пятница, 29 марта 2024
Политическая элита постсоветского Кыргызстана: особенности формирования и обновления

Народный репортер

Напишите нам

Кыргызстан / ПолитикаRSS

Индекс успешности

Индекс успешности

18 февраля 2014 16:22    Просмотров: 13406

Маргарита Лазуткина, © News-Asia

Национальный институт стратегических исследований Кыргызской Республики (НИСИ) по заказу АГУПКР провел необычное исследование: «Политическая элита постсоветского Кыргызстана: особенности формирования и обновления».

Интересно исследование тем, что подобные, тем более научные, изыскания проводятся в КР нечасто. При этом своей задачей исследователи поставили масштабное  изучение политической элиты страны почти за два десятка лет с момента обретения независимости – с 1991 по 2010 год.

Исследователи хотели понять, какие характеристики наших чиновников в высших эшелонах власти – пол, возраст, место рождения (регион, район, город/село), образование (наличие ученой степени), национальность, принадлежность к определенному роду – превалировали в различные  годы. Если выражаться точнее, в годы правления двух наших бывших президентов – Аскара Акаева и Курманбека Бакиева.

Под политической элитой понимались личности, занимавшие посты премьер-министра, спикера Жогорку Кенеша, вице-премьер-министра, руководителя Администрации президента, министров, губернаторов всех областей, мэров городов Бишкек и Ош и ряд других.  Всего набралось 136 респондентов.
Чем выше к верхушке политического айсберга находился пост, тем больше присуждалось ему баллов успешности (веса). При этом учитывалось также, сколько времени лица находились на этой должности, плюс указанные выше характеристики.

Север - Юг

Интересная особенность, которую подтвердило исследование: своеобразная конкуренция между севером и югом существует. Так, с 90-х гг. прошлого века и до 2005 года включительно количество выходцев из Чуйской области сократилось вдвое – с 40% до 19%. В 2005 году и вовсе достигло своего минимума – 5%, но за последующие 5 лет (до 2010 года) все же выравнялось до 20%.
Численность представителей Ошской области, наоборот, с годами лишь росла – с 10% в 1992 году до 33% в 2005 году. Максимальное скопление южан во власти пришлось на 2007 год – 36,7%. Правда, к 2010 году «волна» немного спала – до 31%. Однако в среднем, если посчитать показатели за 18 лет, выходцы с юга в результате перевесили – 25% против 22% северян.
Вывод: уроженцы Чуйской области имели «более высокую представленность» во время правления Акаева, выходцы Ошской и особенно Джалал-Абадской областей - в годы Бакиева.
Как отметили исследователи, в зависимости от того из какого региона был выходец, находящийся  на самой верхней ступени власти - президентском посту; южанин или северянин, при найме госслужащих на работу подтягивал своих земляков. Более крепкими и тесными узы оказались у южан.
Кстати, при Акаеве во власти находились также уроженцы Таласской и Нарынской областей, численность которых стала резко снижаться после избрания Бакиева главой государства. В 2005 году среди политэлиты не наблюдалось уже ни одного таласца.
И только в 2010 году тенденция элитообразования наконец «переломилась»: почти сравнялись выходцы как из Чуйской области, так и Ошской. 

О, племена! О, нравы!

Отдельно рассматривалась даже такая специфичная для других стран (и привычная для КР) позиция, как принадлежность чиновника к той или иной родоплеменной группе. Исследователями было выяснено, если госслужащий очень быстро подымался по иерархической лестнице, значит  он того же роду-племени, что и президент. Такая зависимость ярко выражена в президентстве двух предыдущих глав государств.  Так, при первом - руководящие должности занимали представители племен:  сарыбагыш, солто, саруу, бугу, кушчу. При втором - выдвинулись на первый план представители племен ичкилик и адигине. 
В 2010 году успешно сосуществовали в основном представители саруу и адигине, что, по мнению исследователей, свидетельствует о закате тенденции родоплеменной клановости.
Вывод: регионализм, землячество и родоплеменная клановость были, пожалуй, самым влиятельным фактором при селекции элиты во времена президенства обоих бывших президентов.

«Мужской клуб»

Что касается национальности, с огромнейшим отрывом лидируют представители титульной нации – кыргызы (впрочем, это можно пронаблюдать воочию) – от 87,8% в 1992 году до 97,6% в 2007 году. Получается, что при Бакиеве назначения на влиятельные посты практически полностью зависели от принадлежности к титульной акции. К 2010 году ситуция не изменилась: этническое меньшинство составило  6% административно-номенклатурной элиты.
По половому признаку высшая политическая элита страны представляет собой «мужской клуб». Хотя, начиная с 1992 года «политэлитных»женщин чуть прибавилось: от 8,57% до 12,77% в 2010 году.
В целом женщин во власти все эти годы было в 6-10 раз меньше мужчин, но они в среднем, согласно индексу успешности, оказались все же успешнее сильной половины на несколько позиций!

Во время правления Аскара Акаева большое значение придавалось наличию научного образования у чиновников. Так, в 1992 году имеющих научную степень политиков было 45,2%, к 1996 году их число перевалило за половину – 57,1%. Затем «наукообразных» политиков стало намного меньше, в 2005 году их осталось всего 4,5% от общего числа. И только к 2010 году наблюдается  рост научных степеней (до 20%). И все равно это вполовину меньше, чем при первом президенте КР! Возрасло число получивших два высших образования чиновников – с 22,6% (1992 г.) до 44,4%  (в 2010 г.).   
А, вот, что не претерпело никаких изменений на протяжении 20-летнего периода, так это средний возраст административно-номенклатурной элиты – 47-50 лет. То есть старшее поколение как доминировало над молодежью, не пропуская ее во власть, так и продолжает это делать. 

Кадровая чехарда

Исследование показало, что период правления Аскара Акаева характеризуется большей стабильностью в кадровом составе властных структур.  Назначенцы на высокие государственные посты дольше занимали свои позиции;  минимум - 10 месяцев, максимум - 48, а в среднем  - 34 месяца.
У Бакиева, как мы помним, была полная кадровая чехарда, что подтверждается и цифрами: с 2005 по 2010 года – на протяжении 5 лет – чиновники могли «присесть» в новое кресло на срок от 1 месяца до максимум – двух лет (если повезет), а в среднем – на год-полтора.
- Этнические меньшинства не ассоциируют себя с властью, не видят себя в управлении государством. И этот разрыв в последние годы лишь усилился. Нашей  политической элите следует обратить на это внимание, ведь Кыргызстан многонациональная страна, - отметила в заключении презентации одна из исследователей, эксперт НИСИ Аида Алымбаева.

P.S. Так же исследователи пообещали внимательно изучить и проанализировать политическую элиту уже нашей «эры» – времен правления Алмазбека Атамбаева.
Но это будет, как гвоорится, уже совсем другая история...


Аргументы и факты-Кыргызстан, №7, 2014 год

Я рекомендую 1 + Поделиться
Нравится

Самое интересное

Комментарии

Другие новости

17 февраля 2024 08:52

Игорь Шестаков: Проект «Великий Туран» является скорее символичным, чем реальным

В 2024 году страны Центральной Азии могут столкнуться с определенными вызовами, угрожающими безопасности и стабильности региона. Среди них – международный терроризм и афганский фактор, водные проблемы, усиливающаяся конфронтация между глобальными центрами силы.

22 января 2024 14:51

Япония и Кыргызстан намерены углубить и укрепить отношения

Министерства юстиции Кыргызстана и Японии обсудили цифровизацию и электронное наблюдение в рамках укрепления международного сотрудничества

Обзоры

 Елена Короткова 

ВЕТЕР КОНСТИТУЦИИ

Вторая версия Конституции Кыргызстана должна поступить в парламент, но ряд юристов считает: документ еще сырой и это опасно

 Андрей Русаков 

А ЧТО ВЫБИРАЕМ?

Как ни удивительно, но предстоящие выборы президента Кыргызстана не представляют большой интриги...

 Александр Кацев 

НЕ ЮАНЕМ ЕДИНЫМ...

КНР – это что?! Это наша страна. Почему? А если присоединить большую страну к нам? Может быть и рождаемость резко повысится? Будем их умножать на нас. Удобно.

О стране

Кыргызстан (Киргизия) - высокогорная страна.

После распада СССР, 31 августа 1991 года Кыргызстан объявлен независимым государством. 5 мая 1993 была принята Конституция республики. Кыргызстан занимает площадь 198.5 тысяч км². Границы Кыргызстана с Казахстаном, Узбекистаном, Таджикистаном и Китаем проходят главным образом по горным хребтам и рекам гор Тянь-Шаня. И именно горы занимают почти три четверти территории Кыргызстана.


Кыргызстан - многонациональное, унитарное государство. В административном отношении территория Кыргызстана делится на 7 областей: Баткенская, Джалал-Абадская, Нарынская, Ошская, Таласская, Чуйская и Иссык-Кульская. Каждая область подразделяется на районы. По республике в целом насчитывается 40 административных районов, 22 города. Районы делятся на 429 сельских айыльных кенешей.

Столица республики - город Бишкек.