суббота, 20 июля 2019
Кандидат в президенты Кыргызстана - о том, как республике избежать участи стран Ближнего Востока и найти дорогу к процветанию

Народный репортер

Напишите нам

Кыргызстан / ПолитикаRSS

Кандидат в президенты Киргизии Масадыков - о том, как республике избежать участи стран Ближнего Востока и найти дорогу к процветанию

Кандидат в президенты Киргизии Масадыков - о том, как республике избежать участи стран Ближнего Востока и найти дорогу к процветанию

14 сентября 2017 10:54    Просмотров: 5528

Источник: Аргументы и факты-Кыргызстан

Елена Короткова, © News-Asia

В Кыргызстане стартовала предвыборная кампания, предваряющая президентские выборы 15 октября. За пост главы государства будут бороться 13 политиков, общественных деятелей, бизнесменов. В числе кандидатов  и Таалат Масадыков, международный эксперт по региональной безопасности.
В отличие от других кандидатов, он имеет опыт работы на международной арене - в миссиях ООН и на Ближнем Востоке, разбирается в специфике процессов, происходящих в регионе и на глобальном уровне. В интервью корреспонденту «АиФ-Кыргызстан» Таалат Масадыков рассказал о том, каким он видит будущее Кыргызстана и какие перемены должны произойти в республике, чтобы её граждане жили в мире и согласии.

Безопасность прежде всего

- Таалат Шамудинович, ваши оппоненты уже имеют опыт политической борьбы: одни возглавляли правительство или заседали в парламенте, другие - лидеры партий, третьи прославились благодаря своим громким публичным заявлениям… Ваша же сфера деятельности - международная безопасность, внешняя политика. Что подтолкнуло вас выйти на политическую арену и выдвинуть свою кандидатуру в качестве кандидата на главный пост страны?

- Вы правы, это первый мой опыт участия в выборах в качестве кандидата. Но сами выборы для меня - явление не новое: работая в ООН и иных международных организациях, я был ответственен за проведение честных выборов в странах, которые по численности имеют гораздо большее население, чем Кыргызстан. Когда несколько лет назад я приехал из длительной командировки за рубежом, где занимался вопросами международной безопасности, международного терроризма, наркотиков, предотвращением конфликтов в регионе Центральной Азии, Ближнего и Среднего Востока, то увидел, что ситуация в стране нестабильна, и мировые процессы, происходящие вокруг центральноазиатского региона, представляют угрозу безопасности и целостности Кыргызстана. Хотел применить свой опыт и знания во благо государства и получил приглашение к сотрудничеству от президента Алмазбека Атамбаева. Но потом в силу ряда причин, не зависящих от нас, этого не произошло. Поэтому и решил принять участие в выборах. Много лет проработав в тех регионах, где идёт война, я знаю на практике, как бороться с процессами, угрожающими безопасности. Для Кыргызстана сейчас главная проблема - избежать дестабилизации обстановки. Мы должны сохранить мир в стране. В ближайшее время на брифинге для СМИ мы представим доктрину национальной безопасности, где будут отражены основные тезисы внешней и внутренней безопасности страны - они должны стать руководством к работе для президента. Они исходят из действующего законодательства КР. Реформы могут коснуться и Конституции. Основной закон страны должен эволюционировать. Раз референдум проведён, нужно работать по этой редакции Конституции до 2020 года. Затем решить, что из её положений действительно работает на благо страны и подходит нашему кыргызскому менталитету, а что - нет. Кыргызстан - страна, в  которой проживает множество народностей, но кыргызов большинство и они имеют свои особенности, как и любой народ. Изменения с учётом менталитета коснутся и правительства, и парламента, и количества депутатов и принципов их работы, и решения общественных и социально-экономических проблем, и вопросов воспитания и культуры. В этом направлении нужно работать, заниматься воспитанием подрастающего поколения, нужна идеология. После распада СССР коммунистическая идеология исчезла в одночасье, вместо неё образовался вакуум. А люди должны во что-то верить, знать, куда и зачем они двигаются, иметь цели и задачи, идеал общества и единого народа. В 21 веке нельзя изолироваться от мирового сообщества, избежать глобализации и жить в обособленном пространстве. Но мы можем разграничить приходящее извне на приемлемое и неприемлемое для нашего общества. И вспомнить доброе и хорошее в наших традициях, то, что мы забыли.

Детонатор бездействия

- Ваши реформы, которые коснутся каждого из граждан Кыргызстана, помогут решить проблемы внутренней безопасности. Но есть и вопросы внешней безопасности, угрозы извне.

- У Кыргызстана нет врагов ни среди соседей по региону, ни вне его в дальнем зарубежье. Но мировые процессы, угрожающие безопасности - дестабилизация обстановки, радикализация, террористические акты идут к нам из Пакистана и Афганистана. Нерешённые социально-экономические проблемы, отсутствие работы и организованного культурного досуга порождает недовольство в массах. И однажды оно выплеснется наружу - «кипение» достигнет критической точки, и беспорядки будет трудно остановить. Мы сами создаём внутренние благоприятные условия для того, чтобы взорвать ситуацию. А снаружи в этот «взрыв» вмешаются глобальные процессы и мировые силы. Я видел, как это происходит на Ближнем Востоке. И не дай Бог, чтобы у нас произошло что-то подобное. Считаю, что единство и стабильность в стране - это главное.

Мы и мир

- Но ведь Кыргызстан тоже может стать участником мировых процессов, и выступать против внешних угроз на мировом уровне, несмотря на то, что многие чиновники и политики любят повторять: «мы - маленькая страна, от нас всё равно ничего не зависит». Сейчас же в результате этой позиции у Кыргызстана, как вы говорили в одном из интервью, внешней политики нет.

- Безусловно, маленькие страны вроде Кыргызстана с населением в шесть миллионов и слабой зависимой от помощи соседей и инвесторов экономикой, играют меньшие роли, чем крупнейшие державы мировой политики. Но, как субъект международного права, государство должно иметь последовательную позицию и выражать её на мировой арене. Для этого нам необходимо определить стратегическое направление внешней политики и очертить круг приоритетных стратегических партнёров, выстраивая отношения со всем миром. Замыкаться на стратегических партнёрах и их интересах не следует, но они должны быть в приоритете. Например, Кыргызстан - член ОДКБ и ЕАЭС. Мы везде заявляем о том, что Россия и Казахстан, Узбекистан и Таджикистан, а в рамках ШОС и Китай - наши стратегические партнёры. Но в последние два-три года власти КР только декларируют это, на самом же деле - денонсируют какие-то соглашения, эмоционально выступают по каким-то вопросам, связанным с нашими соседями, что кажется им непоследовательным. На международной арене тоже не могут понять, чего мы хотим как государство. Как международник с опытом работы в этой сфере я в недоумении. Ощущение, что внешняя политика Кыргызстана сводится к тому, как бы и где бы достать финансовые ресурсы и привлечь их в страну независимо от того, какую цену за это придётся заплатить в будущем. Не стоит слепо принимать любую финансовую помощь. Поэтому первое, что необходимо сделать - сформировать стратегию и определить основных стратегических партнёров. У нас не должно возникать вопросов с Россией, Казахстаном и другими союзниками, которые нельзя было бы разрешить в правовом поле. В доктрине, (о ней я рассказывал выше) которую я представлю в ближайшее время, расставлены все точки над «I» и даны ответы на вопросы, что нам делать и каким путём идти в международной политике. К сожалению, некоторые государственные мужи даже гордятся тем, что происходит в нашей внешней политике в последние несколько лет, называя это «многовекторностью». Но преобладать должна приоритетность. Продвигая нашу позицию в мире, мы должны отталкиваться от наших интересов и интересов тех партнёров, с которыми мы сотрудничаем.

Выбор - за народом

- Если вернуться к теме выборов, то о влиянии на них внешних игроков говорят всё больше. Насколько вероятно, что Кыргызстан возглавит ставленник «извне», нежели представитель интересов народа?

- Конечно, крупные игроки будут пытаться прямо или косвенно поддерживать кандидата, который был бы с их точки зрения наиболее подходящим для продвижения интересов в стране и регионе. Это нормальная мировая практика. И если бы у КР была бы страна-сосед, меньшая по размеру, то Кыргызстан бы тоже пытался повлиять на происходящее в ней! Факт попытки поддержки кого-то и влияния на итоги выборов однозначно будет. Но сказать, что кому-то извне удастся поставить «своего» кандидата на главный пост страны - нельзя. Это время ушло. Сейчас народ сам решает свою судьбу! Я надеюсь, что выборы пройдут честно. Конечно, возможны и нарушения - система ещё не идеальна. Надеюсь, что ЦИК и госструктуры будут пресекать нарушения, не давая кандидатам обойти друг друга за их счёт. В целом же грядущие выборы - значимое событие. Конечно, при отборе кандидатов были недоработки со стороны ЦИК, но думаю, что всё пройдёт честно и спокойно. Наш народ очень мудрый, надеюсь, что мир и спокойствие у нас будут как на выборах, так и после них. Если они пройдут без нарушений, при хорошо подобранной команде я готов к сотрудничеству и работе на благо страны, думаю, так же как  и любой гражданин Кыргызстана вне зависимости от национальности и вероисповедания!

Я рекомендую 1 + Поделиться Twitter Facebook
Нравится

Самое интересное

Комментарии

Другие новости

16 июля 2019 10:34

Экс-министр экономики Кыргызстана Олег Панкратов стал советником президента

Несколькими месяцами ранее Панкратов ушел в отставку добровольно с поста министра экономики КР - причиной стала критика со стороны некоторых общественных деятелей и чиновников. Хотя бизнес-сообщество работало с Панкратовым эффективно и не раз отмечало его работу на этом посту положительно

11 июля 2019 06:38

Экс-президент Кыргызстана Атамбаев снова игнорировал вызов на допрос

И обратился за защитой в Конституционную палату Верховного суда Кыргызстана

Обзоры

 Елена Короткова 

ПРЕЗИДЕНТСКИЕ ИСТИНЫ

Что пообещал Кыргызстану Сооронбай Жээнбеков на выступлении в парламенте?

 Екатерина Пантелеева 

НА ПОЛИТИЧЕСКИХ ПОЛЯХ

Какие нюансы в переговорах Владимира Путина с главами Кыргызстана и Казахстана вызвали вопросы у общества?

 Елена Короткова 

ГОД У РУЛЯ

Чем запомнились Кыргызстану 12 месяцев президентства Сооронбая Жээнбекова?

О стране

Кыргызстан (Киргизия) - высокогорная страна.

После распада СССР, 31 августа 1991 года Кыргызстан объявлен независимым государством. 5 мая 1993 была принята Конституция республики. Кыргызстан занимает площадь 198.5 тысяч км². Границы Кыргызстана с Казахстаном, Узбекистаном, Таджикистаном и Китаем проходят главным образом по горным хребтам и рекам гор Тянь-Шаня. И именно горы занимают почти три четверти территории Кыргызстана.


Кыргызстан - многонациональное, унитарное государство. В административном отношении территория Кыргызстана делится на 7 областей: Баткенская, Джалал-Абадская, Нарынская, Ошская, Таласская, Чуйская и Иссык-Кульская. Каждая область подразделяется на районы. По республике в целом насчитывается 40 административных районов, 22 города. Районы делятся на 429 сельских айыльных кенешей.

Столица республики - город Бишкек.