На общественное обсуждение 9 февраля выдвинули второй вариант Конституции. В сравнении с действующим основным законом страны он меняется на 80 поправок – республика становится президентской, появляются новые институты, такие, как Народный Курултай и Совет по делам правосудия. Так же уменьшаются полномочия парламента, а полномочия президента и Генпрокуратуры становятся почти безграничными и мало ограничиваемыми с помощью сдержек и противовесов. Объявить же импичмент президенту практически невозможно – процедуру эту усложняют.
«Критика неизбежна»
По сути это – отредактированная Конституционным совещанием (КС) версия Конституции от 17 ноября 2020 года, которую раскритиковали и юристы, и общественные деятели, и гражданское общество, и даже ряд международных организаций. Но и новая версия за неделю на общественном обсуждении уже нашла критику: документ упрекают в сырости, правовой неопределенности, отсутствии ряда базовых прав человека и в чрезмерном наделении полномочиями президента.
Но в интервью государственному ИА «Кабар» президент Садыр Жапаров заявил, что скорее всего проект Конституции выставят на голосование уже 11 апреля – в один день с выборами в местные кенеши. Только на выборы, по данным ЦИК, затратят 425 млн сомов.
«Конечно, критика неизбежна. Пять пальцев не равны. Но Конституция положит конец хаотическому правлению. Все сегодняшние кадровые беспорядки связаны с действующей Конституцией. Сегодня есть три «силы» – парламент, правительство, президент. Если будет принята новая Конституция, все будет в порядке. В стране есть те, кто не желает порядка. Они пытаются ввести людей в заблуждение, говоря: «Смотрите, что произошло, вот что случилось». Но недостатки неизбежны. Мы стараемся их немедленно устранять. Говорят, что не ошибается лишь тот, кто не работает. Главное – не ошибиться в большой стратегической работе, затрагивающей общие интересы государства. Внутренние мелкие разногласия и кадровые недоработки будут своевременно устранены. Не нужно устраивать трагедию. Даст Бог, весной начнутся большие дела», – сказал глава государства. – «Мы надеемся, что Конституция будет выставлена на голосование 11 апреля, вместе с выборами в местные кенеши. Жогорку Кенеш должен это определить. Мы сможем сэкономить деньги, проведя референдум вместе с местными выборами. В казне лишних денег нет. Референдум и выборы в местные кенеши состоятся в один день».
Однако ряд юристов считает, что законопроект о поправках в Конституцию должен пройти все этапы рассмотрения по закону, пусть даже это и займет много времени. Иначе последствия для страны могут быть негативными – их обсудили на встрече под эгидой Сообщества юристов Кыргызстана.
Про жизнь без оппозиции
Предлагаемая Конституция не включает понятия оппозиции ни в политической жизни вне парламента, ни в парламенте. Партийную систему как дискредитировавшую себя предлагают убрать, но в отличие от действующей версии Конституции, четко не прописано, как именно предлагается выбирать депутатов вместо партийных списков. Это создает риск для политического злоупотребления и нарушает права и интересы кыргызстанцев.
«Согласно действующей Конституции действуют политическое многообразие и многопартийность, в новой Конституции эти понятия исключены. Одним из признаков демократического государства является многопартийность и плюрализм мнений, наличие парламентской оппозиции, однако эти элементы в новой Конституции полностью отсутствуют. Исключается и принцип создания партий, которые могли создаваться гражданами на основе свободного волеизъявления. Приравнивать же политические партии к «другим формам некоммерческих организаций» в корне неверно: туда входят граждане республики на основе свободного волеизъявления и общности интересов для защиты прав и свобод и удовлетворения ряда интересов», – отмечает юрист Алина Ибраева.
Она отметила так же, что раз политическим партиям не разрешается напрямую участвовать в выборах, следовательно, предлагается введение системы выборов по одномандатным округам. При этой системе нет квот для социальных групп. К тому же, государство по этой версии Конституции больше не гарантирует представительство для различных социальных групп в госорганах и органах местного самоуправления, на уровне принятия решений. Проще говоря, женщины, люди с инвалидностью, лица иной, чем кыргызская национальности, и другие группы кыргызстанцев не смогут защищать свои права напрямую, потому что КС не стало вносить поправки в проект в их пользу.
Про цензуру
На этапе обсуждений в КС журналистам обещали, что цензуры не будет: и правда, СМИ гарантируется право на получение информации от госорганов, их распространение, право на свободу выражения мнений. Так же в статье 10 говорится: цензура запрещается. Но далее идут пункты, которые могут использоваться для ее введения, правда, под другим предлогом.
«В целях защиты подрастающего поколения мероприятия, противоречащие моральным и нравственным ценностям, общественному сознанию народа Кыргызской Республики, могут ограничиваться законом. Перечень мероприятий, подлежащих ограничению и перечень ограничиваемой в доступе и распространении информации, устанавливается законом», – отмечается в версии Конституции.
При этом точного определения указанных терминов нет, нет и четкого описания того, что это могут быть за мероприятия.
«Эта норма ограничивает свободу слова, ассоциаций, мирных собраний и доступа к информации. Возникает вопрос правовой определенности: как можно определить «мероприятия, противоречащие моральным и нравственным ценностям» и «общественное сознание народа республики»? – возмущается юрист Азим Жээнбаев.
По его словам, власти могут использовать эту статью как для официальной цензуры, так и для самоцензуры граждан.
«Статья 10 является известным классическим примером сдерживающего воздействия на свободу выражения мнения. В международном праве это любой вид наказания за законное осуществление наших прав, которое приводит к самоцензуре. Вопрос о том, какие ценности на самом деле соответствуют морали или общественному сознанию народа Кыргызстан, может широко интерпретироваться – статья недостаточно четко сформулирована», – отметил он. – «... Цензура на основании вреда нравственным ценностям, которые не определены, неприменимая, поскольку основана на ложном представлении о том, что культура является монолитной. В Кыргызстане живут люди с различными взглядами и убеждениями, разными системами верований, при этом у них должна быть одна правовая система, которая прописана в Конституции».
По его мнению, не исключено, что какие-то заинтересованные лица не будут заботиться о рамках нравственности, и «для них нравственность и мораль будут являться не более чем предлогом для цензуры».
Про почву для фашизма и нестабильности
Наконец, адвокат Нурбек Токтакунов посчитал, что эта версия основного закона «фашистская».
«Это проект монархической и фашистской Конституции. Это даже не латиноамериканская модель, где де-юре есть какой-то баланс, а де-факто властвует за счет контроля и силовых структур президент. У нас же даже де-юре властвует президент, потому что парламент – это просто мальчик на побегушках, а судьи вообще никто. Почему фашистская? Потому что там, где говорят о неких духовных ценностях, о праве нации и национальных духовных ценностях вместо прав человека – это всегда фашизм», – отметил он.
Действительно, по этой версии в преамбуле Конституции больше нет строчки о том, что граждане республики привержены цели «построения свободного и независимого демократического государства, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, здоровье, права и свободы». Взамен предлагается принимать Конституцию, исходя не только из «заветов предков», но и «традиций и заветов Манаса Великодушного», есть пункты принципы «ответственности за свое Отечество перед нынешними и будущими поколениями» и «основах подлинного народовластия». А основы конституционного строя разделились на политические, социально-экономические и духовно-культурные.
Токтакунов опасается, что подобный проект, еще и «монархический», способен «угробить» главного своего инициатора. Именно Садыр Жапаров после освобождения из колонии сторонниками начал говорить, что Кыргызстану нужна другая «Конституция для народа».
«Потому что от 90 депутатов в относительной стабильности импичмент невозможен. Но в критической ситуации, когда депутаты почувствуют запах жареного, очень легко какие-то силы могут через депутатов организовать импичмент самому Садыру Жапарову. Достаточно 60 депутатов, чтобы все всколыхнулось. Сначала будет импичмент, а потом опять нам со всей кашей разбираться. Так что это угроза прежде всего для самого Садыра Жапарова», – заключил Токтакунов.
Иное мнение
Кроме Сообщества юристов Кыргызстана, анализ отредактированной версии Конституции от 17 ноября 2020 года провели и специалисты правовой клиники «Адилет». Там считают, что документ «по-прежнему требует существенной доработки и не готов для внесения в Жогорку Кенеш в целях его официального рассмотрения и принятия». Потому что в нем кое-где нарушены «принципы верховенства права и правовой определенности», «имеют место внутренние противоречия принципиального характера, а также некорректные формулировки норм права», а также есть «кардинальное перераспределение полномочий государственных институтов в сторону значительного усиления единоличной власти президента».
«Нивелируется система сдержек и противовесов, являющаяся центральным звеном принципа разделения государственной власти. Исполнительная власть, возглавляемая президентом, фактически занимает главенствующее положение и обладает обширными возможностями влияния на деятельность всех государственных структур, включая судебную систему», – опасаются юристы.
Судебная система станет более зависима от президента, что будет «подрывать достижения проводимой в стране судебно-правовой реформы» и сделает систему менее беспристрастной.
«Именно справедливое правосудие является обязательным и необходимым условием для защиты прав и свобод человека, а также формирования условий для предпринимателей и бизнеса», – отмечают в «Адилете».
Ухудшение условий для бизнеса скажется негативно на экономике страны. Так же по мнению юристов в основном законе страны «необходимо установить эффективную систему сдержек и противовесов, которая будет обеспечивать баланс сил между высшими органами власти, а также их институциональную независимость и гармоничное взаимодействие». В существующем же виде поправки в Конституцию могут привести к росту нестабильности в стране и очередным политическим потрясениям, если пройдут референдум.
Источник:aif.kg
Комментарии