среда, 15 мая 2024
Аркадий Дубнов:  «Конвенцию о правовом статусе Каспийского моря сложно назвать прорывом»

Народный репортер

Напишите нам

Туркменистан / ПолитикаRSS

Аркадий Дубнов:  «Конвенцию о правовом статусе Каспийского моря сложно назвать прорывом»

Аркадий Дубнов: «Конвенцию о правовом статусе Каспийского моря сложно назвать прорывом»

20 августа 2018 09:19    Просмотров: 9932

Елена Короткова, © News-Asia

Более недели назад в казахском Актау на саммите был подписан исторический документ - Конвенция о правовом статусе Каспийского моря. Президенты России, Азербайджана, Ирана, Казахстана и Туркменистана согласовали и подписали документ, который ожидали 22 года. Однако и у политиков, и у экспертов осталось много вопросов о том, насколько на самом деле Конвенция сможет решить спорные вопросы, связанные с Каспием, между прикаспийскими странами. В частности, это связано с тем, что  Конвенция не  утверждает его статуса ни как моря, ни как озера и вопросы разграничения решены только в отношении водных пространств. Разграничение дна и недр же фактически не проведено, что, очевидно, вызовет много споров в будущем.

По мнению эксперта по Центральной Азии Аркадия Дубнова, Конвенция так же не такой огромный геополитический прорыв, как кажется на первый взгляд, и как было заявлено во многих СМИ.

- Этот документ сложно назвать прорывом. Это в высшей степени компромисс, вынужденный консенсус, потому что в нем нет решения части главных проблем, которые мешали заключить эту конвенцию ранее. Часть спорных вопросов так и осталась, но стороны были вынуждены пойти на компромисс в силу новых обстоятельств. Это рамочная конвенция, которая некоторым образом определяет правила игры, но в самой игре далеко еще не поставлена точка. Более того, сама конвенция еще требует ратификации, и тоже не уверен, что это будет идти гладко, - отметил эксперт в интервью Deutsche Welle.

По его словам, соглашение открывает перспективу для транзита туркменского газа в Европу без противостояния со стороны РФ.

- Здесь есть два обстоятельства. Первое - для Москвы более доминантными сегодня оказались геополитические проблемы, которые срочно надо было решать в силу возникающего нового обострения с США. Поэтому ей нужны были рычаги, дающие возможность предотвратить появление американских военизированных структур в регионе Каспийского бассейна. А с другой стороны, актуальность противодействия появлению каспийского газа на рынке Европы, на мой взгляд, стала меньше, чем 10-15 лет тому назад. Если раньше туркменский газ составлял конкуренцию газу «Газпрома», то сегодня у них - разные рынки, и они не сильно противопоставляются. А во-вторых, появление сланцевого и сжиженного газа, проекта «Северный поток-2» - все это нивелирует значение каспийского газа на рынке Европы, - считает Дубнов.

Однако не исключается, что  и Россия, и Иран могут этому воспрепятствовать, напомнив о недавно подписанном протоколе, касающемся  предотвращения экологического воздействия на Каспий.

Так же эксперт отметил, что  Россия и Иран имеют от подписания соглашения и иную выгоду - Конвенция запрещает размещение на Каспии военных сил третьих государств, что исключает появление новых баз США и НАТО в регионе.

- На мой взгляд, перспектива появления баз США или НАТО в регионе была надуманной. Базы - это «пугалка» для публики, которая искусственно раздувается Кремлем через управляемые им российские СМИ. Но для Москвы сегодня было важно минимизировать или вообще обнулить участие ее союзников в проектах, связанных с США, в части логистики переброски американских грузов в Афганистан, что является раздражителем для Кремля. Хотя еще несколько лет назад, до 2013 года, сама Россия участвовала в этом транзите - через базу в Ульяновске. В устранении угрозы появления американцев в регионе заинтересован и Иран. Казахстан уже участвует в транзите через свою территорию американских невоенных грузов в Афганистан. И есть серьезные основания верить информации, что американцы «обхаживают» Ашхабад, чтобы получить согласие и на туркменский маршрут транзита в Афганистан, который был бы значительно короче казахстанского и проходил бы вблизи иранских границ. Это беспокоит Иран. Теперь Тегеран сможет, указывая на этот пункт конвенции, говорить, что это грозит присутствием внерегиональных сил в регионе, - подытожил Дубнов.

Я рекомендую 0 + Поделиться
Нравится

Самое интересное

Комментарии

Другие новости

04 января 2024 16:20

Россия и Туркменистан укрепляют безопасность в Центральной Азии

В 2023 году Россия и Туркменистан, следуя принципам углубленного стратегического партнерства, добились весомых результатов во всех сферах двустороннего и многостороннего взаимодействия.

15 августа 2023 15:05

Туркменистан возмутился планами России на газовые сделки в Центральной Азии

Зампред госконцерна «Туркменгаз» Мырад Арчаев предостерег официальных лиц соседей по СНГ от «заявлений, так или иначе затрагивающих международные обязательства» Туркменистана и способных «посеять неясность и спекуляции относительно их выполнения другими участниками».

Обзоры

 Владимир Банников 

БИТВА ЗА ВЛИЯНИЕ

США принимают активное участие в геополитической игре в центральноазиатском регионе

 Валерий Чумакин 

Каспий: Раздел пирога неправильной геометрической формы

После распада Советского Союза в регионе Каспийского моря образовалась новая геополитическая и геоэкономическая реальность

 Валерий Чумакин 

«Экономический шелковый путь»: Совместимость видений Туркменистана и Китая

Экономический Шелковый путь Китая предусматривает быстрое и легкое перемещение товаров из Китая в Европу, в Центральную Азию, на Ближний Восток, в Южную Азию и так далее

О стране

Республика Туркменистан - государство в Центральной Азии. Граничит с Казахстаном на севере, Узбекистаном - на севере и востоке, Ираном и Афганистаном - на юге. На западе омывается Каспийским морем. С 1924 по 1991 Туркменистан входил в состав СССР на правах союзной республики (Туркменская Советская Социалистическая Республика). Независимость Туркменистана была провозглашена в октябре 1991.
Столица - Ашхабад.

После провозглашения независимости Туркменистан установил двусторонние и многосторонние отношения с рядом стран и со многими международными организациями. Туркменистан является членом ООН и Организации исламского сотрудничества, периодически участвует в заседаниях стран СНГ. Внешняя политика страны определяется как "позитивный нейтралитет". Туркменское правительство налаживает отношения с самыми разными странами - от США до Ирана.