Десять лет назад десять выпускников КГУСТА пригласили меня в мастерскую , где каждый писал мой портрет . Я позировала полтора часа . Видение каждого было интересным , не стандартным , каждый объяснял по-своему . Портрет кисти художника Толгобека Койчуманова врезался в память . Он поймал взгляд , а это сложнее всего . Сегодня Толгобек один из востребованных художников-постановщиков кинематографа, разительно выделяется из ряда современников, он - для меня колоссальная фигура - креативный художник, удивляющий, заставляющий смотреть, думать. Его работы вселяют оптимизм - искусство вечно!
— Толгобек , я видела вашу давнюю фотографию: серьезный юноша около мольберта с кистью. «Портрет художника в юности». Расскажите, как вы начали рисовать?
— С малых лет тяга к рисованию отличало меня от сверстников . Я мог рисовать часами , днями напролет . Застаивался на природе , словно набираясь сил для будущего . Ручкой, карандашами рисовал вымышленный мир и действительный и потом вся семья, соседи долго рассматривали рисунки , восхищались.
— О чем ваши мысли сегодня ?
— Я должен забыть то, что раньше писал и обрести нового себя и новый почерк . Заметный. Ищу . Сложно , но глубоко . Важно быть в поисках . Это целый масштабный процесс .
— Помните известное изречение : «Художник должен быть всегда голодным» , согласны ?
— Отчасти да, когда ты сыт , работы также отображает твое умиротворение , скучно чаще всего . Изречение правдивое . До идей -да , должен быть голоден , ведь поиски всегда дают ростки !
— Мастерские художника всегда завалены старыми работами . Это потребность взглянуть на себя вчерашнего ?
— Учителя всегда учили , что сохранять старые работы всегда на пользу . Раньше я рисовал доминанту зеленого , а сейчас , наоборот - желтого и красного , это и есть мироощущение . Десять лет назад, сравнивая работы , как будто это два разных художника .
—А что вы любили рисовать в детстве?
— Как и все мальчишки любил рисовать в 90- е годы героев боевиков , оружие , а еще рисовал волны Иссык -куля , камни , это словно , меня питало . Я не мог объяснить в детстве , почему я это рисую , но потом многие стали понимать мои взгляды и порывы ,
—Я слышала не раз, как художники с нежностью вспоминают советскую художественную школу, в которой они учились. Нужна ли такая академическая школа рисунка, живописи и скульптуры в Кыргызстане ?
— Художники говорят об умении рисовать в академическом смысле, на мой взгляд, на самом деле понимают, что такое уметь рисовать. И еще учеба у мастера, общение с ним — это настоящая школа для молодого художника. Еще можно ездить по музеям и копировать работы мастеров. Русская академическая школа всегда славилась плацдарменными знаниями , техникой , это и по сей день прочный фундамент, а мы - все таки последователи через своих учителей . Это данность и для многих художников необходимость . Мастерство приходит позднее , а прочный фундамент должен быть априори .
— Я знаю, что вашим учителем был художник Усен Омуров , Сапар Торобеков . Как вы стали их учеником?
— После школы поступил в КГУСТА . Там и встретился со своими учителями -наставниками . Усен Омуров стал куратором. На сегодняшний день ему 70 лет, но его активности , энергии можно только позавидовать . Я благодарен ему за знания . Он учил нас жизни, морали , принципам . Сегодня он продолжает обучать , а это многое значит для новой плеяды художников . Помню, как между парами , в коридорах по привычке общались между студентами , а он, проходя мимо , говорил : «Не теряйте времени, больше учитесь, читайте ! Пользы больше будет!» Всегда старался привлечь к духовности !
— Что бы вы сказали молодым художникам, кроме как «работать и еще раз работать» ?
— Серьезно задуматься над собственным стилем . Со временем , это начинаешь понимать. как никогда . Без почерка , ты просто посредственность, а если обрел фирменный почерк , ты — личность !
—Творить в тишине — это хорошо, но художникам нужно общение, тусовки . Вы какой : общительный или замкнутый ?
— Тусовка — невообразимое слово. Художникам необходимо профессиональное, доброжелательное, но критичное общение. Общение на высоком уровне. Когда-то были гильдии, которые держали художников в рамках. Сегодня правила диктует только рынок. Общение я получаю в сфере кинематографии , этим и компенсирую пробелы . Мы с друзьями -коллегами собираемся , общаемся , но в жизни , творчестве в большей степени я -интроверт, работаю в одиночку , замкнуто . И это наполняет особой таинственностью мое творчество.
— Вы ходите на выставки художников, которые не являются вашими друзьями?
— Ходим , это душевная тяга . Знать персону не обязательно , ведь мы можем быть из разных городов и стран , тем более техника и манера у всех разные , а расширение мировоззрения , взглядов всегда влияют на творчество . Российские художники пишут в зеленых оттенках , а мы — кыргызские художники в более красных
—Когда вы работаете, думаете ли вы о том, как понравиться зрителю, получить приз, сделать удачную выставку, продать?
— Да, надо признаться , что в голове проскальзывает крамольная мысль. Как правило , такие работы с коммерческой задумкой не продаются , но если ты искренен и без потаенной мысли понравиться и реализовать , точно можешь позднее осознать и понять , что это востребовано !
— Как появилась идея серии портретов и роликов ?
— Я всегда в поисках креативного и необычного , ведь есть масса творческих ходов , которые могут разнообразить вообще творчество . Снимать процесс написания портрета было новшеством для Кыргызстана и разительно отличалось от привычной подачи и презентации портрета .
— Думаете ли вы о теме будущей выставки, когда работаете?
— Когда ты продумываешь комплексно , значит выставка будет выигрышной. Я работаю, заполняю мастерскую, приходит куратор, говорит, что пришла пора для выставки. Смотрим, обсуждаем. Выставка — срез работ, сделанных за какой-то промежуток времени. Обычно я не включаю в выставки свои старые работы. Если смотрю на них, то вижу недостатки, поэтому оставляю старые работы в покое, вот так, лицом с стене.
— На кого вы ориентируетесь в творчестве ?
— В разный период всегда по -разному . Врубель нравится сейчас . Тонкие у него работы. Широкие мазки . Техника нравится .
— Бывает ли у вас мистическое чувство, что кто -то направляет ваше воображение и кисть?
— Бывает , что во сне приходят темы , вижу картину . Встаю и начинаю рисовать , правда, иногда не получается повторить , тогда спасением для меня является природа . Природа многое подсказывает .
— Понятно, что Рембрандт — ваш любимый художник. Еще, мне кажется, вам должны быть близки искусство, поэзия и философия Китая.
— Рембрандт делал очень красивые вещи, писал парадные портреты горожан в кружевных воротниках, и дело шло отлично. К счастью, он оставил эту стезю. Рубенс был знаком с работами Рембрандта только того красивого периода и не внес его имя в список великих мастеров. Теперь мы удивляемся, почему. Рембрандт был в прошлом . Сейчас совсем другое измерение , философия со временем поменялась . Китайские философы близки . Вспоминаю , выражение Лао Цзы, в котором много истины : «В покое очищаются мысли, и ты видишь истинную суть сердца. В праздности дух становится податливым, и ты познаешь истинный исток сердца. В безмятежности помыслы становится глубокими, и ты постигаешь истинную основу сердца. Для того чтобы узреть свое сердце и прикоснуться к подлинному, нет ничего лучше этих трех состояний.» Эта философия сейчас близка мне.
— О чем вы мечтаете ?
— Мечтаю провести персональную выставку в Лувре .
— Что вами руководит в цели остаться в профессии ?
— Любовь к искусству . Чувство самопознания . Кино помогает . Природа . Лучше природы художника нет .
— Поговорим о природе. Вы часто бываете на пленэрах . Тема экологии оставляет желать лучшего . Как изменить ситуацию ?
— Я родом с Иссык-Куля и часто выезжаю на пленэр . Сердце обливается кровью, когда вижу заваленные пляжи пластиком , отходами . Даже южный берег стал утопать в человеческом неуважении . Нужно поднимать тему идеологии , самосознания . Если направить силы и внимание на воспитание масс , то понятие , что культурный человек никогда не бросит мусор на берегу и на природе, возымеет верх . Духовность -спасение !
— Вы реализовали свой потенциал и в кинематографе , а где вам интереснее ?
— Кинематограф увлекателен . Я занимаюсь кинопроцессом в качестве художника- постановщика . Рисую на экране , обдумываю реквизит , целостность кадра . От гаммы костюмов до композиции интерьера в кадре - это и есть отображение основной темы фильма , усиляю зрительно . Получается ...
— На одной из киноцеремоний премий «Ак-Илбирс» вас удостоили номинации «Лучший Художник-постановщик» ...
— За фильм «Саякбай» . Мне было интересно работать , потому что персонаж сам сильный ! Время не особо давнее , мы почти все помним то время и тщательный подход помог сделать детализацию . Кинорежиссер Эрнест Абдыжапаров -многослойная и глубокая личность . С ним интересно работать . Награда была особым признанием.
— Какова главная картина вашей деятельности ?
— Она пока не написана . Уверен, это не за горами .
— В чем сила вашего бытия ?
— В самовыражении , в любимой профессии .
— Чем наполнен день художника ?
— Беру в руки кисть и палитру. Начинаю писать. Бывают и вечерние сессии. В выходные дни я тоже прихожу в мастерскую. Когда отдыхаю — слушаю музыку, читаю. Мастерская. Мысли . Эскизы . Холст . И поиски . Работа , процесс.
— Как выживают художники ?
— Сложно. Кто как может. Сфера изобразительного искусства почти не интересна государству и правительству . Все заняты «умными городами», но ведь духовность в умных и безопасных городах должна быть на первом плане . Это энергия и «пища», питающая миллионы умов и сердец . Без этого никуда. На деле и в реалиях , художники выживают , даже не существуют . Принимают заказы , работают не по профессии . Это правда жизни и это беда нашей страны . Настанут ли времена , когда настанет расцвет ? Возможно , но веру мы не теряем !
— Если представить ваш самый лучший творческий день, какой он ?
— Когда получается картина , отвечающая моим внутренним замыслам ...
—И, напоследок, что бы вы посоветовали людям, которые хотят купить произведения искусства?
— Действительная проверка: хочется ли тебе возвращаться к картине, скульптуре или рисунку, смотреть подолгу, остается ли это навсегда с тобой. Человек должен понять , есть ли в картине то, что хочется расшифровать . Советую обратить внимание на ощущение , что вы чувствуете .
— Я иду по жизни ...
— Иду по жизни сквозь преграды с улыбкой и кистью в руках !
— Благодарю вас за искренность !
Комментарии