среда, 11 декабря 2019
ШАГ – И МАТ СВОБОДЕ СЛОВА — Центральноазиатский информационный портал «News Asia»

Народный репортер

Напишите нам

Обзоры / Елена КоротковаRSS

ШАГ – И МАТ СВОБОДЕ СЛОВА

ШАГ – И МАТ СВОБОДЕ СЛОВА

07 июля 2016 16:18    Просмотров: 6813

Законопроект «О средствах массовой информации» одобрен депутатами ЖК в первом чтении,  следующим шагом будет ограничение свободы слова в Интернете.Общественный резонанс вокруг поправок не смог спровоцировать на отзыв документа из парламента, но повлиял на его окончательный вид.

Одна из целей закона – сократить количество лиц, которые могут учреждать СМИ, а значит, информировать население о происходящем в стране, другая – регламентировать их финансирование. В общем и целом обе меры плюс мелкие подводные камни документа, по прогнозам медиаэкспертов, способны свести на нет усилия по редемократизации работы СМИ, начавшейся в 2010 году после революции 7 апреля.

История вопроса

Поправки под видом мер против информационной безопасности инициировали депутаты двух фракций – СДПК и РАЖ, их локомотивом стал депутат от фракции СДПК Кожобек Рыспаев. После того, как представители медиасообщества и НПО начали возмущаться против новой версии закона, а профильный комитет одобрил поправки в первом чтении, рассмотрение законопроекта было отложено на неделю. За это время был начат сбор подписей в поддержку отзыва документа из парламента, проведен круглый стол, где собрались представители ЖК КР, средств массовой информации, гражданского общества, а также юристы и медиаэксперты. Мнение по поводу документа, ущемляющего права достаточно популярных ресурсов, которые как раз-таки принадлежат иностранным учредителям – например, кыргызской редакции радио «Свобода» – «Азаттык», было однозначным: документ  стране как инструмент информационной безопасности пока не нужен. По итогам круглого стола была вынесена резолюция, согласно ей парламентариям не рекомендовалось инициировать поправки в медиазаконодательство до полной разработки концепции информационной политики, которая уже начата, и советовалось поддерживать отечественные информационные продукты. 
Слышим, но не слушаем
Отчасти их слова были услышаны, и версия законопроекта к моменту его обсуждения и голосования в парламенте изменилась. Если изначально под него подпадали все  СМИ республики вне зависимости от вида выпуска, то в итоге (к слову, без проведения парламентских слушаний)  оказалось: граждане и юридические лица Кыргызстана  теперь должны владеть не менее 65% акций (долей), а иностранцы – не более 35%,  пока это касается лишь телеканалов. Поправки, по идее, перестали касаться газет и радио, в том числе международных, а также интернет–ресурсов, предоставляющих информационный контент и ленту новостей. Но соответствующих изменений в тексте не оказалось. Тем не менее, закон в новой версии был все-таки одобрен в первом чтении в новой редакции – многими авансом. Из 109 зарегистрированных депутатов за поправки проголосовали 79 парламентариев, против - 30.

Чем дальше – тем больше

После этого журналисты направили обращение в адрес спикера  и парламентариев, а также президента с просьбой снять с повестки законопроект за ненадобностью, еще раз напоминая о подтасовке данных в пояснительной записке и о губительном влиянии новой версии закона на свободу слова и положение СМИ в республике. Главу государства же просят в случае принятия поправок во втором и третьем чтениях воспользоваться своим правом на вето по отношению к новой версии закона.
– Я считаю, что этот законопроект – удар ножом в спину журналистов. Проект появился и был принят слишком стремительно, и есть очень много вопросов к его инициаторам, понять логику которых, к сожалению, абсолютно невозможно, – говорит один из инициаторов обращения журналист Азамат ТЫНАЕВ. –  Во-первых, непоследовательность: вы все видели, как они неоднократно меняли объяснение причин внесения поправок, ловились на нарушении данных ими же обещаний, уже не говоря о том, что все четверо депутатов не имеют никакого отношения к журналистике и не понимают специфики работы корреспондентов. Во-вторых, не было парламентских слушаний, имели место многочисленные нарушения закона,  отсутствует внятное объяснение того, зачем все же нужен этот законопроект. В этом отношении сравнения с другими странами Европы, Россией, США не выдерживают никакой критики. Их ограничения в области СМИ вызваны наличием крупных транснациональных компаний, у которых идет дележ рекламного рынка между собой. Кроме того, информационных барьеров сейчас нет даже в США – это все недостоверные и устаревшие сведения. Хитрая манипуляция фактами. В тех же США работала даже «Аль Джазира», пока руководством ресурса не было принято решение о прекращении вещания,  нет проблем увидеть там российские  телеканалы или Russia Today. Информационный рынок можно защитить десятками других способов, в эпоху же глобализации запреты теряют всякий смысл. Да, есть аналогии с РФ и Казахстаном, где для СМИ существуют схожие в чем-то ограничения, но эти две страны могут укреплять СМИ и создавать ресурсы внутри республиканского значения и на экспорт. В этих странах есть программы государственной поддержки СМИ,  которых мы лишены. В этих условиях открытый информрынок может не только получать финансовые вливания извне, но и приобщаться к стандартам мировой журналистики, техническим ноу-хау. Будем откровенны: посмотрим на наши СМИ и именно  на те, которые финансируются из-за рубежа, они на полшага-шаг впереди благодаря финансированию и новым технологиям. Остальные ресурсы находятся в жалком состоянии, потому что внутри нашего государства мало что предпринимается для их поддержки.

Цыплят  по осени считают

К слову, о нарушениях в процессе обсуждения и голосования за закон говорили и сами нардепы, призывавшие спикера и инициаторов закона соблюдать регламент и сначала проводить парламентские слушания по столь сложным вопросам, чтобы избежать народных возмущений и нарушения конституционных норм. Возможно, под их влиянием и влиянием общества было решено оставить законопроект на рассмотрение после возвращения с летних каникул.  Тогда и станет ясно, будут ли внесены при втором чтении обещанные, но так и не внесенные до голосования Рыспаевым поправки в концепцию законопроекта. Кроме того, закон «О СМИ» ждут и иные преобразования. Фракция «РАЖ», проголосовавшая авансом за рыспаевский проект в первом чтении в обмен на обещание внести коррективы ко второму чтению поправки, решила вставить в происходящее и свои пять копеек, инициируя приравнивание к СМИ сетевых онлайн-изданий.
– Информационные агентства, работающие в Интернете, должны быть приравнены к СМИ. А почему они не СМИ, если у них до 1 миллиона посетителей в день? Это повысит ответственность журналистов, пишущих новости. Есть ведь не только физическая безопасность страны, но и информационная. Сегодня наибольшее влияние на граждан имеет телевидение, на втором месте идут информационные агентства, – отметил в своей заключительной речи пред уходом на каникулы Омурбек БАБАНОВ.
Словом, пребывать в подвешенном состоянии представители «четвертой власти» вынуждены до осени. Но, учитывая грядущие президентские выборы,  можно предположить, что споры вокруг поправок в закон завершатся  отнюдь не в пользу свободы слова. Кстати, Кожобек Рыспаев во время заседания заявил коллегам, что следует разработать законопроект и по контролю интернет-ресурсов, который может стать еще более спорным, чем поправки в закон «О СМИ».
Отметим, даже самый жесткий закон не может спасти газету, журнал или телеканал от закрытия, если этого сильно захочет власть. Ни для кого не секрет, что все это в нашей стране можно сделать и без закона «О СМИ» и прописанных в нем запретов. Но их продолжают городить и городить… Наверное, на всякий случай.

МК-Азия, 2016 год

Я рекомендую 0 + Поделиться Twitter Facebook
Нравится

Самое интересное

Комментарии

Другие обзоры

 Александр Кацев 

ДЕЛАТЬ,ЧТО ЛИ, НЕЧЕГО?

Власть, особенно среднего уровня, во всех нюансах предсказуема.

 Елена Короткова 

ОБЕЗГЛАВЛЕНЫ, НО НЕ СЛОМЛЕНЫ

Во время штурма большие потери понесли в спецназе ГКНБ «Альфа» и в ГУВД Чуйской области

О стране

Кыргызстан (Киргизия) - высокогорная страна.

После распада СССР, 31 августа 1991 года Кыргызстан объявлен независимым государством. 5 мая 1993 была принята Конституция республики. Кыргызстан занимает площадь 198.5 тысяч км². Границы Кыргызстана с Казахстаном, Узбекистаном, Таджикистаном и Китаем проходят главным образом по горным хребтам и рекам гор Тянь-Шаня. И именно горы занимают почти три четверти территории Кыргызстана.


Кыргызстан - многонациональное, унитарное государство. В административном отношении территория Кыргызстана делится на 7 областей: Баткенская, Джалал-Абадская, Нарынская, Ошская, Таласская, Чуйская и Иссык-Кульская. Каждая область подразделяется на районы. По республике в целом насчитывается 40 административных районов, 22 города. Районы делятся на 429 сельских айыльных кенешей.

Столица республики - город Бишкек.