среда, 24 апреля 2024
Грядущая цифровизация ЕАЭС повысит уровень доверия между странами - участницами  объединения

Народный репортер

Напишите нам

Кыргызстан / Актуальная темаRSS

Страны ЕАЭС переходят на «цифру», чтобы стать ближе  друг другу и свободнее экономически

Страны ЕАЭС переходят на «цифру», чтобы стать ближе друг другу и свободнее экономически

07 марта 2018 11:42    Просмотров: 16859

Елена Короткова, © News-Asia

В странах ЕАЭС начинается постепенный  переход к цифровизации, объявленной Российской Федерацией, как председателем объединения в 2018 году,  в качестве приоритетного направления.  Стратегические документы по этому поводу уже подписываются, они призваны, в частности, создать национальные системы прослеживаемости по каждой из стран в различных сферах, а в будущем – цифровые экосистемы для рынков и отраслей ЕАЭС.

Цифровая повестка до 2025 года для объединения была принята в октябре 2017 года в ходе заседания Высшего Евразийского экономического совета глав государств-членов ЕАЭС. Предполагалось, что за семь лет до 2025 года система пройдет несколько этапов. В первые два года  должно было проводиться  моделирование процессов цифровой трансформации, проработка первых инициатив и запуск стартовых проектов. Затем начаться реализация новых проектов на основе механизмов и норм, которые будут отработаны на первом этапе. На третьем этапе планировалось начать переход к комплексной трансформации отраслей и рынков в союзе через развитие цифровых экосистем, которые будут создаваться бизнесом стран-участниц ЕАЭС. Так же на заседании президент  Казахстана Нурсултан Назарбаев предложил посвятить цифровизации объединения встречу глав правительств или президентов стран ЕАЭС. Встреча состоялась в начале февраля 2018 года  в виде международного форума «Цифровая повестка в эпоху глобализации» в Алматы, помимо представителей стран - участниц  в форуме приняли участие  официальные делегации Азербайджана и Таджикистана, а также представители ряда крупнейших международных IT-компаний.

- Мы считаем, что цифровая повестка  должна быть сквозной темой для всего нашего взаимодействия. Цифровизация ускорит наше движение к единому безбарьерному рынку, обеспечит свободу перемещения капитала, трудовых ресурсов, товаров и услуг. С ее помощью активнее будет развиваться наше инвестиционное сотрудничество, промышленная кооперация, - отметил премьер РФ Дмитрий Медведев в своем выступлении. -  Цифровая повестка станет неотъемлемым условием, сквозной темой нашего взаимодействия. Будем развивать ее повсеместно. Выиграет в этой гонке тот, кто предложит надежный, необременительный и прозрачный режим регулирования. Нужен будет выработать такой правовой инструментарий, который позволит обрабатывать, анализировать массивы обезличенных данных в масштабах всей нашей пятерки. При этом, конечно, на повестку дня выходит и вопрос информационной безопасности, сохранения данных – личных, коммерческих, государственных.

Опыт в безопасной  работе с данными при цифровизации есть уже как у самой России, так и у Казахстана. Там уже  10 лет занимаются переводом в электронный формат госуслуг, и к 2018 году казахстанцы могут получить в онлайне, в частности, через портал «Электронного правительства», более 700 услуг, и более 80 из них – через специально разработанные мобильные приложения.  В ближайшее время Казахстан планирует в ближайшее время перейти на 80% охват электронными услугами всего населения.  Однако на пространстве ЕАЭС, по мнению премьера Бакытжана Сагинтаева, требуется единый киберщит для всех стран, что переходят на цифровизацию. О единстве в плане перехода на электронный формат говорили и делегаты Белоруссии, премьер-министр которой Андрей Кобяков предложил разработать общую программу цифровой трансформации союза, чтобы все государства проходили каждый из этапов создания единой цифровой системы в одно и то же время с конкретными мероприятиями и сроками их реализации.  Для этого были предложены определенные шаги.

- Первое – нам необходима  интеграция цифровой инфраструктуры стран ЕврАзЭС, которая предполагает не только введение единых стандартов, но и общее управление физической инфраструктурой, формирование полноценных цифровых транспортных коридоров в направлении Восток - Запад, - сказал Кобяков. -  Второе - мы должны перейти от единой политики в цифровой сфере к единой стратегии стран участниц союза. Мы видим сейчас, что на практике наши страны имеют не только различную скорость, но иногда и различные направления преобразований. Это касается и вопросов развития цифровой экономики, и законодательства. Вместо объединения усилий мы в лучшем случае движемся параллельным курсом.

Пока же по итогам встречи единой стратегии окончательно не было выработано, и каждая страна объединения идет к цифровизации своим путем. Если более крупные участники ЕАЭС уже имеют опыт в этой области, то Киргизии и Армении его только предстоит наработать. Однако отстающие государства стремятся ликвидировать этот разрыв как можно скорее. Так, в Киргизии уже начали подготовку к включению в систему в будущем, в частности, в виде государственной программы «Таза коом» ( с киргизского «Чистое общество», прим.авт) , которая объединит в себе экономические, политические и  социально-бытовые операции. Она уже официально состыкована с цифровой повесткой ЕАЭС. По словам киргизского политолога, заместителя директора республиканского филиала Фонда «Евразийцы – новая волна» Дениса Бердакова, сближение национальных систем регулирования крайне важно для стабильного функционирования союза.

 - Россия уже к 2024 году намеревается создать национальную систему прослеживаемости всех товарных потоков, использовав опыт функционирования национальных систем ЕГАИС (для алкогольной продукции) и Меркурий (для пищевой) и опыт работы единой системы прослеживаемости для меховых изделий, введенной несколько лет назад для всего ЕАЭС. Эти позитивные моменты должны перенимать и мы, - считает он. -  Цифровизация ЕАЭС -  процесс просто необходимый, поскольку он будет способствовать улучшению логистики, перемещению качественной продукции, собираемости налогов, снижению издержек для честного бизнеса, а также повышению уровня доверия между странами Евразийского экономического союза.

Однако для развития и реализации системы «Таза коом» требуются финансовые вливания, ресурсов для которых у КР может не хватить.

- Как и любая хорошая программа, данный проект нуждается в финансировании. По предварительным расчетам, чтобы «Таза коом» заработал, нужно около 1 миллиарда долларов. Из госбюджета на эти цели выделяется только 500 миллионов долларов. В этой связи нам необходимо искать внешние источники финансирования. Мы должны заинтересовать инвесторов, а для этого нам нужна политическая стабильность, работающие законы и нормативно-правовые акты, и не должно быть коррупции, -  говорит экс-министр экономики КР Арзыбек Кожошев.

Первые шаги «Таза коом» в Киргизии уже делает, в частности, уже подписаны соглашения по реализации части программы – проекта «Умный город»,  работает и Единый портал электронных госуслуг, который планируется развивать и совершенствовать. А вот в Армении работа по цифровизации только началась. В конце января 2018 года  на заседании Совета попечителей фонда «Цифровая Армения»  был презентован проект рамочного документа «Повестка цифровой трансформации Армении на 2018-2030 годы», созданный фондом совместно с Центром стратегических инициатив за полгода. И первые цифровые решения для населения на благо развития государства  там еще только предстоит создать.

Я рекомендую 1 + Поделиться
Нравится

Самое интересное

Комментарии

Другие новости

19 февраля 2024 15:35

Кыргызстан должен стать более социально ориентированным государством

На тот факт, что нарастающие в последнее время угрозы имеют направленность не только по отношению к Центральной Азии или к таким маленьким государствам как Кыргызстан, обратил внимание эксперт НИСИ при президенте КР Марат Абдылдаев.

06 февраля 2024 11:31

Бишкек разрабатывает законопроект по зеленым номерам

Сейчас парламентом разрабатывается законопроект по зеленым номерам, т.е. будут предусмотрены различные преференции для владельцев экологичного автотранспорта. Такие меры приняты уже во многих странах мира, и мы хотим не отставать от них.

Обзоры

 Владимир Банников 

БИОЛОГИЧЕСКОЕ ОРУЖИЕ В СТРАНАХ ЦА

США планируют разместить биолаборатории, вывезенные с Украины, в Казахстане.

 Елена Короткова 

ПОЛЕТ «БАЙРАКТАРОВ»

Как Кыргызстан готовится защищать свои границы?

 Александр Кацев 

АРГУМЕНТЫ И ФАКТЫ

Недавно стал свидетелем эмоционально насыщенной беседы по поводу того, что человек на службе попытался объяснить работникам недопустимость их безделья и получил ответ: «Мы вам не позволим насаждать ваши еврейские штучки».

О стране

Кыргызстан (Киргизия) - высокогорная страна.

После распада СССР, 31 августа 1991 года Кыргызстан объявлен независимым государством. 5 мая 1993 была принята Конституция республики. Кыргызстан занимает площадь 198.5 тысяч км². Границы Кыргызстана с Казахстаном, Узбекистаном, Таджикистаном и Китаем проходят главным образом по горным хребтам и рекам гор Тянь-Шаня. И именно горы занимают почти три четверти территории Кыргызстана.


Кыргызстан - многонациональное, унитарное государство. В административном отношении территория Кыргызстана делится на 7 областей: Баткенская, Джалал-Абадская, Нарынская, Ошская, Таласская, Чуйская и Иссык-Кульская. Каждая область подразделяется на районы. По республике в целом насчитывается 40 административных районов, 22 города. Районы делятся на 429 сельских айыльных кенешей.

Столица республики - город Бишкек.