среда, 02 декабря 2020
Советы по спасению Кыргызстана от экономического краха

Народный репортер

Напишите нам

Кыргызстан / ЭкономикаRSS

Что спасет Киргизию от экономического краха?

Что спасет Киргизию от экономического краха?

29 октября 2014 13:44    Просмотров: 7674

Елена Короткова, © News-Asia

Чиновники Киргизии в ближайшие годы попытаются создать макроэкономическую стабильность и обеспечить устойчивое развитие экономики страны. Об этом, выступая перед участниками Школы деловой журналистики, организованной медиа-ресурсом «Вечерний Бишкек», заявила статс-секретарь Министерства экономики республики Айдай Курманова. Вместе с журналистом-аналитиком РБК Александрой Кирьяновой, обучавшей киргизских акул пера основам бизнес-аналитики, и главой Ассоциации рынков, предприятий сферы торговли и услуг Сергеем Пономаревым, доложившим о внешнеэкономической деятельности государства, чиновник попыталась разъяснить журналистам события, происходящие в экономической сфере республики и в мировой экономике. От неё журналисты узнали, чем микроэкономика отличается от макроэкономики, как рассчитывается ВВП, и с какими макроэкономическими проблемами сталкивается государство.

Так же чиновник озвучила и основные экономические проблемы, с которыми приходится сталкиваться её ведомству. Одна из главных – отсутствие планирования со стороны аналитиков и специалистов каждого из ведомств, участвующих в формировании экономики страны, которое не даёт возможности подняться республике из рейтинга стран третьего мира. В качестве образца такой непродуктивной политики была выбрана работа сельскохозяйственников.

- Киргизия импортирует 80% товаров, экспортирует всего 20 %, один из них – фасоль. Несколько лет назад у фермеров, экспортирующих фасоль по всему миру, случилась засуха, и киргизские фермеры смогли выйти на мировой рынок, и получить прибыль от продажи своей экологически чистой фасоли. Их соседи, вместо того, чтобы выращивать картофель, капусту, морковь и другие культуры, тоже перешли исключительно на фасоль. Больше людей, выращивающих продукт – меньше цена на него. И фасоль подешевела в республике, оставаясь примерно в той же цене на мировом рынке. Засушливый период закончился, и рынок оказался вновь насыщен, и маленькая Киргизия оказалась вновь без возможности реализовать свой товар в том объёме, который мог бы принести обогащение фермерам. Фасоль продали по бросовой цене, и не все её выращивают – в республике её не хватает. А всё потому, что наши эксперты Минсельхоза когда-то не спрогнозировали, когда у стран-конкурентов закончится засуха, - считает Курманова. – Мы не могли даже спрогнозировать процессы в отрасли сельского хозяйства, так как у нас даже не было единого реестра орошаемых и пахотных земель. Сейчас мы его создали, и ввели мораторий на отвод земельных сельхозугодий под жилые дома. После распада СССР отрасль оказалась разрушена вместе с системой планового хозяйства. А ведь планирование – неотъемлемая часть развития любой страны, и каждое министерство должно его разрабатывать и реализовывать в своей отрасли.

Подвижки в сложившейся неэффективной системе поможет решить Национальная стратегия устойчивого развития с 2013 по 2017 годы. О её целях, да и о существовании, как оказалось, знают даже не все работники СМИ.

- То, что вы не видите, как она работает, и не ощущаете её результатов на себе – не значит, что её нет. Наши депутаты часто интересуются, как могут прочувствовать на себе эти перемены, к примеру, жители Ала-Буки. Они могут ощутить их опосредованно, за счёт новых тарифов, увеличения заработных плат, пенсий, появления новых рабочих мест. Заложенное в ней планирование даст и другой мультипликативный эффект – для частного бизнеса. К примеру, Киргизия вместе с инвесторами соберётся запускать новый завод. Прежде всего, это – рабочие места. О строительстве узнают частные предприниматели, работающие в сфере услуг – столовые, кафе, парикмахерские, торговые точки, и переносят своё производство ближе к стройке, а после запуска завода получают прибыль . – пояснила Курманова.

 Но все благие начинания упираются в две проблемы: финансовые ресурсы и кадры. К тому же, фермеры довольно скептически относятся к рекомендациям чиновников о том, какую культуру им стоит засевать и какой скот целесообразнее разводить.

- У нас нет института квалифицированных чиновников. Тех же, кто мог бы профессионально управлять и имеет опыт работы в различных структурах, мы привлечь на государственную службу не можем на зарплату в 12-15 тысяч сомов. Пока зарплата госслужащих не поднимется на должный уровень, мы не сможем привлечь на должности профессионалов, которые не будут брать большие и маленькие взятки, чтобы выживать или заводить свой бизнес. К тому же в каждом ведомстве должны быть 40 % служащих, двигающих его работу вперёд, и 60 % - тех, кто просчитывает пути этого движения – теоретиков, аналитиков, экспертов. У нас их нет – система подготовки кадров осталась ещё c советских времён. И министерство образования должно давать государственный заказ на обучение необходимого количества специалистов в той или иной отрасли. Чтобы просчитать, сколько нужно агрономов, животноводов или инженеров, у ведомств должны быть данные о том, сколько предприятий планируется открыть на территории КР в ближайшие годы, запустить ферм. У наших IT- специалистов не хватает ни данных, ни методологии. Нет и налаженной системы взаимодействия с местными органами самоуправления, поэтому, во-первых, Минсельхоз не сможет довести до простых граждан результат своей работы, во-вторых, граждане не доверяют властям, и не послушают рекомендаций о том, что для пользы государства ему надо посадить, к примеру, 100 тонн фасоли, а не картофеля, - констатирует статс-секретарь. – Кадры мы обучаем, но не можем обеспечить их устойчивость: средний госслужащий в КР не задерживается на одной должности более, чем на два-три года. В Министерстве экономики они посещают несколько курсов повышения квалификации в год, изучают английский язык, ездят на стажировки от международных организаций за рубеж… А потом – получают финансовую мотивацию: те же организации, что их обучали, приглашают их на должности экспертов или координаторов программ по региону на зарплату в 1500-2000 долларов. И заведующие отделами уходят без оглядки. Трудовой же кодекс не даёт нам права заставить их применить полученные знания на благо страны хотя бы в течении нескольких лет.

Тем не менее, в Минэкономе не теряют надежды на то, что в ближайшие годы удастся поднять с колен регионы Киргизии, развить институты местного самоуправления и их связь с министерством, создать условия для становления частного бизнеса и фермерских хозяйств, чтобы они могли экспортировать свою продукцию, и укреплять туристический бренд республики. А сделать это можно при помощи журналистов, которые будут информировать простых жителей республики обо всех реформах и стратегиях, работающих в государстве, и повышать их правовую грамотность.
Я рекомендую 2 + Поделиться Twitter Facebook
Нравится

Самое интересное

Комментарии

Другие новости

27 ноября 2020 16:02

Абу-Даби, Саудовская Аравия, Германия и Турция дали Кыргызстану беспроцентную отсрочку по внешнему долгу

КНР готова на основе инициативы Парижского клуба временно приостановить получение от КР платежей в счет обслуживания долга: на 2020 год эта сумма составляла около $35 млн или же 2,8 млрд сомов. Но не безвозмездно: если Кыргызстан согласится, то переплатит практически столько же, сколько должен был в 2020 году

04 октября 2020 21:45

668 864 906 сомов поступило на спецсчета избирательных фондов партий Кыргызстана

Остаток неиспользованных средств избирательных фондов политических партий составил 21,303 млн сом

Обзоры

 Елена Короткова 

ИНВЕСТОР, КЕТСИН!

В Нарынской области Кыргызстана митингующие добились закрытия строящегося кыргызско-китайского индустриально-торгово-логистического центра

 Елена Короткова 

«ЩИТ И МЕЧ» ДЛЯ БИЗНЕСА

Почему первый кыргызский бизнес-омбудсмен еще не начал свою работу?

 Елена Короткова 

УРАНУ – НЕ «УРА»

Кыргызстанцы выступают против разработки урана в Нарынской и Иссык-Кульской областях

О стране

Кыргызстан (Киргизия) - высокогорная страна.

После распада СССР, 31 августа 1991 года Кыргызстан объявлен независимым государством. 5 мая 1993 была принята Конституция республики. Кыргызстан занимает площадь 198.5 тысяч км². Границы Кыргызстана с Казахстаном, Узбекистаном, Таджикистаном и Китаем проходят главным образом по горным хребтам и рекам гор Тянь-Шаня. И именно горы занимают почти три четверти территории Кыргызстана.


Кыргызстан - многонациональное, унитарное государство. В административном отношении территория Кыргызстана делится на 7 областей: Баткенская, Джалал-Абадская, Нарынская, Ошская, Таласская, Чуйская и Иссык-Кульская. Каждая область подразделяется на районы. По республике в целом насчитывается 40 административных районов, 22 города. Районы делятся на 429 сельских айыльных кенешей.

Столица республики - город Бишкек.