четверг, 28 марта 2024
РАДИ МИРА И БЕЗОПАСНОСТИ — Центральноазиатский информационный портал «News Asia»

Народный репортер

Напишите нам

Кыргызстан / ПолитикаRSS

РАДИ МИРА И БЕЗОПАСНОСТИ

РАДИ МИРА И БЕЗОПАСНОСТИ

25 мая 2017 14:31    Просмотров: 6520

Владимир Банников, © News-Asia

Республика Казахстан пока единственный представитель центральноазиатского региона в Организации. Руководство РК с помощью мирового сообщества планирует поднять общие проблемы стран-соседей по региону: Кыргызстана, Таджикистана, Узбекистана, Туркменистана. Об этом политологи, общественные деятели, журналисты и эксперты по безопасности говорили в ходе круглого стола «Освещение актуальных проблем центральноазиатского региона в процессе работы Казахстана в составе СБ ООН. Шаги Казахстана по укреплению продовольственной безопасности в странах исламского мира, в частности в КР».

Новый уровень

- Сегодня Казахстан узнаваем на международной арене. Об этом говорит и председательство Казахстана в ОБСЕ в 2010 году. Кроме того, скоро стартует международная выставка «Экспо-2017». Наконец республика получила членство в СБ ООН. Сейчас Казахстан вышел на новый уровень. В 2017 году президент Нурсултан Назарбаев объявил о модернизации 3.0. Казахстан должен стать конкурентоспособным в мире за счёт применения новых технологий, в унисон с этими преобразованиями была проведена и конституционная реформа, до 2050 года появилась чётко очерченная экономическая политика. Из этого следует, что Казахстану необходимо идеологизировать общество и сформировать новое общественное сознание. Что касается членства Казахстана в СБ ООН, то 10 января 2017 года министр иностранных дел Кайрат Абдрахманов представил политическое поручение от президента Нурсултана Назарбаева к Совету Безопасности, продемонстрировав видение государством партнёрства для обеспечения стабильного будущего мира. Документ отражает желание нашей страны сделать максимальный вклад в продвижение принципов ООН для построения безопасного, справедливого и процветающего мира, - отметил советник-посланник посольства РК в КР Рымтай КАРИБЖАНОВ. - Полагаю, что членство Казахстана в СБ ООН принесет пользу не только для Кыргызстана, но и для всех стран ЦА. И надеемся, что Казахстан сможет сыграть положительную роль в отстаивании интересов этих стран.

Ключевые приоритеты

Внешняя политика республики основана на принципах многовекторности и твердого отстаивания национальных интересов страны при уважении интересов стран-партнёров.
- Нашей республике досталось три комитета с различной проблематикой при том, что обычно странам, впервые оказавшимся в СБ ООН, поручается лишь один комитет. Первый из них отвечает за вопросы Афганистана, второй - за пресечение деятельности «Талибана», ДАИШ и «Аль-Каиды» (МТО, запрещённые на территории РФ и в ряде стран мира, в том числе и в Казахстане, прим. Авт.). Третий за урегулирование проблем Сомали и Эритреи, - рассказал Нурлан ЕШКЕЕВ, первый секретарь посольства РК в КР. - Республика приступила к членству с 1 января 2017 года и казахстанская делегация активно участвует во всех заседаниях СБ ООН. 10 января 2017 года министр иностранных дел РК представил политическое поручение от президента Нурсултана Назарбаева к Совету Безопасности, вызвавшее большой интерес среди членов СБ ООН. В обращении были обозначены семь ключевых приоритетов. Первый из них - достижение мира, свободного от ядерного оружия. Казахстан и ранее работал в этом направлении - по инициативе нашей республики 29 августа стало Международным днём действий против ядерных испытаний при поддержке Генассамблеи ООН. Возможно соседям по региону и другим странам мира не понятно, почему Казахстан ставит в приоритет безъядерный мир, но в Казахстане испытания ядерного оружия проходили в течение почти 50 лет. И одним из первых решений после обретения независимости стало закрытие Семипалатинского ядерного полигона, нанёсшего значительный урон стране. Поэтому этот пункт стоит на первом месте. Второй пункт - обеспечение мира за счёт снижения степени военного противостояния на глобальном и региональном уровне и существующих с ними рисков для мирового сообщества. В этом направлении Казахстан уже сделал шаг, выступив модератором по переговорам в сирийском конфликте. Третий - формирование региональной зоны мира, безопасности, сотрудничества и развития в ЦА. Мы все заинтересованы в развитии стран и в их безопасности, и в хорошем будущем. Но это невозможно без сотрудничества - от межгосударственного сотрудничества до сотрудничества на уровне ООН. Четвёртый пункт - борьба с международным терроризмом и религиозным экстремизмом. Пятый - возвращения мира на африканском континенте. Шестой - совместные действия по сохранению мира, соблюдению прав человека, реализации целей устойчивого развития в борьбе с изменением климата. Кыргызстан - «верхняя страна» ЦА в водоснабжении, но проблема сокращения числа ледников, которую прогнозирует  экспертное сообщество, коснётся и других наших соседей. Результаты парижского саммита - новые вызовы и экологические риски. И вывод этой темы на уровень СБ ООН - одна из важных целей для Казахстана, это ответственность за наш регион. Последний пункт - расширение сотрудничества между всеми региональными силами безопасности Европы, США, Азии для обеспечения трансконтинентальной безопасности. Безусловно, реализация этого потребует времени, и для Казахстана с помощью СБ ООН станет ключевой задачей.

Единый фронт

Кыргызстанские политологи и эксперты в том, что Казахстан успешно взаимодействует с европейскими структурами и с ОБСЕ, и с СБ ООН, находят положительные моменты.
- В Центральноазиатском регионе мы находимся в близости лишь географически,  политически мы - участники разных проектов. Так, Кыргызстан - член ЕАЭС вместе с Казахстаном, но туда не входят остальные три государства. Туркменистан вообще нейтрален, и это мешает создать общую единую повестку. Но глобальные процессы происходят, и налицо период геополитической турбулентности. Если бы наши пять стран имели бы общую повестку и выступали на международной арене единым фронтом - это бы нас укрепило, - считает Эдиль ОСМОНБЕТОВ, политолог.
 В качестве объединяющего инструмента экономист Кубат РАХИМОВ предложил вариант развития событий, который может решить и вопрос энергоснабжения.
- Необходимо строительство центральноазиатской АЭС. Все страны будут иметь равные права и равные доли в предприятии. Мирный атом поможет снять напряжённость в государствах региона, имеющих «энергетическую бедность», - поделился он идеей с собравшимися. - Страны ЦА должны помогать друг другу в строительстве энергомощностей.
Также Рахимов призвал обратить внимание на то, что следует экономнее использовать воду: сейчас, по данным мирового сообщества, ЦА - самый большой потребитель этого ресурса в мире. Затронута была спикерами и ситуация в Афганистане, и другие региональные проблемы. Что же касается водного вопроса, его решили вынести на межгосударственный уровень, взглянув «сверху» на проблему как на проблему, объединяющую ЦА.

- По водному вопросу следует занимать не сельскохозяйственную или энергетическую, а дипломатическую позицию. Вопрос надо решать на межгосударственном уровне, и его решение - определённый вызов и экзамен на зрелость для государств региона как для ответственных соседей. Положительные примеры решения частично уже есть. Сотрудничество по проекту Чу-Талас между КР и Казахстаном признали одним из самых лучших в мировом сообществе. Поэтому водный вопрос в регионе вполне реально решить мирным путём, - подытожил Ешкеев.
Несмотря на то, что за круглым столом не было представителей Туркменистана, Таджикистана и Узбекистана, работа ведётся. И, вероятно, следующая экспертная встреча уже будет проходить в более расширенном составе.

Марс Сариев, политолог: Избрание Казахстана в СБ ООН позволит решить многие проблемы ЦА и представить актуальные вопросы для региона на международном уровне. Ранее нам приходилось руководствоваться той повесткой, которая нам задавалась глобальными игроками, а сейчас и у Кыргызстана, и у Таджикистана через Казахстан появится возможность обозначить повестку, отвечающую нуждам региона. Мы всё время находимся в чужом проекте - если почитать Бжезинского и других экспертов, они пишут о грядущих водных войнах и нестабильности в ЦА. Нам навешивается повестка о нестабильности - это проект глобальных игроков в противостоянии с Россией и Китаем. Появилась возможность «сшить» регион - Казахстан и Узбекистан уже нашли путь к договорённостям, и соперничества в регионе не будет. В объединение могут внести вклад и КР, и Таджикистан, и Туркменистан, таким образом, создав единое целое. Мы тогда сможем задавать повестку самостоятельно, положив на стол Совета Безопасности свой концепт. Если же мы не выразим концептуально свои идеи - нас продолжат растаскивать по кусочкам на различные проекты: возрождение Шёлкового Пути - китайский проект, ЕАЭС- российский геополитический проект, хотя и выгодный… Поэтому я считаю, что если Казахстан сможет проектно подойти к этой теме, то он сможет найти общие сегменты для наших стран, и мы почувствуем, что мы - единый регион.

Справка: В состав СБ ООН - одного из главных органов объединения, входит 15 государств-членов - 5 постоянных и 10 непостоянных, избираемых Генеральной Ассамблеей ООН на двухлетний срок по 5 государств каждый год. Совет может расследовать любой спор или любую ситуацию, которая может привести к международным трениям. Он определяет существование любой угрозы миру, любого нарушения мира или акта агрессии и делает рекомендации или решает какие меры следует предпринять для поддержания или восстановления международного мира и безопасности. Совет имеет право применять принудительные меры к государствам, нарушающим международный мир и безопасность, в том числе связанные с применением вооружённой силы, и его решения обязательны для всех государств. В основном это введение миротворческого контингента в зоны конфликта, организация постконфликтного урегулирования, в частности, введение международной администрации в зоне конфликта.

Владимир Банников, Аргументы и факты-Кыргызстан, №21, 2017 год

   
Я рекомендую 1 + Поделиться
Нравится

Самое интересное

Комментарии

Другие новости

17 февраля 2024 08:52

Игорь Шестаков: Проект «Великий Туран» является скорее символичным, чем реальным

В 2024 году страны Центральной Азии могут столкнуться с определенными вызовами, угрожающими безопасности и стабильности региона. Среди них – международный терроризм и афганский фактор, водные проблемы, усиливающаяся конфронтация между глобальными центрами силы.

22 января 2024 14:51

Япония и Кыргызстан намерены углубить и укрепить отношения

Министерства юстиции Кыргызстана и Японии обсудили цифровизацию и электронное наблюдение в рамках укрепления международного сотрудничества

Обзоры

 Елена Короткова 

ВЕТЕР КОНСТИТУЦИИ

Вторая версия Конституции Кыргызстана должна поступить в парламент, но ряд юристов считает: документ еще сырой и это опасно

 Андрей Русаков 

А ЧТО ВЫБИРАЕМ?

Как ни удивительно, но предстоящие выборы президента Кыргызстана не представляют большой интриги...

 Александр Кацев 

НЕ ЮАНЕМ ЕДИНЫМ...

КНР – это что?! Это наша страна. Почему? А если присоединить большую страну к нам? Может быть и рождаемость резко повысится? Будем их умножать на нас. Удобно.

О стране

Кыргызстан (Киргизия) - высокогорная страна.

После распада СССР, 31 августа 1991 года Кыргызстан объявлен независимым государством. 5 мая 1993 была принята Конституция республики. Кыргызстан занимает площадь 198.5 тысяч км². Границы Кыргызстана с Казахстаном, Узбекистаном, Таджикистаном и Китаем проходят главным образом по горным хребтам и рекам гор Тянь-Шаня. И именно горы занимают почти три четверти территории Кыргызстана.


Кыргызстан - многонациональное, унитарное государство. В административном отношении территория Кыргызстана делится на 7 областей: Баткенская, Джалал-Абадская, Нарынская, Ошская, Таласская, Чуйская и Иссык-Кульская. Каждая область подразделяется на районы. По республике в целом насчитывается 40 административных районов, 22 города. Районы делятся на 429 сельских айыльных кенешей.

Столица республики - город Бишкек.