четверг, 02 мая 2024
ВЕЧНЫЙ ЛЮБОВНИК и бунтарь — Центральноазиатский информационный портал «News Asia»

Обзоры / Елена КоротковаRSS

ВЕЧНЫЙ ЛЮБОВНИК и бунтарь

04 декабря 2014 14:05    Просмотров: 8383

Кыргызский национальный академический театр оперы и балета им. А. Малдыбаева сделал поклонникам классических искусств сюрприз. 30 ноября состоялась премьера оперы Вольфганга Амадея Моцарта «Дон Жуан».

В основе оперы «Дон Жуан» лежит средневековая испанская легенда о доне Хуане Тенорио. Он жил в 15 веке и отличался любовными и дуэльными похождениями. Деяния обольстителя, совратившего тысячу и три женщины, смешавшись с историей его современника дона Хуана де Маранья, якобы продавшего душу дьяволу в обмен на беспутную и красивую жизнь, будоражит поэтов, драматургов и композиторов уже более 5 веков. Заинтересовался ею и Моцарт. Его интерпретация основана на либретто Лоренцо Да Понте, базирующееся на опере «Каменный гость»  Джузеппе Гаццаниги на либретто Джованни Бертати. И Моцарт, и Да Понте первоначально классифицировали своё произведение как «dramma giocoso» («весёлая пьеса», то есть комическая опера, прим.авт.). Первоначально опера называлась «Il dissoluto punito, ossia Il Don Giovanni» («Наказанный распутник или Дон Жуан»). Тем не менее,  над получившимся музыкальным противоречивым характером главного героя со времени премьеры пьесы в  Национальном театре Праги в 1787 году  раздумывает не одно поколение зрителей.

- История Дон Жуана дала В.А. Моцарту повод для постановки проблемы личности. Его Дон Жуан - это воплощение безрассудной отваги, кипучей энергии, неистребимого оптимизма и любви к жизни. Именно в жизнелюбии заключён главный секрет обаяния этого героя. Однако его эгоизм, презрение к законам чести и морали становятся источником несчастья для всех, кого встречает Дон Жуан на своём пути. Композитор подчеркнул двойственность, противоречивость Дон Жуана. Это не просто «наказанный развратник», как в большинстве посвящённых ему произведений, а сильная личность, живущая по своим собственным законам, - подчёркивает Елена МЯГКОВА, заведующая литературно-драматической частью театра.

Кыргызский же зритель мог ознакомиться с оперой только в 1987 году. Потом она была незаслуженно забыта, и восстановлена только спустя 27 лет. Новую постановку бессмертного творения В.А. Моцарта осуществили дирижёр-постановщик  Нурматбек Полотов, режиссёр-постановщик  Джипара Ибраимова, художник-постановщик  народный художник КР Буласбек Шералиев и балетмейстер-постановщик - заслуженный артист КР Талант Осмонов, художник по костюмам Зарема Казыбаева. Данияр Мусаев и Орузбек Бакытов исполняют главную партию Дон Жуана, Таир Бейшеев - Лепорелло, Оксана Шутова и Эльнура Самарбекова - донны Анны, Бактыгуль Бокоева и Ирина Рыбина - донны Эльвиры, Тилек Найманбаев - дона Оттавио, Ангелика Фёдорова и Айзирек Момунова - Церлины, Нурлан Суймоналиев - Мазетто, народный артист КР Талгарбек Жакшылыков, Иван Волков - в роли Командора.
Отметим, что вторая премьера оперы состоится в воскресенье, 7 декабря.

Справка: Ария Церлины из оперы «Дон Жуан» была одним из первых классических музыкальных произведений, услышанных в детстве будущим великим русским композитором П.И. Чайковским, и заложивших у него интерес к музыке. Моцарт оставался одним из любимых и почитаемых его композиторов всю жизнь, а «Дон Жуан» - идеалом, к которому стоит стремиться при написании опер. В своей статье в газете «Русские ведомости» в 1873 году Чайковский охарактеризовал  произведение как «не имеющее ни одного соперника»: «Моцарт был неподражаемым мастером в отношении музыкальной драматической характеристики, и ни один композитор, кроме него, не создавал ещё таких до конца выдержанных, глубоко и правдиво задуманных музыкальных типов, как Дон Жуан, Донна Анна, Лепорелло, Церлина…  Если есть опера, которую можно назвать первой между всеми, то, не обинуясь, я отдал бы это первенство «Дон Жуану». Независимо от большего или меньшего соблюдения музыкально-драматической правды, не касаясь иных анахронизмов (например, менуэт на испанском народном празднике) и некоторых других промахов… в «Дон Жуане» столько красоты, столько богатейшего музыкального материала, что его хватило бы на дюжину наших современных опер, авторы коих, гоняясь за реализмом, правдивостью, верностью декламации, забывают в своём наивном донкихотстве, что первейшее условие всякого художественного произведения - красота».

Аргументы и факты-Кыргызстан, №49, 2014 год, Фото Романа ГАЙНАНОВА

Я рекомендую 1 + Поделиться
Нравится

Комментарии

Другие обзоры

 Ассоль Молдокматова 

В ДУХОВНОСТИ-СИЛА, В ЖИВОПИСИ-ЖИЗНЬ!

Художник Толгобек Койчуманов - о мечтах, творчестве, духовности и экологии

 Артём Хегай 

КОМПАС КУЛЬТУРЫ

Дело поэта и писателя продолжают молодые авторы литературных произведений