среда, 14 ноября 2018
Школа, которая калечит: как обучение в перегруженных школах Бишкека отражается на здоровье учеников?

Народный репортер

Напишите нам

Кыргызстан / ЗдоровьеRSS

Школа, которая калечит: как обучение в перегруженных школах Бишкека отражается на здоровье учеников?

Школа, которая калечит: как обучение в перегруженных школах Бишкека отражается на здоровье учеников?

22 октября 2018 14:38    Просмотров: 3204

Источник: Аргументы и факты-Кыргызстан

Елена Короткова, © News-Asia

Пока идут споры о том, какие учебники и программы использовать в школах Кыргызстана и какие языки изучать, и в каком объеме, медики говорят о том, что реформы образования КР нужно начинать совсем с другого боку. А именно – с обеспечения школьников надлежащими условиями обучения, которые не вредят их здоровью. Сейчас же обучение в государственной школе Бишкека чревато для ребенка его потерей или вредом виной тому большая скученность в классах и несоответствие школ стандартам СаНПиН. Вызванное как изначальными нарушениями при строительстве, так и тем, что объектов для среднего обязательного образования в Бишкеке просто недостаточно, как бы радостно не рапортовали в Минобрнауки о том, что школы строятся, заполняются  и все в этом отношении в порядке.

-  В 2017/18 учебном году в школах занимались 150 157 учащихся при проектной мощности на 78205 мест, т.е. отмечается переуплотненность на 192%, -  говорит Артур Буюклянов, главврач столичного Центра госсанэпиднадзора. -  Комплектация классов на 2017/18 учебный год была проведена без учета гигиенических требований и санитарных норм. При норме наполняемости классов не более 25-30 учащихся, классы посещали 35-45 детей, особенно в начальных классах. Также, увеличилось количество класс-комплектов, что превысило вместимость общеобразовательных организации, предусмотренных проектом. Учебные классы оборудуются в цокольных этажах, что запрещается санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами. Согласно пункту 27 СаНПиН «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях» приложение 6, утвержденному ПП КР №201 от 11.04.2016г., не допускается использование цокольных этажей и подвальных помещений под учебные помещения, кабинеты, лаборатории, мастерские, помещения медназначения, спортивные, танцевальные и актовые залы. Школы строятся без учета количества детей, проживающих на территории,  закрепленной за школой. В связи с чем, в школах увеличивается количество учащихся в 2 раза от проектной мощности и приводит к неправильной расстановке учебной мебели, переуплотненности в классах и другим нарушениям. Наблюдается и недостаточность  посадочных мест в обеденных залах, санитарных приборов (унитазы, раковины для мытья рук)… Несоответствие строящихся новых школ требованиям СаНПиНа связано с тем, что при проектировании и строительстве школ с пищеблоками не направляются для экспертизы проекты и технологические части проектов в органы Госсанэпиднадзора. Это приводит к несоблюдению требований по набору помещений, поточности, количеству сантехнического оборудования, мебели и т.д., что в дальнейшем негативно сказывается на здоровье детей. Учебные расписания в школах города, гимназиях, лицеях составляются без учета гигиенических требований, не учитывается сложность предметов и чередование, на первые и последние уроки ставят трудные предметы, допускаются 7-е и сдвоенные уроки, сокращение времени на перемены между уроками. Также допускается начало учебного процесса с 7.30. часов в ряде школ,  в школах из-за переуплотненности в классах дополнительно устанавливаются парты, в результате сокращаются расстояния между первыми рядами парт и классной доской, между последними партами и задней стеной, не соблюдается расстояние между рядами парт. В некоторых школах за партами, рассчитанных на 2 человека, рассаживают по трое учащихся, а учебная мебель не соответствует росту и возрасту учащихся. Все вышеперечисленные нарушения негативно отражаются на состоянии здоровья детей, что подтверждается результатами медицинского осмотра.

Результаты, к слову, весьма плачевны. По данным ведомства в 2017 году лидировали, как нетрудно догадаться, нарушения осанки (показатель   47,8 на 1 тыс. учащихся), нарушения зрения (41,6 на 1 тыс. учащихся), топ-3 замыкает сколиоз – 23,9 на 1 тыс. учащихся.  В числе наиболее частых патологий учащихся в школах бишкекчан так же есть проблемы с ЦНС (16,6 показателей на 1 тыс. человек) и эндокринные заболевания (13.0 показателей на 1 тыс. школьников). Есть и другие негативные последствия – рост инфекционных заболеваний. Эпидемиологи отметили в минувшем году рост случаев острой кишечной инфекции (101 случай в 2017 году против 88 случаев в году 2016-м), ветряной оспы (495 случаев против 457 в 2016 году) и эпидемического паротита (37 случаев против 21 случая в 2016 году).  Зато по еще двум излюбленным позициям «школьных инфекций» - вирусному гепатиту «А» и скарлатине медики зарегистрировали снижение (266 случаев в 2017 году вместо 289 случаев в 2016-м и 11 случаев в 2017 году вместо 45 случаев в 2016 году соответственно). Данных по году 2018-му пока нет, исследование состояния здоровья и заболеваемости школьников продолжается, однако можно предположить, что лучше они, увы, не станут, а если и станут, то ненамного. А вопрос о том, должно ли государство заботиться о том, в каких условиях получают образование граждане республики, чье здоровье - часть будущего Кыргызстана, и должно ли оно компенсировать нанесенный растущим организмам в школах вред – остается открытым.

Я рекомендую 0 + Поделиться Twitter Facebook
Нравится

Самое интересное

Комментарии

Другие новости

10 октября 2018 11:58

В Бишкеке увеличился риск заражения бешенством

Основной источник угрозы – укусы неизвестных собак, которых невозможно отследить

25 июля 2018 13:21

В Бишкеке началась вспышка острой кишечной инфекции

За сутки стационар Республиканской клинической больницы оказался переполнен, госпитализированы более 100 человек

Обзоры

 Елена Короткова 

ЗА ОДНОЙ ПАРТОЙ

Мифы и реальность совместного обучения детей с разными ВИЧ-статусами

 Елена Короткова 

НЕДЕТСКИЕ ВОПРОСЫ

ВИЧ-инфекция у новорождённых: можно ли предотвратить передачу заболевания от матери к ребёнку?

 Елена Скворцова 

КОНТРАЦЕПЦИЯ В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ

Что знают кыргызстанцы о средствах предохранения, и умеют ли правильно их применять?

О стране

Кыргызстан (Киргизия) — высокогорная страна.

После распада СССР, 31 августа 1991 Кыргызстан объявлен независимым государством. 5 мая 1993 была принята Конституция республики. Кыргызстан занимает площадь 198.5 тысяч км2. Границы Кыргызстана с Казахстаном, Узбекистаном, Таджикистаном и Китаем проходят главным образом по горным хребтам и рекам гор Тянь-Шаня. И именно горы занимают почти три четверти территории Кыргызстана.

Кыргызстан многонациональное, унитарное государство. В административном отношении территория Кыргызстана делится на 7 областей: Баткенская, Жалал-Абадская, Нарынская, Ошская, Талаская, Чуйская, Иссык-Кульская. Каждая область подразделяется на р-ны.
По республике — 40 административных районов, 22 города. Районы делятся на 429 сельских айыл кенеши.

Столица республики — город Бишкек.