пятница, 19 апреля 2024
В ДУХОВНОСТИ-СИЛА, В ЖИВОПИСИ-ЖИЗНЬ! — Центральноазиатский информационный портал «News Asia»

Народный репортер

Напишите нам

Кыргызстан / КультураRSS

В ДУХОВНОСТИ-СИЛА, В ЖИВОПИСИ-ЖИЗНЬ!

В ДУХОВНОСТИ-СИЛА, В ЖИВОПИСИ-ЖИЗНЬ!

07 ноября 2019 12:24    Просмотров: 10208

Ассоль Молдокматова, © News-Asia

Десять лет назад десять выпускников КГУСТА пригласили меня в мастерскую , где каждый писал мой портрет . Я позировала полтора часа . Видение каждого было интересным , не стандартным , каждый объяснял по-своему . Портрет кисти художника Толгобека Койчуманова врезался  в память . Он поймал взгляд , а это сложнее всего . Сегодня Толгобек один из востребованных художников-постановщиков кинематографа, разительно выделяется  из ряда современников, он - для  меня колоссальная фигура - креативный художник, удивляющий, заставляющий смотреть, думать. Его работы вселяют оптимизм - искусство вечно!

— Толгобек , я видела вашу давнюю фотографию: серьезный юноша  около мольберта с кистью. «Портрет художника в юности». Расскажите, как вы начали рисовать?

— С малых лет тяга к рисованию отличало меня от сверстников . Я мог рисовать часами , днями напролет . Застаивался на природе , словно набираясь сил для будущего . Ручкой, карандашами рисовал вымышленный мир и действительный и потом вся семья, соседи долго рассматривали рисунки , восхищались.

— О чем ваши мысли сегодня ?

— Я должен забыть то, что раньше писал и обрести нового себя и новый  почерк . Заметный. Ищу . Сложно , но глубоко . Важно быть в поисках . Это целый масштабный процесс .

— Помните известное изречение : «Художник должен быть всегда голодным» , согласны ? 

— Отчасти да, когда ты сыт , работы также отображает твое умиротворение , скучно чаще всего  . Изречение правдивое . До идей -да , должен быть  голоден , ведь поиски всегда дают ростки !

— Мастерские художника всегда завалены старыми работами . Это потребность взглянуть на себя вчерашнего ?


— Учителя всегда  учили  , что сохранять старые работы всегда на пользу .  Раньше я рисовал доминанту зеленого , а сейчас , наоборот - желтого и красного , это и есть мироощущение . Десять лет назад, сравнивая работы , как будто это  два разных художника .


—А что вы любили рисовать в детстве?

— Как и все мальчишки любил рисовать в 90- е годы героев боевиков , оружие , а еще рисовал волны Иссык -куля , камни , это словно , меня питало . Я не мог объяснить в детстве , почему я это рисую , но потом многие стали понимать мои взгляды и порывы ,

—Я слышала не раз, как художники с нежностью вспоминают советскую художественную школу, в которой они учились. Нужна ли такая академическая школа рисунка, живописи и скульптуры в Кыргызстане ?

— Художники говорят об умении рисовать в академическом смысле, на мой взгляд, на самом деле понимают, что такое уметь рисовать. И еще учеба у мастера, общение с ним — это настоящая школа для молодого художника. Еще можно ездить по музеям и копировать работы мастеров. Русская академическая школа всегда славилась плацдарменными знаниями , техникой , это и по сей день прочный фундамент, а мы - все таки последователи через своих учителей  . Это данность и для многих художников необходимость . Мастерство приходит позднее , а прочный фундамент должен быть априори  .

— Я знаю, что вашим учителем был художник Усен Омуров , Сапар Торобеков . Как вы стали их учеником?

— После школы  поступил в КГУСТА . Там и встретился со своими учителями -наставниками . Усен Омуров стал куратором. На сегодняшний день ему 70 лет, но его активности , энергии можно только позавидовать . Я благодарен ему за знания . Он учил нас жизни, морали , принципам . Сегодня он продолжает обучать , а это многое значит для новой плеяды художников . Помню, как между парами , в коридорах по привычке  общались между студентами , а он, проходя мимо , говорил : «Не теряйте времени, больше учитесь, читайте ! Пользы больше будет!»  Всегда старался привлечь к духовности  !

— Что бы вы сказали молодым художникам, кроме как «работать и еще раз работать» ?

— Серьезно задуматься над собственным стилем . Со временем , это начинаешь  понимать.  как никогда . Без почерка , ты просто посредственность, а если обрел фирменный почерк , ты — личность !

—Творить в тишине — это хорошо, но художникам нужно общение, тусовки . Вы какой : общительный или замкнутый ?

— Тусовка — невообразимое слово. Художникам необходимо профессиональное, доброжелательное, но критичное общение. Общение на высоком уровне. Когда-то были гильдии, которые держали художников в рамках. Сегодня правила диктует только рынок. Общение я получаю в сфере кинематографии , этим и компенсирую пробелы . Мы с друзьями -коллегами собираемся , общаемся , но в жизни , творчестве в большей степени  я -интроверт, работаю в одиночку , замкнуто . И это наполняет  особой  таинственностью  мое творчество.

— Вы ходите на выставки художников, которые не являются вашими друзьями?

— Ходим , это душевная тяга . Знать персону не обязательно , ведь мы можем быть из разных городов и стран  , тем более техника  и манера у всех разные , а расширение мировоззрения , взглядов всегда влияют на творчество . Российские художники пишут в зеленых оттенках , а мы — кыргызские художники  в более красных

—Когда вы работаете, думаете ли вы о том, как понравиться зрителю, получить приз, сделать удачную выставку, продать?

— Да, надо признаться , что в голове проскальзывает крамольная мысль. Как правило , такие работы с коммерческой задумкой  не продаются , но если ты искренен и без потаенной мысли понравиться  и реализовать , точно можешь позднее осознать и понять , что это востребовано !

— Как появилась идея серии портретов и роликов ?
— Я всегда в поисках креативного и необычного , ведь есть масса творческих ходов , которые могут разнообразить вообще творчество . Снимать процесс написания портрета было новшеством  для Кыргызстана и разительно отличалось от привычной подачи и презентации портрета .

— Думаете ли вы о теме будущей выставки, когда работаете?

— Когда ты продумываешь  комплексно , значит выставка будет выигрышной. Я работаю, заполняю мастерскую, приходит куратор, говорит, что пришла пора для выставки. Смотрим, обсуждаем. Выставка — срез работ, сделанных за какой-то промежуток времени. Обычно я не включаю в выставки свои старые работы. Если смотрю на них, то вижу недостатки, поэтому оставляю старые работы в покое, вот так, лицом с стене.

— На кого вы ориентируетесь в творчестве ?

— В разный период всегда по -разному  .  Врубель  нравится сейчас . Тонкие у него работы. Широкие мазки . Техника нравится .

— Бывает ли у вас мистическое чувство, что кто -то направляет ваше воображение и кисть?

— Бывает , что  во сне приходят темы , вижу картину . Встаю и начинаю рисовать , правда, иногда не получается повторить , тогда спасением для меня является природа  . Природа многое подсказывает .

— Понятно, что Рембрандт — ваш любимый художник. Еще, мне кажется, вам должны быть близки искусство, поэзия и философия Китая.

— Рембрандт делал очень красивые вещи, писал парадные портреты горожан в кружевных воротниках, и дело шло отлично. К счастью, он оставил эту стезю. Рубенс был знаком с работами Рембрандта только того красивого периода и не внес его имя в список великих мастеров. Теперь мы удивляемся, почему. Рембрандт был в прошлом . Сейчас совсем другое измерение , философия  со временем поменялась . Китайские философы близки . Вспоминаю , выражение Лао Цзы, в котором много истины : «В покое очищаются мысли, и ты видишь истинную суть сердца. В праздности дух становится податливым, и ты познаешь истинный исток сердца. В безмятежности помыслы становится глубокими, и ты постигаешь истинную основу сердца. Для того чтобы узреть свое сердце и прикоснуться к подлинному, нет ничего лучше этих трех состояний.» Эта философия сейчас близка мне.

 
— О чем вы мечтаете ?

— Мечтаю провести  персональную выставку в Лувре .

— Что вами руководит в цели остаться в профессии ?

—  Любовь к искусству . Чувство самопознания . Кино помогает . Природа . Лучше природы художника нет .

— Поговорим о природе. Вы часто бываете на пленэрах . Тема экологии оставляет желать лучшего . Как изменить ситуацию ?


— Я родом с Иссык-Куля и часто выезжаю на пленэр . Сердце обливается кровью, когда вижу заваленные пляжи пластиком , отходами . Даже южный берег стал утопать в человеческом неуважении . Нужно поднимать тему идеологии , самосознания . Если направить силы и внимание на воспитание масс , то понятие , что культурный человек никогда не бросит мусор на берегу и на природе, возымеет верх .  Духовность -спасение !

— Вы реализовали свой потенциал и в кинематографе , а где вам интереснее ?

— Кинематограф увлекателен . Я занимаюсь кинопроцессом в качестве художника- постановщика  . Рисую на экране , обдумываю реквизит , целостность  кадра . От гаммы костюмов  до композиции интерьера в  кадре - это и есть отображение основной темы фильма , усиляю зрительно . Получается ...

— На одной из киноцеремоний премий «Ак-Илбирс» вас удостоили номинации «Лучший Художник-постановщик» ...

— За фильм  «Саякбай» . Мне было интересно работать , потому что персонаж сам сильный ! Время не особо давнее , мы почти все помним то время и тщательный подход помог сделать детализацию . Кинорежиссер Эрнест Абдыжапаров -многослойная и глубокая  личность . С ним интересно работать . Награда была особым признанием.

— Какова главная картина вашей деятельности ?

— Она пока не написана . Уверен, это не за горами .

— В чем сила  вашего бытия ?

— В самовыражении , в любимой профессии .

— Чем наполнен день художника ?

— Беру в руки кисть и палитру. Начинаю писать. Бывают и вечерние сессии. В выходные дни я тоже прихожу в мастерскую. Когда отдыхаю — слушаю музыку, читаю. Мастерская. Мысли . Эскизы . Холст . И поиски . Работа , процесс. 

— Как выживают художники ?

— Сложно. Кто как может. Сфера изобразительного искусства почти не интересна государству и правительству . Все заняты «умными городами», но ведь духовность в умных и безопасных городах должна быть на первом плане . Это энергия и «пища», питающая миллионы умов и сердец . Без этого никуда. На деле и в реалиях , художники выживают , даже не существуют . Принимают заказы , работают не по профессии . Это правда жизни и это беда нашей страны . Настанут ли времена , когда настанет расцвет ? Возможно , но веру мы не теряем !

— Если представить ваш самый лучший творческий день, какой он  ?

— Когда получается  картина , отвечающая моим внутренним замыслам ...

—И, напоследок, что бы вы посоветовали людям, которые хотят купить произведения искусства?

— Действительная проверка: хочется ли тебе возвращаться к картине, скульптуре или рисунку, смотреть подолгу, остается ли это навсегда с тобой. Человек должен понять , есть ли в картине то, что хочется расшифровать . Советую обратить  внимание на ощущение , что вы чувствуете .

— Я иду по жизни ...

— Иду по жизни сквозь преграды  с улыбкой и кистью в руках !

— Благодарю вас за искренность !

   
Я рекомендую 1 + Поделиться
Нравится

Самое интересное

Комментарии

Другие новости

20 марта 2024 10:17

В Бишкеке пройдет кинофорум к юбилею режиссера Бекеша Абдылдаева

В программе трехдневного мероприятия – показы фильмов, лекции, мастер-классы и ярмарка международных кинофестивалей.

03 февраля 2024 10:56

В Бишкеке состоится вечер кыргызской поэзии

Репертуар вечера выстроен вокруг сюжета метаморфозов романтических отношений, от грёз первой влюблённости, безудержной страсти до глубокой духовной связи зрелых душ, проживших жизнь рука об руку.

Обзоры

 Ассоль Молдокматова 

В ДУХОВНОСТИ-СИЛА, В ЖИВОПИСИ-ЖИЗНЬ!

Художник Толгобек Койчуманов - о мечтах, творчестве, духовности и экологии

 Артём Хегай 

КОМПАС КУЛЬТУРЫ

Дело поэта и писателя продолжают молодые авторы литературных произведений

 Александр Шабалин 

УТЕРЯННОЕ КИНОНАСЛЕДИЕ

Вернёт ли Кыргызстан киноленты отечественных режиссёров?

О стране

Кыргызстан (Киргизия) - высокогорная страна.

После распада СССР, 31 августа 1991 года Кыргызстан объявлен независимым государством. 5 мая 1993 была принята Конституция республики. Кыргызстан занимает площадь 198.5 тысяч км². Границы Кыргызстана с Казахстаном, Узбекистаном, Таджикистаном и Китаем проходят главным образом по горным хребтам и рекам гор Тянь-Шаня. И именно горы занимают почти три четверти территории Кыргызстана.


Кыргызстан - многонациональное, унитарное государство. В административном отношении территория Кыргызстана делится на 7 областей: Баткенская, Джалал-Абадская, Нарынская, Ошская, Таласская, Чуйская и Иссык-Кульская. Каждая область подразделяется на районы. По республике в целом насчитывается 40 административных районов, 22 города. Районы делятся на 429 сельских айыльных кенешей.

Столица республики - город Бишкек.