурса, когда танцовщик подает заявку на участие, он должен заплатить взнос – 100 долларов. Только потом он отправляет видео, с исполнением постановок и узнает, прошёл или нет. Если участник не прошёл отбор, деньги естественно не возвращают. Дорожные расходы, проживание, питание парням пришлось оплачивать из собственного кармана, так как не нашлось мецената. Государство республики, к сожалению, проигнорировало письма с просьбой хоть как-то посодействовать, и не оказало никакой поддержки, - говорит она.

Несмотря на эти нюансы, Аслан и Санжар действительно увлечены балетом, хотят совершенствоваться и развивать эту сферу в стране. 

Отметим, что Международный балетный конкурс начал проводиться в Москве с 1969 года и быстро приобрел высокий профессиональный авторитет, став важной частью мирового балета. За многолетнюю историю конкурса обладателями Гран-при стали всего четыре артиста, причем все они россияне - Надежда Павлова (1973 год), Ирек Мухамедов (1981 год), Андрей Баталов (1997 год) и Денис Матвиенко (2005 год). В этот раз он проводился летом, в год 90-летнего юбилея художественного руководителя конкурса Юрия Григоровича, а также в преддверии «Года Русского балета и 200-летия Мариуса Петипа».

Фото автора

   
Я рекомендую 0 + Поделиться
Нравится

Комментарии

Другие новости

03 февраля 2024 10:56

В Бишкеке состоится вечер кыргызской поэзии

Репертуар вечера выстроен вокруг сюжета метаморфозов романтических отношений, от грёз первой влюблённости, безудержной страсти до глубокой духовной связи зрелых душ, проживших жизнь рука об руку.

01 февраля 2024 11:11

Кыргызстанцы споют на сцене Кремля в День русского романса

В этот вечер на сцену выйдут исполнители из России, Болгарии, Казахстана, Италии, Северной Македонии, Ирана, Китая, Узбекистана, Таджикистана, Армении, Беларуси, Азербайджана и Кыргызстана.

Обзоры

 Ассоль Молдокматова 

В ДУХОВНОСТИ-СИЛА, В ЖИВОПИСИ-ЖИЗНЬ!

Художник Толгобек Койчуманов - о мечтах, творчестве, духовности и экологии

 Артём Хегай 

КОМПАС КУЛЬТУРЫ

Дело поэта и писателя продолжают молодые авторы литературных произведений

 Александр Шабалин 

УТЕРЯННОЕ КИНОНАСЛЕДИЕ

Вернёт ли Кыргызстан киноленты отечественных режиссёров?