суббота, 23 октября 2021
Как разрешить  многолетнее киргизско-таджикское противостояние на границах между странами?

Народный репортер

Напишите нам

Кыргызстан / Актуальная темаRSS

Как разрешить многолетнее киргизско-таджикское противостояние на границах между странами?

Как разрешить многолетнее киргизско-таджикское противостояние на границах между странами?

11 августа 2015 17:04    Просмотров: 9481

Елена Короткова, © News-Asia

Минувшая неделя ознаменовалась для Киргизии и Таджикистана очередным приграничным конфликтом. На этот раз причиной противостояния послужили водоснабжение и дорога на кладбище.  После нескольких столкновений, в ходе которых были применены с обеих сторон бутылки с зажигательной смесью, камни и были вытащены охотничьи ружья, сторонам удалось прийти к соглашению.

В ходе переговоров  было принято решение открыть дорогу на киргизское кладбище, заблокированное жителями таджикского села Сомониен, и возобновить работу по строительству водопроводной сети для населения села. Инцидент был исчерпан, однако ситуация вокруг спорных территорий не киргизско-узбекской и киргизско-таджикской границах не перестала быть менее напряжённой.  За двадцать с лишним лет разрешить её не получилось, и сейчас эксперты затрудняются предположить, как же можно провести делимитацию и демаркацию границ, обойдясь без военного конфликта.  А применение оружия на спорных территориях, ранения и  летальные исходы после столкновений между киргизстанцами и таджикистанцами уже становятся привычным делом. Несмотря на разговоры о перемирии  и ведении диалога, после последнего  из заявлений об мирном урегулировании конфликта  буквально через сутки, 10 августа, в местности Кочо-Карын Баткенского района Баткенской области произошёл новый инцидент. Получил ранение военнослужащий Баткенского погранотряда. Киргизские пограничники преследовали группу из 15 таджикистанцев-нарушителей границы. Одного удалось схватить, остальные скрылись на таджикской территории и обстреляли пограничников.
Существует несколько версий решения наболевшего вопроса. Согласно одной из них, которую представляет политолог Бакыт Бакетаев, обеим сторонам требуется сесть за стол переговоров и с помощью умелых дипломатов договориться о разделении земель. Варианта компромисса как решения задачи придерживается и политолог Денис Бердаков.

По мнению же другого экспертного лагеря,  который представляет Марс Сариев, приграничные споры без третейских судей решить невозможно. Аргументирует он, как и его сторонники, своё видение вопроса историей с Узенгу Кууш. Эта спорная приграничная территория на границе с Китаем была передана Китаю по решению первого киргизского президента Аскара Акаева в августе 1999 года, что вызвало сильное недовольство граждан по всей стране. И повторение истории не выгодно не киргизстанцам, ни таджикистанцам.

- Проблема у села Чорку и вообще проблема Баткенской области – результат размежевания земли ещё в советское время и результат того, что вопрос этот не решался десятилетиями. Потому, что в его решении особо не заинтересованы высшие чиновники. Как сказал в своё время Саламат Аламанов, это синдром Узенгу Кууш. Потому что там, на границе,  настолько всё переплетено, что как бы этот вопрос не решился, народ и с киргизской и с таджикской стороны всё равно будет недоволен. Этот синдром наблюдается и у киргизских, и у таджикских чиновников. Поэтому нужно принять волевое решение и произвести размен территорий. В двустороннем формате эта проблема никак не решается. И в этом плане, полагаю, третейским судьёй в этом вопросе могла бы выступить Российская Федерация. Без этого конфликт с каждым разом будет вспыхивать с новой силой, будучи связан с ростом населения и его водоснабжением , -отмечает он. -  Киргизстанцы боятся – у них синдром Узенгу Кууша: они не хотят остаться в истории, как люди, предавшие Родину. Тем более в преддверии выборов поднимать вопрос этот никто не хочет. Потому и Аскар Акаев этот вопрос в своё время не решал, оставляя его будущему президенту, Курманбек Бакиев – тем более…  Боится и Эмомали Рахмон, и его подданные, что их обвинят в передаче исконной территории Таджикистана соседям. Поэтому здесь нужны очень авторитетные третейские судьи в лице лидеров Казахстана и России. Можно сказать, что решением этой проблемы можно заняться только с помощью ЕАЭС.

Однако не все возлагают радужные надежды на внешнеполитические и экономические объединения, в которых состоят Киргизия и Таджикистан – ОДКБ и с недавних пор – Киргизия – в ЕАЭС, для которого важнейший приоритет – безопасность границ от внешних угроз. Зарубежные эксперты определяют некую настороженность в отношении Киргизии со стороны соседнего Казахстана, что может затруднить его вмешательство в вопрос делимитации и демаркации киргизско-таджикской границы.

- Устав ОДКБ предусматривает коллективные действия в случае внешней агрессии в отношении кого-то из членов организации. В данном случае, внешней агрессии нет. И сам конфликт носит слишком локальный характер, чтобы требовалось вмешательство многосторонней организации. Что же касается «хотя бы заявления», то, думается, руководство ОДКБ в силу определенной специфики вначале тщательно прозондирует почву в Бишкеке, Душанбе, Москве и только потом, возможно, выступит с неким заявлением, в котором даст оценку событиям в киргизско-таджикском приграничье, - предположил в интервью «EurAsiaDaily» политолог, эксперт по Центральной Азии Аркадий Дубнов. - Я бы все-таки отметил, что на данном этапе ни Киргизия, ни Таджикистан все еще не предстали государствами, зрелыми до той степени, чтобы решать острые вопросы на общепринятом в мире уровне, идя на компромиссы и взаимные уступки. Думается, если конфликт не пойдет по затихающей, то также будет и на этот раз. Что же касается их членства в ЕАЭС, то это все-таки не так однозначно, как представляется. Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев только на днях подписанием соответствующего документа дал согласие на вступление Киргизии в ЕАЭС. Но при этом такой важный вопрос как упразднение таможенных пунктов на казахстанско-киргизской границе все еще не решен Астаной. Это говорит о существовании определенного недоверия Казахстана к Кыргызстану. А войдет ли Таджикистан в ЕАЭС — все еще непонятно. Буквально на днях глава МИД этой страны в очередной раз повторил, что Душанбе не будет спешить со вступлением в ЕАЭС, и пока будет внимательно изучать этот вопрос, опыт стран, уже вступивших в этот альянс.

Я рекомендую 1 + Поделиться Twitter Facebook
Нравится

Самое интересное

Комментарии

Другие новости

01 сентября 2021 08:15

Как решить территориальные проблемы в современном мире без кровопролития?

Ответ на этот вопрос искали в Бишкеке на круглом столе «Споры о территориальной принадлежности: правовой аспект». На территории КНУ имени Ж. Баласагына проблему современных форм урегулирования территориальных и пограничных споров и возможные пути их решения в Кыргызстане и в мире обсуждали юристы, правоведы и представители госорганов.

15 августа 2021 18:25

Афганистан перешел под контроль талибов, президент Ашраф Гани покинул страну

В воскресенье, 15 августа, Кабул был захвачен силами запрещенного в России и ряде стран мира террористического движения «Талибан». Афганская столица сдалась без боя.

Обзоры

 Александр Кацев 

АРГУМЕНТЫ И ФАКТЫ

Недавно стал свидетелем эмоционально насыщенной беседы по поводу того, что человек на службе попытался объяснить работникам недопустимость их безделья и получил ответ: «Мы вам не позволим насаждать ваши еврейские штучки».

 Владимир Банников 

ПЛАТЕЖОМ КРАСЕН

Так ли безопасны «щедрые» кредиты» от Китая?

 Александр Кацев 

ДЕЛАТЬ,ЧТО ЛИ, НЕЧЕГО?

Власть, особенно среднего уровня, во всех нюансах предсказуема.

О стране

Кыргызстан (Киргизия) - высокогорная страна.

После распада СССР, 31 августа 1991 года Кыргызстан объявлен независимым государством. 5 мая 1993 была принята Конституция республики. Кыргызстан занимает площадь 198.5 тысяч км². Границы Кыргызстана с Казахстаном, Узбекистаном, Таджикистаном и Китаем проходят главным образом по горным хребтам и рекам гор Тянь-Шаня. И именно горы занимают почти три четверти территории Кыргызстана.


Кыргызстан - многонациональное, унитарное государство. В административном отношении территория Кыргызстана делится на 7 областей: Баткенская, Джалал-Абадская, Нарынская, Ошская, Таласская, Чуйская и Иссык-Кульская. Каждая область подразделяется на районы. По республике в целом насчитывается 40 административных районов, 22 города. Районы делятся на 429 сельских айыльных кенешей.

Столица республики - город Бишкек.