суббота, 18 августа 2018
НОВЫЕ ГОРИЗОНТЫ — Центральноазиатский информационный портал «News Asia»

Народный репортер

Напишите нам

Обзоры / Кристина АхрамееваRSS

НОВЫЕ ГОРИЗОНТЫ

НОВЫЕ ГОРИЗОНТЫ

07 сентября 2015 13:05    Просмотров: 9227

24-ю годовщину независимости Кыргызстан встретил уже в составе Евразийского экономического союза. Вопросы, которые ранее обсуждались лишь в контексте возможных плюсов и минусов вступления в интеграционное объединение, теперь актуальны, как никогда. В минувшую пятницу в международном пресс-центре «News-Asia» состоялся круглый стол на тему: «Влияние евразийской интеграции на политическое развитие Кыргызстана», в ходе которого эксперты из КР, Казахстана, России и Турции поделились своим видением нынешней ситуации, а также прогнозами на будущее ЕАЭС и Кыргызстана в частности.

По словам директора информационно-аналитического центра Евразия-Поволжье Марины ЛАПЕНКО, Кыргызстан не случайно оказался в центре внимания экспертного сообщества евразийского пространства. Поскольку КР стала полноправным членом объединения, процессы, которые происходят в стране, приобрели актуальность и значимость для всего интеграционного блока.
- Текущие парламентские выборы особенно важны с точки зрения новой внешнеполитической повестки и совпадают по времени с интеграцией КР в ЕАЭС.  Поэтому один из ключевых пунктов на предстоящих выборах - участие Кыргызстана в Евразийском союзе, - отметила Марина Лапенко.

По словам эксперта, тематика евразийского интеграционного проекта - одно из ключевых направлений реализации Стратегии президента КР Алмазбека Атамбаева и, как показывают социологические опросы, евразийский курс главы государства пользуется поддержкой со стороны населения. В том же русле разработаны программы многих политических партий, которые участвуют в выборах. Словом, есть все предпосылки для дальнейшего развития российско-кыргызстанских отношений, и его динамика во многом зависит от исхода парламентских выборов в КР.
- Вступление Кыргызстана в ЕАЭС расширяет не только партнёрство с РФ, но и с Казахстаном, а также меняет всю геополитическую ситуацию в ЦА, - добавила Лапенко. - Изменения касаются положения Узбекистана, который теперь граничит с двумя странами-участницами Евразийского экономического союза. Кроме того, это означает продвижение евразийской интеграции в южном направлении и расширение пограничной зоны с Китаем. Необходимо отметить и появление общей границы между ЕАЭС и Таджикистаном. Хорошо это или плохо - тема для дальнейших обсуждений, но в любом случае, это серьёзно меняет геополитическую ситуацию.

Источники дохода

Один из основных положительных моментов, который свидетельствовал в пользу вступления Кыргызстана в ЕАЭС, - упрощение трудового законодательства на территории объединения. По словам Елены КУЗЬМИНОЙ, заведующей сектором экономического развития постсоветских стран Центра постсоветских исследований Института экономики РАН (РФ)  урегулирование вопросов трудовой миграции станет первым позитивным результатом для граждан КР.
- Речь идёт не только о свободном движении трудовых ресурсов, но и о том, что предусмотрено социальное страхование для граждан стран-участниц ЕАЭС, единые с гражданами государства трудоустройства условия налогообложения. Кроме того, период работы трудовых мигрантов в России будет засчитываться в общий стаж и учитываться при начислении пенсии на родине.
В свою очередь депутат Жогорку Кенеша КР Дастан БЕКЕШЕВ подошёл к вопросу трудовой миграции с другой, менее радужной стороны.
- То, что наши граждане смогут свободно работать в России, - хорошо на сегодня. Но на завтра - это увеличение количества социальных сирот, множество полуразваленных семей, социальные проблемы государства, которые рано или поздно приведут к политическим проблемам, - полагает парламентарий.

Бекешев также выделил ряд других проблем, которые не лучшим образом сказываются на эффективности сотрудничества между странами ЕАЭС.
- Сейчас ведутся фитосанитарные, ветеринарные войны. Были проблемы с молочной и алкогольной продукцией, теперь - с мясом и текстилем. Согласитесь, если мы будем друг другу создавать проблемы - это не союз. Рано или поздно такая интеграция обернётся провалом. Ещё одна проблема заключается в том, что мы хотим только торговать. А нужно что-то производить. Возникает вопрос, что именно. С учётом санкций, девальвации, следует развивать производство сельскохозяйственной продукции. Цепочка должна быть, как в Советском Союзе: образно говоря, мы вам - молоко, вы нам - мясо. Сельхозпродукция потянет за собой рост пищевой промышленности, и здесь нужно либерализировать фитосанитарные, ветеринарные правила, чтобы контроль стал менее бюрократичным и более прозрачным. Также Кыргызстан может принять участие в развитии военно-промышленного комплекса. Это то, в чём мы можем конкурировать с другими странами в ближайшие 5-10 лет. Но необходимо ещё и инвестировать в науку, чтобы в будущем мы могли производить те же компьютеры, телефоны и товары широкого потребления.

Начало пути

Вступив в Евразийский экономический союз, Кыргызстан оказался на пороге больших перемен. Другой вопрос, какими они будут. Всё зависит от того насколько слаженно будут работать государства ЕАЭС, при этом КР тоже придётся приложить немало усилий, а не надеяться на помощь соседей.
- Страна испытывает трудности политического, экономического и социального характера, но за нас эти проблемы никто не решит, -  отметила доктор экономических наук Мээрим КОЙЧУЕВА. - Для КР необходима глубокая экономическая интеграция, особенно на постсоветском центральноазиатском пространстве: чтобы не было границ и барьеров, обеспечивалось свободное движение ресурсов, товаров, капиталов и рабочей силы. Но для этого экономические законы, нормативы, правила игры для всех членов ЕАЭС должны быть одинаковыми либо очень приближёнными друг к другу. Необходимо согласовывать цены на товары и услуги, постепенно регулировать уровни заработных плат. Должна вырабатываться общая позиция по отношению к внешнему рынку. При выполнении этих условий страны-участницы объединения смогут выступать как единое целое по отношению к внешнему рынку и будут лучше защищены.
По словам эксперта, важно определить, какое место отведено Кыргызстану в евразийской интеграции.

- КР, как и вся постсоветская ЦА, в мировой политике и борьбе интересов и влияний той же России, Китая, США, западных стран играет, прежде всего, геополитическую роль. Для РФ влияние в этом регионе имеет военно-политическое, оборонное значение для обеспечения безопасности границ. Для Запада это, скорее всего, утверждение амбициозных и гуманистических идей. Мы в свою очередь имеем свои национальные интересы - достижение экономического и социального благополучия и укрепление национальной безопасности. В ЕАЭС мы вошли, но есть очень много вопросов относительно того, какое место в альянсе занимает и КР, и другие страны-участницы. Если мы сможем найти на них положительные ответы, я думаю, что этот союз оправдает себя.

Аргументы и факты-Кыргызстан, №36, 2015 год

Я рекомендую 2 + Поделиться Twitter Facebook
Нравится

Самое интересное

Комментарии

Другие обзоры

 Владимир Банников 

Плановая встреча

Кыргызстан стал последней страной в центральноазиатском турне Владимира Путина. до этого он посетил союзников по ОДКБ - Казахстан и Таджикистан.

 Владимир Банников 

ДОЛГ ВЫПОЛНЕН, ВЫБОР СДЕЛАН

Российские избиратели проголосовали в Бишкеке на выборах в Госдуму РФ

О стране

Российская Федерация (Россия) - страна в восточной Европе и северной Азии. Россия – правопреемник Союза Советских Социалистических Республик (СССР), который перестал существовать 26 декабря 1991. Имеет федеративное устройство.

В состав России входят 89 субъектов Федерации:

21 республика: Адыгея, Алтай, Башкортостан, Бурятия, Дагестан, Ингушская, Кабардино-Балкарская, Калмыкия, Карачаево-Черкесская, Карелия, Коми, Марий Эл, Мордовия, Саха (Якутия), Северная Осетия, Татарстан, Тува, Удмуртская, Хакассия, Чеченская, Чувашская.
1 автономная область: Еврейская.
10 автономных округов: Агинский Бурятский, Коми-Пермяцкий, Корякский, Ненецкий, Таймырский (Долгано-Ненецкий), Усть-Ордынский Бурятский, Ханты-Мансийский, Чукотский, Эвенкийский, Ямало-Ненецкий.
6 краев: Алтайский, Краснодарский, Красноярский, Приморский, Ставропольский, Хабаровский.
И 49 областей.

Столица – Москва.

Государственный строй

Россия — федеративная республика.
Глава государства: Президент, избираемый на основе всеобщих выборов на 4 года.
Глава правительства: Председатель правительства (премьер-министр.
Законодательная власть: двухпалатное Федеральное Собрание (Государственная Дума из 450 депутатов, избираемых на 4 года. А так же Совет Федерации из 178 членов, по 2 представителя от каждого субъекта Федерации).

Территория России составляет 17 075 400 кв. км.

Официальный (государственный) язык на всей территории Российской Федерации - русский. Народам Российской Федерации гарантируется право на сохранение родного языка.

Денежная единица — рубль

Среди религиозных конфессий самой многочисленной является православная, жители многонациональной России исповедуют также ислам, католицизм, иудаизм, буддизм.