вторник, 12 ноября 2019
Популисткая мера: как в Кыргызстане предлагают заставить магазины торговать отечественным товаром?

Народный репортер

Напишите нам

Кыргызстан / ЭкономикаRSS

Как в Кыргызстане предлагают заставить магазины торговать отечественным товаром?

Как в Кыргызстане предлагают заставить магазины торговать отечественным товаром?

08 октября 2019 09:50    Просмотров: 1861

Елена Короткова, © News-Asia

Минэконом Кыргызстана предлагает в обязательном порядке завести полки и стенды для товаров «Made in Kyrgyzstan» в средних и крупных магазинах. Ведомство представило на общественное обсуждение проект постановления правительства КР о внесении поправок к постановлению правительства «Об упорядочении торговой деятельности на территории КР» от 2014 года, ориентированных  на отечественных предпринимателей. Согласно им, товары, произведенные в республике, должны будут иметь ряд преференций при реализации их в торговых точках в виде привлекающих внимание покупателей полок, стеллажей и стендов с рекламой. Некоторые магазины Бишкека уже сейчас установили обозначения на своих полках, гласящие, что на них расположена именно кыргызская продукция, но в Минэкономе предлагают обязать сделать это все средние и крупные магазины по всему Кыргызстану.

По проекту в торговых залах площадью свыше 50 квадратных метров в каждом товарном ряду должны быть выделены отдельные стеллажи или же полки для товаров кыргызского производства, с обозначением страны происхождения товаров особой отметкой - шелфтокером на русском или кыргызском. В магазинах площадью от 100 до 200 квадратных метров к полкам или стеллажам должны прилагаться легкие рекламные конструкции с указанием, что в этом месте находятся товары «Made in KG». Более всего «повезло» крупным и сетевым магазинам, чья площадь более 200 квадратных метров: они будут должны к всему вышеперечисленному обеспечить на своей территории дополнительные информационные указатели и вывески, чтобы привлечь внимание покупателей к отечественным товарам.

Не кнутом, а пряником

Казалось бы, подобные меры должны поддержать кыргызского производителя, однако фактически они вбивают своеобразный клин между производителями и ритейлерами, реализующими их товар потребителям. Новые нормы, выгодные для первых, для вторых таковыми не будут и лишь принесут дополнительные затраты. Однако можно было бы не разобщать кыргызстанцев, а сделать поддержку отечественных производителей выгодной обоюдно.

«Очень хотелось бы, чтобы такие полки были, притом не просто полки, а целые ряды. Идея сама по себе отличная, но, на мой взгляд трудновыполнимая на сегодня. Пока нету понимания, как они заставят все это сделать сетевые или крупные магазины. А если те не захотят, тогда что? Закроют, применят штрафы и на каком основании? Надо понимать, что сетевые маркеты – это тоже бизнес, чей-то выстраданный бизнес. Надо не заставлять, а стимулировать, мотивировать, взамен что-то давать, чтобы сетевому маркету было выгодно это делать. Скажем, полки взамен минус 1% какого-то налога или льготного госкредитования под 5-6% и так далее… Встречались ли разработчики поправок с владельцами маркетов, услышали ли их мнение, видение, пожелание или это все в одни ворота? Пока больше вопросов, чем ответов»,  – поделился с News-Asia Бакыт Дегенбаев, председатель Ассоциации отечественных производителей КР. –  «Кто будет вести мониторинг за этими полками? Кто будет составлять отчеты? Тоже вопросы без ответа. Идея, повторюсь, отличная, но пока все сыро. Думаю, что в этом виде данная норма и поправки так и останутся на бумаге».

Без меня меня женили

О том, что выдвигаемые на общественное обсуждение нормы следует основательно доработать, говорят и по другую сторону баррикад, в Ассоциации рынков, предприятий торговли и сферы услуг Кыргызстана. По словам руководства Ассоциации, представителей объединения по какой-то причине к положенному анализу регулятивного воздействия в отношении нормативно-правовых актов, которые относятся к предпринимательской деятельности, не привлекали. И даже в известность о том, что подобные НПА готовятся, не ставили. Хотя в Министерстве экономики КР, проводя АРВ любых нормативных правовых актов, выносимых на обсуждение, и должны в обязательном порядке провести анализ мнений предпринимателей, представителей госорганов, а также физических лиц и их объединений.

«В предлагаемых поправках есть определенные риски, на мой взгляд. АРВ учитывает мнения всех заинтересованных сторон, это и поставщики, в данном случае и местные производители, и ритейлеры – наша Ассоциация. Мы же не присутствовали при разработке этих норм, и проблемы при реализации их будут. Полки, во-первых, не резиновые. И полки, и товары на них будут представлены на уровне глаз, на ходовых местах, при этом у ритейлеров будет снижение выручки. Во-вторых, не до конца понятно, как и какими механизмами будет контролироваться реализация поправок, какова будет система штрафов, есть и масса других вопросов», –  констатировал в разговоре с  News-Asia Сергей Пономарев, президент Ассоциации.  –  «Мы отправили поправки нашим участникам Ассоциации, разослали этот проект НПА по торговым сетям, чтобы представители участников Ассоциации их изучили, и дали обратную связь. А именно – какие положения можно добавить, а какие следовало бы убрать. Сейчас все они разрабатывают свои предложения и замечания, и мы обязательно их отправим в Минэконом».

Меж тем времени на выражение своей позиции и у производителей, и у ритейлеров осталось мало – буквально считанные рабочие дни .

Я рекомендую 0 + Поделиться Twitter Facebook
Нравится

Самое интересное

Комментарии

Другие новости

10 ноября 2019 13:45

В Нарыне появится торгово-логистический центр

Китай выделит на его строительство 280 миллионов долларов США

02 ноября 2019 17:52

Ведение бизнеса в Центральной Азии: самой благоприятной страной назван Казахстан

Государство обогнало Россию на три позиции. На 80 месте в рейтинге оказался Кыргызстан, опустившись на 10 строк по сравнению с прошлым годом. Это единственная страна региона, где по версии Doing Business наблюдается регресс

Обзоры

 Елена Короткова 

«ЩИТ И МЕЧ» ДЛЯ БИЗНЕСА

Почему первый кыргызский бизнес-омбудсмен еще не начал свою работу?

 Елена Короткова 

УРАНУ – НЕ «УРА»

Кыргызстанцы выступают против разработки урана в Нарынской и Иссык-Кульской областях

 Елена Короткова 

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ

Что принесла России и Кыргызстану восьмая российско-кыргызская межрегиональная конференция в Бишкеке?

О стране

Кыргызстан (Киргизия) - высокогорная страна.

После распада СССР, 31 августа 1991 года Кыргызстан объявлен независимым государством. 5 мая 1993 была принята Конституция республики. Кыргызстан занимает площадь 198.5 тысяч км². Границы Кыргызстана с Казахстаном, Узбекистаном, Таджикистаном и Китаем проходят главным образом по горным хребтам и рекам гор Тянь-Шаня. И именно горы занимают почти три четверти территории Кыргызстана.


Кыргызстан - многонациональное, унитарное государство. В административном отношении территория Кыргызстана делится на 7 областей: Баткенская, Джалал-Абадская, Нарынская, Ошская, Таласская, Чуйская и Иссык-Кульская. Каждая область подразделяется на районы. По республике в целом насчитывается 40 административных районов, 22 города. Районы делятся на 429 сельских айыльных кенешей.

Столица республики - город Бишкек.