вторник, 16 июля 2019
В Узбекистане  под влиянием ОБСЕ  началась «информационная оттепель»?

Народный репортер

Напишите нам

Узбекистан / Актуальная темаRSS

Узбекистан начал разблокировку СМИ под влиянием ОБСЕ

Узбекистан начал разблокировку СМИ под влиянием ОБСЕ

14 мая 2019 09:41    Просмотров: 2511

Елена Короткова, © News-Asia

В Узбекистане началась «информационная оттепель». В своем Facebook  Комил Алламжонов – директор недавно образованного Агентства информации и массовых коммуникаций при администрации президента Узбекистана  –  опубликовал пост, в котором подтвердил восстановление для узбекистанцев полного доступа к ряду онлайн-СМИ, годами заблокированных в стране.   

Техника виновата!

В «белом списке» ресурсов, которые теперь могут читать жители страны без обхода блокировки – не только новостные порталы. Но и сайты правозащитных организаций, критиковавших не только прежнего покойного лидера страны Ислама Каримова за нарушение прав человека, нарушение международных соглашений  и давление на СМИ, но и нынешнего президента Шавката Мирзиеева за ряд неоднозначных шагов.

« Как было ранее заявлено, Агентство информации и массовых коммуникаций при Администрации Президента Республики Узбекистан изучило факты затрудненного доступа к некоторым зарубежным новостным веб-ресурсам, которые были озвучены Представителем ОБСЕ по вопросам свободы СМИ А.Дезиром. По итогам изучения, были выявлены определенные технические неполадки, которые препятствовали полноценной работе указанных веб-ресурсов в Узбекистане, и приняты соответствующие меры по их устранению. С сегодняшнего дня будет восстановлен полный доступ таким веб-ресурсам, как «Voice of America», «Amerika ovozi», «BBC Uzbek», «Deutsche Welle», «Amnesty International», «Human Rights Watch», «Reporters sans frontieres», «Eurasianet.org», «AsiaTerra», «Fergana Agency», «Centre1», «Uzmetronom» и другим зарубежным новостным веб-сайтам. Особо хочу отметить, что Глава государства постоянно подчеркивает необходимость обеспечения свободы слова и информации в республике. В соответствии с этим, Агентство продолжает деятельность, направленную на укрепление статуса журналистов, развитие средств массовой информации и гражданской журналистики, совершенствование правовой базы, повышение прозрачности и открытости государственных органов.  Вместе с тем, хотим призвать зарубежные СМИ и в целом журналистское сообщество придерживаться в своей деятельности принципов профессиональной журналистской этики, не использовать непроверенную и предвзятую информацию», - написал чиновник (орфография и пунктуация Комила Алламжонова сохранены, авт).

Казалось бы, республика сделала еще один шаг к демократизации и к соответствую международным стандартам прав и свобод. Однако не все так просто – законодательство, касающееся блокировки ресурсов в стране, осталось прежним. Имеющим ряд лазеек. Благодаря им в один момент можно по щелчку прекратить доступ к тем же «Deutsche Welle», «Amnesty International» или «Human Rights Watch».

Что, как и почему?

В настоящее время в республике регламентируют блокировку интернет-ресурсов – от сайтов до страниц в соцсетях, закон «Об информатизации» ( в последней версии от 2014 года) и постановление кабмина РУз от 5 сентября 2018 года, под названием «О мерах по совершенствованию информационной безопасности во всемирной информационной сети Интернет». Закон содержит описание контента , за который могут заблокировать, положение – порядок ограничения доступа к онлайн-медиаресурсам, содержащим информацию, распространение которой запрещено законодательством Узбекистана.

Итак, согласно закону «Об информатизации»,  блокировка полагается за:

 - призыв к насильственному изменению конституционного строя, территориальной целостности Узбекистана;

 - пропаганду войны, насилия и терроризма, а также идей религиозного экстремизма, сепаратизма и фундаментализма;

 - разглашение сведений, составляющих государственные секреты или иную охраняемую законом тайну;

- распространение информации, возбуждающей национальную, расовую, этническую или религиозную вражду, а также порочащей честь и достоинство или деловую репутацию граждан, допускающей вмешательство в их частную жизнь;

- пропаганду наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, а так же порнографии;

 - а так же за совершение других действий, влекущих за собой уголовную и иную ответственность в соответствии с законодательством РУз.

А происходит блокировка согласно сентябрьскому постановлению  кабмина РУЗ следующим образом. Центр мониторинга в сфере массовых коммуникаций Узбекского агентства по печати и информации ( УзАПИ) сформировал и начал вести  Реестр информационных ресурсов, содержащих информацию, распространение которой запрещено законодательством. Центр ведет соответствующий мониторинг. При выявлении вредоносного ресурса Центр мониторинга в течение одного рабочего дня готовит заключение (основание для проведения мониторинга, предмет изучения  и выводы мониторинга плюс дата заключения). Экспертиза результатов мониторинга передается экспертной комиссии в сфере информации и массовых коммуникаций, которая  анализирует эти результаты и выносит свой вердикт. Далее  идентификационные данные провинившегося ресурса  с обязательным указанием заключения или решения, послужившего обоснованием для блокировки, попадают в Реестр информационных ресурсов, содержащих информацию, распространение которой запрещено законодательством. И только после этого блокируются в течение 12 следующих часов, в чем помогает Министерство по развитию информационных технологий и коммуникаций.  Оба документа, после которых начинается блокировка– заключение центра на наличие запрещенной информации на сайте и решение зкспертной комисии о признании информации запрещенной – можно обжаловать в суде. По решению суда о признании недействительным заключения центра мониторинга или решения экспертной комиссии доступ к ресурсам восстанавливается.

Но. Во-первых,  владельцы ресурсов или страниц (физические и юридические лица) не оповещаются о том, что их детище блокируется на территории РУз и за какое именно нарушение. Чтобы узнать, какой контент  «провинился», требуется запрос и следующая за ним длительная волокита. Во-вторых, доступ к Реестру информационных ресурсов, содержащих информацию, распространение которой запрещено законодательством РУз, весьма ограничен – не смогут без волокиты узнать, за что именно заблокировали ресурс,  не только его создатели, но и читатели, хотя они тоже имеют на это право. Наконец, у  гражданского общества республики и у журналистов есть сомнения в компетентности и непредвзятости решений и членов экспертной комиссии в сфере информации и массовых коммуникаций, и сотрудников Центра мониторинга в сфере массовых коммуникаций УзАПИ. Таким образом, закрыть «неугодный» медиа-ресурс по указанию «сверху» не составляет труда.

Горячо – холодно

После того, как без объяснения причин были заблокированы более ста информационных сайтов, связанных как с публикацией новостей и журналистских расследований, так и с деятельностью правозащитных организаций, и с оппозиционными или инакомыслящими  взглядами населения по отношению к местным властям, на ситуацию с ущемлением свободы СМИ обратили внимание на мировом уровне. Представитель ОБСЕ по вопросам свободы средств массовой информации Арлем Дезир 17 апреля 2019 года призвал власти Узбекистана прекратить блокировку, чтобы обеспечить доступ общественности к важным новостным и текущим ресурсам. И напомнил об обязательствах, взятых республикой на международном уровне.

«Я написал властям с просьбой провести ряд реформ для обеспечения беспрепятственного доступа к онлайн-СМИ в стране. Я хотел бы еще раз заявить государственным органам, что любые блокирующие меры могут быть оправданы только в соответствии с международными стандартами, применяться только в исключительных случаях и быть строго соразмерны преследуемой законной цели», - цитируют его слова на официальном  сайте ОБСЕ.  - «Я призываю власти восстановить доступ к заблокированным веб-сайтам и реформировать законы и правила, влияющие на доступ к информации и свободу выражения мнений в стране. Государства-участники должны обеспечить, чтобы их законы, политика и практика, касающиеся свободы средств массовой информации, полностью соответствовали их международным обязательствам».

К рекомендациям международников в Узбекистане вроде бы прислушались. 8 мая 2019 года Минюст РУЗ впервые опубликовал список  ресурсов,  которые были заблокированы – правда, только тех, что были признаны экстремистскими по решению суда. Их оказалось 42 – от сайтов до каналов в соцсетях. А уже вечером 10 мая Алламжонов опубликовал  пост о разблокировке ресурсов…

Но разблокировка коснулась далеко не всех. Вопрос, по какому принципу отбирались ресурсы, в доступе к которым остались «неполадки», остался открытым. Как и вопрос, будет ли проведено изменение законодательства в пользу прав и свобод СМИ на территории РУз, а так же предупреждения необоснованного вмешательства госорганов в их деятельность. В начале февраля власти Узбекистана уже заявляли о том, что для обеспечения вышеперечисленного в республике даже появится свой медиа-омбудсмен. Однако на практике этого не произошло, и деятельность СМИ в Узбекистане, и СМИ, которые публикуют у себя оценки ситуации в стране, расходящиеся с официальной точкой зрения,  все так же находится под колпаком.

Отметим, что Центральноазиатский информационный портал News-Asia некоторое время назад так же был заблокирован на территории Узбекистана без извещения об этом редакции и объяснения причин. Будем благодарны читателям из Узбекистана, если они сообщат о том, есть ли к нашему порталу доступ в республике без обхода блокировки в настоящее время, в комментариях ниже.

Я рекомендую 0 + Поделиться Twitter Facebook
Нравится

Самое интересное

Комментарии

Другие новости

03 мая 2019 10:46

Узбекистан и Россия согласовали площадку для строительства новой АЭС

Пять фактов о первой в Узбекистане атомной электростанции, которая через десять лет изменит жизнь не только в стране, но и во всем регионе

09 января 2019 13:16

Шесть тенденций активной инвестиционной политики Узбекистана в 2019 году

В Год активных инвестиций и социального развития республика проведет большие реформы для увеличения инвестиционной привлекательности в мировом сообществе

Обзоры

 Владимир Банников 

БИТВА ЗА ВЛИЯНИЕ

США принимают активное участие в геополитической игре в центральноазиатском регионе

 Иван Донис 

ПЕСОЧНЫЕ ЧАСЫ

Афганистан: вчера, сегодня, завтра

 Иван Донис 

ШОС: сила в интеграции

Спецпредставитель президента РФ Кирилл Барский – о важности объединения стран Евразии

О стране

Узбекистан - государство, расположенное в центральной части Средней Азии. Столица - Ташкент. Президент Узбекистана - Шавкат Миромонович Мирзиеев.

Сопредельные государства - на юго-востоке Киргизия, на севере и северо-западе Казахстан, на юго-западе Туркмения, на юго-востоке Таджикистан, на юге Афганистан.

Узбекистан не имеет выхода к морю. Наряду с Лихтенштейном, является одной из двух стран мира, для выхода из которой в Мировой океан необходимо пересечь территорию двух государств.

Территория Узбекистана была населена до X века преимущественно иранскими племенами, о чём свидетельствуют археологические находки инструментов труда и памятников в Фергане, Ташкенте, Хорезме, Самарканде и Бухаре. Первыми государствами, появившиеся на территории современного Узбекистана, были Согдиана и Хорезм.

Декларация о независимости современного Узбекистана принята 31 августа 1991 г. День Независимости отмечается 1 сентября.
Конституция была принята 8 декабря 1992 года.

Территория Узбекистана разнообразна, но большие пространства этой страны малопригодны для жизни: это пустыни, степи и горы. Города Узбекистана, вокруг которых сосредоточена жизнь народа этой страны, находятся в долинах рек.