воскресенье, 28 апреля 2024
Киргизия перенимает казахский националистический опыт репрессий в отношении нацменьшинств, в том числе журналиста Фарафонова

Народный репортер

Напишите нам

Казахстан / Пресс-центр News-AsiaRSS

Киргизия перенимает казахский националистический опыт репрессий в отношении нацменьшинств

Киргизия перенимает казахский националистический опыт репрессий в отношении нацменьшинств

24 февраля 2012 15:20    Просмотров: 12898

Иван Донис, © News-Asia

Журналист Владимир Фарафонов известен в Кыргызстане своимм аналитическими статьям в различных СМИ, не всегда лояльных к действующей власти. Ранее он публиковал материалы, затрагивающие интересы государства, однако сейчас журналист вынужден заниматься несколько иными делами – защищать свою честь и достоинство в суде, поскольку на него в недавнем прошлом было заведено уголовное дело за якобы националистические высказывания в адрес представителей титульной нации, а также дискриминацию киргизов как национальности.

Меж тем, экспертное сообщество признает, что Фарафонов стал заложником сложившейся в стране политической ситуации, когда властям нужны жертвы, на которых можно оттачивать националистические вопросы и использовать их как козыри во внешнеполитической игре. Понимает это и сам Владимир Фарафонов, на днях обратившийся за помощью и поддержкой к журналистскому сообществу, а также президенту государства Атамбаеву, пропагандирующему равенство всех национальностей Кыргызстана и свободу слова. В письме главе государства Фарафонов просил его защитить права этнического русского, проживающего на территории КР. Журналист сетует на абсурдность обвинений, поскольку чекисты вменяют ему национализм в средствах массовой информации, однако Интернет, в котором он и публиковал статьи, по законодательству как таковым СМИ не является.

- Но дело даже не в этом -  наплевательское отношение к законам страны для наших правоохранительных органов давно стали притчей во языцех, - говорится в письме Фарафонова. - Суть в том, что всё познается в сравнении. Откровенное преследование  русского журналиста, когда обвинения фактически притянуты за уши, происходит на фоне действительного разгула национал-патриотической истерии, имеющей место в титульной среде Кыргызстана. Вот уж эти множественные   высказывания откровенно националистического и самого агрессивного характера  активно распространяются информагентствами, печатными СМИ, звучат на всю страну с трибун парламента... Даже в сфере образования и то процветает националистическая риторика. Так, например,  в  кыргызских учебниках истории русских называют не иначе как “колонизаторами” и “оккупантами”. С лёгкой руки историков русских школьников избивают их кыргызские одноклассники – с “оккупантами и колонизаторами” не церемонятся, особенно в подростковой среде. Но вот парадокс! Вот откровенная, вопиющая несправедливость! За идеологию разжигания межнациональной вражды, которую детям вдалбливают сызмальства, ни авторы, ни кыргызские СМИ  ответственности не несут.  Никакой. Зато Фарафонову просто необходимо устроить “показательную порку” за его скромные Интернет-публикации.

За лингвистическое исследование – 48 лет тюрьмы

Преследование журналиста не оставило равнодушными коллег Владимира по СМИ. Обсудить суть вопроса, выслушать мнения «акул пера» и выработать единую линию защиты Фарафонова работники средств массовой информации, а также представители сферы образования собрались в пресс-центре «Россия» на специализированном круглом столе. Участие в обсуждении принял и сам притесняемый журналист.

- Мне инкриминируют 16 эпизодов,  - рассказывает Владимир Фарафонов. – По каждому следователь шутя обещает мне по три года, в итоге получая 48 лет заключения. Удивляет то, что в основу обвинений легли статьи, которые были опубликованы мною больше года назад. Это, в свою очередь, является нарушением законодательства по принципу давности материала. Отмечу, что в беседе со следователем сотрудник Госкомитета нацбезопасности согласился, что 90 процентов моих статей – это истинная правда, однако остальные 10 процентов якобы задевают национальное достоинство киргизов. Я также знаю, что мое дело находится на “контроле” в Генпрокуратуре. Завертелось все после моей августвоской статьи об убийстве казаха. Это задело националистическое крыло. Получается, что свобода слова у нас понимается как свобода титульной нации в Кыргызстане, но никак не остальных 80 этносов, проживающих в республике.

- В своих статьях я писал, что в современном киргизском языке отсутствует слово “общество” как абстрактное понятие. В итоге это понятие обвинением признается как оскорбительное. Их также задевают факты об исходе русских из Киргизии. К делу прилагаются 9 свидетельских показаний от свидетелей 84-86 годов рождения, то есть людей, привлеченных к делу, но при этом являющихся сотрудниками ГКНБ и помощниками чекистов, называющих себя в материалах обвинения “кыргызами русского происхождения”.
Отметим, что в данный момент Фарафонов защищает свои интересы без адвоката. От ведения дела отказался юрист-киргиз, настаивая на том, что защищать честь журналиста должен адвокат-славянин.

Дело журналиста – политический заказ

Собравшиеся в пресс-центре российские журналисты, работающие на территории Кыргызстана, пришли к единому мнению, что дело Фарафонова – это политический заказ, в котором жертвой стал самый незащищенный из русскоязычных журналистов. Получается, что Владимир хотел донести до читателя лишь некоторые факты и тем самым улучшить жизнь в обществе, однако само общество восприняло критику в штыки.

 В ходе обсуждения проблемы к диалогу посредством видеомоста из Казахстана присоединился эксперт Владимир Намовир, занимающийся вопросами взаимодействия этносов и продвижения прав национальных меньшинств. Этот человек также является руководителем информационно-аналитического центра Республиканского славянского движения «Лад» и главным редактором сайта «Русские в Казахстане».

- Мы имеем дело с опасным явлением, - считает казахстанский эксперт. - Это явление далеко не ново для нашего общества. В Казахстане, например, это является обычной практикой. Происходит эскалация националистов, направленная на уменьшение деятельности нацменьшинств. Это стремление проявить свое превосходство. Любая критика, связанная с дискриминацией, выходит в уголовные дела. Русские в результате кадровых чисток вымываются из власти. Как следствие, власть использует свой репрессивный аппарат через грязные примитивные технологии. Они называют нас оккупантами, отбирающими культуру. Нельзя позволить властям создать прицидент. Иначе госмашина перемелит участников процесса. Естественно, что такие ситуации вызывают злобу и ожесточение. Фактически, на их территории мы позволяем говорить о своих правах и свободах. Это просто непозволительно для казахов и киргизов. Надо объединяться. В РК журналисты боятся поднимать тему прав и свобод русского населения: насколько ему комфортно живется, насколько введены во власть. Киргизия, как видим, перенимает казахский опыт. Надо объединиться и жестко ответить на эту охоту на ведьм, на судебную репрессию. Нетитульных пытаются поставить к стенке. Мы не имеем права рассуждать о своем языке, о своих правах? Разжечь конфликт просто – достаточно нескольких заявлений, чтобы запустить машину, чтобы все остальные молчали. Давайте обратимся к властям России, Киргизии. Иначе что будет завтра?
Власти, по словам Владимира Намовира, готовы защищать кого угодно, но не права национальных меньшинств. Хотя они занимают значительную нишу, но признавать титульная нация этого не хочет никак.

- Мы существуем в некомфортных условиях в Казахстане – нас не поддерживает ни Россия, ни сама республика. Титульная пресса не стесняется в выражениях. А мы, меж тем, занимаемся самоцензурой.

Киргизию ждет новая волна миграции

- Когда говорят о свободе, подразумевают свободу власти над прессой, - отметил в ходе дискуссии заведующий кафедрой журналистики Кыргызско-Российского славянского университета Александр Кацев. - Мы становимся похожими на Казахстан. Нами все больше начинают интересоваться. Привлечение к уголовной ответственности человека за статьи, которые вызвали однозначную реакцию со стороны властей, призванных защищать наши права, говорит само за себя. Когда из контекста вырываются фразы, это несет прямо противоположный смысл. Можно вырывать фразы, которые кому-то могут нравиться или нет. Власти кичатся, что заботятся о свободе слова, инициируют законы об освобождении журналистов от уголовной ответственности, но на деле эти решения не принимаются.

В качестве еще одного примера, свидетельствующего о переиначивании фактов и выдергивании необходимых данных из контекста, Владимир Фарафонов привел наглядный пример – учебник по истории Кыргызстана 20 века под редакцией Иманкулова. В нем говорится о том, что русские колонизировали Кыргызстан, хотя такие выводы делать недопустимо. К слову, общественные деятели, которые подвергают критике подобные учебники, становятся жертвами националистов, которые нападают на них, нанося различные увечия.

- Если факты ущемления прав русскоязычных не прекратятся, в стране обязательно поднимется новая миграционная волна, - подытожил проведенный в пресс-центре “Россия” диалог Владимир Фарафонов. – Наверняка те, у кого есть возможность покинуть республику, сделают это незамедлительно.

Фото Александра Шулаева

Я рекомендую 14 + Поделиться
Нравится

Самое интересное

Комментарии

Erlan Ahmedi К 28 февраля 2012 16:38

Казахстан государство казахов.Остальные все диаспоры.Все граждане Казахстана обязаны знать казахский язык.Диаспоры в нашей стране неущемляются.Девять депутатов от Ассамблеии народа Казахстана сидят в Парламенте!

Александр 25 февраля 2012 15:20

В Киргизии достаточно много рускоязычного населения, которые могли бы с удовольствием работать в России вместо киргизов и криминала меньше было бы

Другие новости

30 ноября 2016 11:50

Вадим Козюлин: «С точки зрения торговых путей Евразия выглядит пустыней»

По мнению эксперта, для увеличения конкурентоспособности ЕАЭС и других экономических объединений на территории необходима законодательная реформа в пользу бизнеса

30 июня 2016 14:18

Вадим Козюлин: «Людям непонятно, что несёт ЕАЭС»

По мнению эксперта, объединению нужны не пустые слова, а прочная идеологическая база, отсутствие которой начало губить аналогичное европейское объединение - ЕС

Обзоры

 Кристина Убайдуллаева 

НОВЫЕ ГОРИЗОНТЫ

Эксперты обсудили перспективы Кыргызской Республики в ЕАЭС

О стране

Республика Казахстан – крупнейшее государство, расположенное в северном полушарии на стыке двух континентов – Европы и Азии.

По площади Казахстан занимает 9-е место в мире, уступая России, Китаю, США, Аргентине, Бразилии, Канаде, Индии и Австралии. Казахстан граничит: с КНР - 1460 км, с Киргизией - 980 км, с Туркменистаном - 380 км, с Узбекистаном - 2300 км, с Российской Федерацией - 6467 км. Общая протяженность границ – 12 187 км, включая 600 км границы по Каспию.

Территория республики простирается от нижнего течения Волги на западе до подножия Алтайских гор на востоке, занимая два часовых пояса, от Западно-Сибирской низменности на севере до пустыни Кызылкум и горной системы Тянь-Шань на юге.

В Казахстане насчитывается 48 000 больших и малых озер. Среди них самые большие – Аральское море, Балхаш, Зайсан, Алакол, Тенгиз, Селетенгиз. К Казахстану относится большая часть северного и половина восточного побережья Каспийского моря – самого большого моря земного шара.

Многообразен и животный мир Казахстана. На его территории обитают 853 вида позвоночных животных (млекопитающие – 178, птицы – 512, пресмыкающиеся – 49, земноводные – 12, рыбы и круглоротые – 102 вида). Фауна беспозвоночных многообразна, здесь обитает не менее 50 тысяч видов, в том числе 30 тысяч насекомых. В степях пасутся стада куланов и джейраны (атлантическая антилопа). На вершинах ее гор проживают снежные барсы. В пропастях гор слышится голос синей птицы под названием индийский дрозд. Казахстан населяют птицы, сурки, устюртские дикие овцы, туркестанские рыси, тянь-шаньский коричневый медведь, фламинго и лебеди. Все они уникальные и исчезающие животные.

Столица Казахстана - город Нур-Султан. До 2019 года он носил имя Астана.