пятница, 29 марта 2024
Казахстан убрал русский язык для первоклассников из школьной программы

Казахстан / ОбществоRSS

«Дерусификация»? Казахстан убрал русский язык для первоклассников из школьной программы

17 августа 2022 11:22    Просмотров: 9306

Елена Короткова, © News-Asia

Казахстан обсуждает идею руководства Минпросвещения республики о сокращении часов русского языка в школах. В новом 2022-2023 учебном году первоклассники в школах с казахским языком обучения уже будут учить только казахский язык. Русский и английский языки из программы уберут. Правда, не до конца: русский язык в казахоязычных школах начнут учить во втором классе, а английский – добавится в программу в третьем классе.

Реформа затронет большинство школ Казахстана. По данным на март 2021 года, в стране насчитывалось 6957 школ. В 3733 из них (53,6%) вели обучение только на казахском языке. Только на русском языке в республике работало 16,6% школ (или же 1160), а 2047 школ (29,4%) вели обучение и на казахском, и на русском языках.

Зачем это нужно?

Асхат Аймагамбетов, который руководит реформами в образовательном секторе Казахстана как министр с июня 2019 года, с момента назначения придерживается позиции о том, что обучение в стране должно быть преимущественно на казахском языке. Начиная со школьной скамьи. Свою позицию он активно озвучивает и аргументирует в интервью казахским СМИ.

Так, в большом интервью в марте 2021 года казахскому ИА «Azattyq Ryhy» он сказал, что для изучения казахского государственного языка нужно уделять больше внимания мотивации. Если она будет, то родители сами будут стремиться отдать детей в казахоязычные школы, где будет более качественное образование.

По мнению Аймагамбетова, качество образования на казахском языке не уступает образованию на русском, об этом говорят данные национального тестирования ЕНТ и статистика поступления выпускников школ на казахском в лучшие университеты. Сам он также рекомендовал родителям отдавать детей в казахоязычные школы. Аймагамбетов сказал и о том, что нужно менять и программу обучения казахскому языку. Но есть и иные факторы, от которых зависит знание госязыка – языковое окружение, общество, семья и компетенции преподавателей, и «по всем этим направлениям сейчас идет работа».

«[…] Для нас это одна из первостепенных задач – сделать так, чтобы обучение на государственном языке было доминирующим. И в этом нет ничего крамольного. В этом не должно быть никаких дискуссий, потому что это государственный язык, и очевидно, что преимущественно на государственном языке должны обучаться граждане нашей страны. Конечно, у нас есть выбор: у нас есть школы с таджикским, узбекским языком обучения, государство дает возможность для того, чтобы изучать свою культуру, сохранить свой язык. Но при этом важность знания государственного языка, получения образования на государственном языке, думаю, ни один гражданин Казахстана не будет отрицать», – сказал он.

В июне 2022 года Аймагамбетов в другом интервью сказал, что Казахстан должен «сформировать новый дискурс в отношении языков». В интервью ИА «NUR.KZ» он отметил позицию государственного казахского языка в системе образования как позицию с «очевидной и безусловной приоритезацией».

«[…] Сейчас у нас как? Противопоставление "или-или", а должно быть "и" с очевидной и безусловной приоритезацией знания государственного языка. Знание двух, а лучше трех языков – это наше преимущество. Необходимость знания английского не должна подвергаться сомнению. Более 90% научных статей выходит на английском, 60% контента в Интернете – на английском языке. Что касается начальных классов, проведя исследования и анализ на эту тему, мы увидели, что первокласснику трудно изучать сразу 3 языка одновременно – это неэффективно. Дело в дидактике и физиологии.

Мы приняли решение по этому вопросу и уже ведем работу над тем, чтобы в школах с казахским языком обучения в первом классе ребенок изучал только один язык – казахский, то есть сначала научился читать и писать на своем родном языке. Во втором классе в программу добавляется русский язык, а в третьем – английский. Что касается школ с русским языком обучения, то там, соответственно, в 1 классе будет русский и государственный языки, а английский так же – с третьего класса. С точки зрения методологии, это обоснованно, такие исследования и рекомендации уже были, поэтому мы планируем это внедрить», – поделился он.

Через несколько дней после этого интервью, 11 июня, президент Касым-Жомарт Токаев подписал указ о реорганизации  Министерства образования и науки в две структуры. Министерство просвещения стало заниматься всем, что связано с вопросами дошкольного, среднего, технического и профессионального образования и их цифровизации. Кресло главы этого ведомства досталось Аймагамбетову.

Министерство науки и высшего образования стало заниматься вопросами «высшего и послевузовского образования, языковой политики, науки, обеспечения качества в сфере высшего и послевузовского образования и науки, цифровизации высшего и послевузовского образования». Это министерство возглавил Саясат Нурбек, последнее место работы которого – депутат мажилиса.

После назначения Аймагамбетов в качестве уже главы Минпросвещения дал интервью журналистам казахской информационно-коммуникационной платформы «Zakon.kz». В интервью от 22 июля он указал еще одну новую причину того, почему русский и английский языки первоклассникам, обучающимся на казахском языке, не нужны. И это уже не «дидактика» и «физиология». Дело в том, что, по словам Аймагамбетова, в первые классы казахских школ стали приходить дети, не умеющие читать и писать вообще ни на одном языке.

«[…] Сейчас дети в основном идут в школу в шесть лет. И вот ребенок, который не умеет ни писать, ни читать, получает три букваря по казахскому, русскому и английскому языкам. Исследования показывают, что это неэффективно.

Ребенок сначала должен научиться писать и читать на одном языке. Когда ты владеешь одним языком, освоить следующий намного проще. Здесь мы преследуем эти задачи. В первых классах с казахским языком обучения будет только казахский. Во втором классе добавится русский язык, а в третьем классе – английский язык.

За счет того, что мы в первом и во втором классах сэкономили часы, в третьем классе мы увеличим количество часов по английскому языку. Я убежден в том, что казахстанцы должны знать английский язык, и мы работаем над повышением качества преподавания английского языка в школах», – сказал он.

Кто такой Асхат Аймагамбетов?

Асхат Аймагамбетов занимается реформами образования в Казахстане с 2017 года. При Нурсултане Назарбаеве он занимал с августа 2017 по январь 2019 года пост вице-министра образования и науки Казахстана. В июне 2019 года указом президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева Аймагамбетов был назначен министром образования и науки.  И занимал этот пост до реорганизации Минобрнауки летом 2022 года. В последние годы в Казахстане вокруг Аймагамбетова и его министерства крутилось несколько крупных скандалов, связанных с коррупцией и государственными закупками. Однако Аймагамбетов не стал фигурантом ни одного уголовного дела, и не потерял своего кресла.

Согласно данным из открытых источников, Аймагамбетов – уроженец Карагандинской области, ему сейчас 40 лет. Он имеет два высших образования, завершенные им в 2003 и 2006 годах. По первому образованию, полученному им в КарГУ им. Е. Букетова, он – «Историк, учитель истории». В Карагандинском институте актуального образования «Болашак» Аймагамбетов завершил второе образование по специальности «Юриспруденция».

В 2005 и 2006 году Аймагамбетов возглавлял в родном регионе крупное общественное объединение «Лига молодежи "Ансар"». Это объединение получало, по некоторым данным, финансирование от Фонда Сороса  (признан в Российской Федерации нежелательной организацией в 2015 году – прим.авт.) в Казахстане. А для самого Аймагамбетова оттуда профинансировали обучение в Московской школе гражданского просвещения (признана в Российской Федерации иноагентом с 2015 года, – прим.авт.) под эгидой НАТО, и две поездки будущего министра в Голицыно и в Испанию для дальнейшего обучения в МШГП (признана в Российской Федерации иноагентом с 2015 года, – прим.авт.).

С 2006 по 2012 годы Аймагамбетов работал в родном КарГУ как преподаватель, старший преподаватель, а затем и доцент кафедры политологии и социологии. Параллельно с обучением, активизмом и преподаванием Аймагамбетов с 2003 по 2012 годы выдвигал себя в Карагандинский городской маслихат и был там депутатом в двух созывах. Был он в эти годы и председателем постоянной комиссии по социальным вопросам городского маслихата.

Дальше он пошел по карьерной политической лестнице – с 2012 по 2014 год Аймагамбетов – заместитель акима Нуринского района по социальным вопросам, с 2014 по 2017 год – он уже руководитель Управления образования Карагандинской области. В 2017 году Аймагамбетов становится вице-министром образования и науки Казахстана, и находится в этом кресле до января 2019 года. Тогда его перебрасывают на пост замакима родной Карагандинской области. Из кресла замакима в июне 2019 года Аймагамбетова указом Касым-Жомарта Токаева направляют в кресло главы Минобрнауки Казахстана.

Аймагамбетов, к слову, не единственный сторонник постепенной дерусификации Казахстана в кабинете министров этой страны. Министерство информации и общественного развития Казахстана с января 2022 года возглавляет Аскар Умаров, который известен как пантюркист со склонностью к ксенофобии и публичным призывам к «деколонизации» Казахстана для необходимости создания «новой нации». Умаров курирует в Казахстане молодежную политику, модернизацию общественного сознания и другие направления по части идеологии и общественной стабильности.

Фото на превью: www.gov.kz

Я рекомендую 1 + Поделиться
Нравится

Комментарии

Другие новости

13 марта 2024 07:27

Российский ГИТИС ищет таланты в Астане

Талантливый хореограф из Казахстана, получившая премию, еще когда была студенткой самого известного российского института театрального искусства, поделилась тем, что ей дало обучение и какие перспективы открываются перед выпускниками.

02 марта 2024 11:17

Биологическую безопасность Кыргызстана и Казахстана обсудили в Бишкеке

«Перспективы сотрудничества стран Центральной Азии в обеспечении биологической безопасности и контроле эпидемиологической ситуации» обсудили в Бишкеке. Организатором дискуссии выступил Центр экспертных инициатив «Ой Ордо» в партнерстве с Советом по устойчивому развитию в условиях изменения климата при спикере ЖК КР.

Обзоры

 Екатерина Пантелеева 

ОПЕРАЦИЯ «НАЕМНИК»

Что обсуждали секретари совбезов стран ОДКБ в Бишкеке?

 Елена Короткова 

ФУНДАМЕНТ ДЛЯ БУДУЩЕГО

Три тренда ЕАЭС для молодежи на ближайшие несколько лет

 Кристина Убайдуллаева 

ДЕТСКИЙ МИР

Верны ли самые распространённые родительские утверждения?