В Узбекистане для принятия решений об исключении граждан из черного  списка, куда входили верующие мусульмане, члены запрещенных в РУЗ и ряде стран мира МТО, оппозиционеры и диссиденты, начали работу  специально созданные комиссии. В них входят чиновники и  представители исламского духовенства. 
Политика властей Узбекистана не первый год подвергалась критике западных  активистов и правозащитников в вопросах демократии и защиты прав  человека. Общественные деятели утверждали, что власти страны создали черный список, чтобы задушить инакомыслие. Ранее  правительство Узбекистана не разглашало, сколько людей попали в черный  список, и не объявляло открыто о его сокращении, однако в  государственных СМИ было несколько сообщений об этом процессе, который в  отдельных случаях сопровождался и публичными церемониями. Попавшие в список теряли часть гражданских прав - например, не имели права покидать Узбекистан, при трудоустройстве в государственные организации могли рассчитывать лишь на низкооплачиваемую и низковалифицированную работу, а так же должны были отмечаться в участках милиции и посещать профилактические беседы. Комитет по делам религий и Духовное управление мусульман Узбекистана подтвердили обещание президента о сокращении черного списка, изначально не называя точные данные по стране. Позже в ДУМУ сообщили, что по стране только в категории верующих мусульман, попавших в поле зрения правоохранительных органов, своеобразную амнистию получили более 4 тысяч человек по всей стране, на очереди - еще порядка 5 тысяч человек.
Отметим, что в рамках реформы идет речь и о возвращении беженцев -  некоторые политические активисты и журналисты, несколько лет назад вынужденно покинувшие Узбекистан, получили от Службы национальной безопасности республики предложение вернуться на родину. В интервью узбекскому радио «Озодлик» узбекские оппозиционеры рассказали, что многим из них прислали официальное приглашение от сотрудников спецслужб вернуться на родину. Диссидентам сообщили, что они исключены из черного списка и поэтому могут без каких-либо опасений приехать в Узбекистан.
Президент Узбекистана Шавкат Мирзиеев никак не прокомментировал новости о возвращении на родину диссидентов и представителей узбекской оппозиции. На данный момент Мирзиеев занимается программой либерализации правил валютной торговли и получения выездных виз.Также в Узбекистане по указу президента разрабатывается система по регулированию предоставления политического убежища. В рамках реформирования администрации президента этим займется служба по политико-правовым вопросам. Страна, по замыслу главы государства,  должна стать вторым домом для беженцев.
Антон Козяев


			




















Комментарии