пятница, 29 марта 2024
Подайте, кто может? В Кыргызстане собрались содержать политические партии  за счет государства

Народный репортер

Напишите нам

Кыргызстан / ПолитикаRSS

В Киргизии собрались содержать политические партии за счет государства

В Киргизии собрались содержать политические партии за счет государства

18 июня 2018 19:35    Просмотров: 9349

Елена Короткова, © News-Asia

Две спорные политические инициативы поступили  из правительства и парламента в течение последней недели, и чрезмерно обрадовали население республики. Первая принадлежит премьер-министру Мухаммедкалыю Абылгазиеву, вторая – народной избраннице Айнуру Алтыбаевой.

Глава кабмина во время презентации отчета работы правительства за 2017 год ( ранее не принятого в парламенте и стоившего его предшественнику Сапару Исакову кресла впервые в истории страны через вотум недоверия, прим. авт) поведал о том, что не только выполнит указание главы государства об открытии особого банковского счета для денежных средств, изъятых  в ходе борьбы с коррупцией в качестве возмещения ущерба государству. Но и перевыполнит, пойдя навстречу чаяниям нардепов.

- Второй счет будет открыт для граждан, желающих помочь государству. Такое предложение поступило со стороны депутатов парламента. Работа в этом направлении уже ведется. Вопросом открытия счетов занимается Министерство финансов, - отметил чиновник, отвечая на вопрос нардепа Жылдыз Мусабековой о первом спецсчете.

Более подробно об этом проекте Абылгазиев рассказывать не стал, однако не исключается, что в числе статей расходов, на которые будут потрачены «добровольные взносы»  граждан может оказаться, помимо прочего, и обслуживание госдолга. Благо идея о том, что госдолг в 1, 7 млрд самому крупному кредитору – Китаю – может быть погашен народными силами, ежели киргизстанцы скинутся  порядка 707, 3 доллара США каждый, недавно уже муссировалась гражданскими активистами. Но сторонников у нее оказалось маловато для воплощения в жизнь.

Вторая идея принадлежит народной избраннице Айнуру Алтыбаевой. Нардеп решила модернизировать редакцию закона «О политпартиях», инициированного некогда в 2011 году ею в первый раз вместе с Омурбеком Текебаевым, Торобаем Зулпукаровым и другими коллегами. Суть  проекта, вынесенного на обсуждение в году 2018-м, та же, что и в году 2011-м: требование законодательно закрепить финансирование политических партий из государственного бюджета. При условии, что список кандидатов, выдвинутых на последних выборах в депутаты Жогорку Кенеша от партий, получил по результатам голосования не менее 5% голосов у электората. Такое поощрение сможет сформировать более адекватную политическую систему.

 - ...Нужно совершенствовать политическую систему, продолжать активно строить реальную многопартийность, прежде всего - через создание авторитетных массовых общенациональных политических партий. Многопартийность и политический плюрализм, в конечном счете, явление полезное для общества, поскольку обязывает государственную власть учитывать в своей деятельности настроения и идеологию различных социальных слоев, которые они представляют. В современных условиях создание правовых условий, буквально заставляющих партийные институты обеспечивать себе массовую поддержку и выдвигать политические программы (без которых не победить на пропорциональных выборах) - это объективная необходимость. Соответственно, многократно возрастают и требования к созданию и деятельности политических партий. К политическим партиям, которые берут на себя ответственность определять внутреннюю и внешнюю политику государства, должны предъявляться повышенные требования.  Проект закона предусматривает такие условия, с тем, чтобы, что политические партии, претендующие на власть, должны быть общенациональными объединениями граждан, т.е. их деятельность должна охватывать всю территорию страны и партия не может быть мононациональной. Также большое внимание в проекте закона  уделено вопросам обеспечения прозрачности при финансировании политических партий: конкретизированы источники финансирования партий, принципы финансирования - законность, открытость, гласность, доступность сведений о финансировании членам партии, общественности и компетентным государственным органам; целевое использование финансовых средств; введение ежегодной финансовой отчетности политических партий. При этом предусматривается внедрение государственного финансирования политических партий, прошедшим в парламент, - отмечается в справке - обосновании к законопроекту. - Предлагается установить эффективный контроль фискальных органов за финансированием политических партий, в первую очередь, из-за рубежа иностранными государствами, зарубежными экстремистскими и террористическими организациями. А так же закрепить механизм привлечения к ответственности политических партий за несоблюдение законов.

Поощрение политобъединений, вошедших в парламент, со стороны государства, помимо возможности создавать законы «под себя», больших зарплат и привилегий народным избранникам, как ключевой инструмент  для формирования новой политической системы из карманов налогоплательщиков восторга у населения даже в теории  в соцсетях и на форумах не вызвало. Особенно в контексте череды скандалов, связанной с доходами депутатов ЖК и их имуществом. И в контексте того, что в республике создать свою партию и довести ее до парламента благодаря строению законодательства могут в основном люди весьма не бедные, которые вполне обойдутся и без господдержки для своего объединения.

Однако при том можно отметить, что поправки при адекватной реализации могут значительно сократить число партий в КР.  И, возможно, превратить количество их в профессиональное качество работы на политическом поприще. Сейчас, по данным Минюста КР, на 18 июня 2018 года в стране  насчитывается  целых  232 политических партии ( для сравнения, в ЦИК Казахстана прошли регистрацию и имеют право на участие в выборах всего 6 партий, включая пропрезидентскую «Нур Отан», в Узбекистане их всего 4, в Таджикистане чуть более 5 ( ранее их было больше, однако не так давно партия исламского возрождения РТ – ПИВТ, была признана экстремистской и вне закона), прим.авт). Многие из них под критерии, означенные в законопроекте, явно не попадают – фактически политическую активность на уровне  региональных госструктур, парламента, да и страны в целом проявляют не более 20 партий разной политической направленности.

                                                                                                                     

Я рекомендую 0 + Поделиться
Нравится

Самое интересное

Комментарии

Другие новости

17 февраля 2024 08:52

Игорь Шестаков: Проект «Великий Туран» является скорее символичным, чем реальным

В 2024 году страны Центральной Азии могут столкнуться с определенными вызовами, угрожающими безопасности и стабильности региона. Среди них – международный терроризм и афганский фактор, водные проблемы, усиливающаяся конфронтация между глобальными центрами силы.

22 января 2024 14:51

Япония и Кыргызстан намерены углубить и укрепить отношения

Министерства юстиции Кыргызстана и Японии обсудили цифровизацию и электронное наблюдение в рамках укрепления международного сотрудничества

Обзоры

 Елена Короткова 

ВЕТЕР КОНСТИТУЦИИ

Вторая версия Конституции Кыргызстана должна поступить в парламент, но ряд юристов считает: документ еще сырой и это опасно

 Андрей Русаков 

А ЧТО ВЫБИРАЕМ?

Как ни удивительно, но предстоящие выборы президента Кыргызстана не представляют большой интриги...

 Александр Кацев 

НЕ ЮАНЕМ ЕДИНЫМ...

КНР – это что?! Это наша страна. Почему? А если присоединить большую страну к нам? Может быть и рождаемость резко повысится? Будем их умножать на нас. Удобно.

О стране

Кыргызстан (Киргизия) - высокогорная страна.

После распада СССР, 31 августа 1991 года Кыргызстан объявлен независимым государством. 5 мая 1993 была принята Конституция республики. Кыргызстан занимает площадь 198.5 тысяч км². Границы Кыргызстана с Казахстаном, Узбекистаном, Таджикистаном и Китаем проходят главным образом по горным хребтам и рекам гор Тянь-Шаня. И именно горы занимают почти три четверти территории Кыргызстана.


Кыргызстан - многонациональное, унитарное государство. В административном отношении территория Кыргызстана делится на 7 областей: Баткенская, Джалал-Абадская, Нарынская, Ошская, Таласская, Чуйская и Иссык-Кульская. Каждая область подразделяется на районы. По республике в целом насчитывается 40 административных районов, 22 города. Районы делятся на 429 сельских айыльных кенешей.

Столица республики - город Бишкек.