воскресенье, 08 декабря 2019
Если друг оказался вдруг… — Центральноазиатский информационный портал «News Asia»

Народный репортер

Напишите нам

Обзоры / Владимир БанниковRSS

Если друг оказался вдруг…

Если друг оказался вдруг…

28 ноября 2016 12:14    Просмотров: 7926

На прошлой неделе Третий комитет Генеральной ассамблеи ООН большинством голосов принял резолюцию по Крыму, в которой говорится, что права населения полуострова ущемляются Россией. Голосование, инициированное по документу, представленному Украиной, оказалось интересным: 23 государства выступили против резолюции, 73 - за неё, а ещё 76 государств воздержались. В числе не поддержавших ни ту, ни другую сторону оказались и стратегические союзники, и братские страны для России - Кыргызстан и Таджикистан.

Что за резолюция?

Суть документа - осуждение «ущемления прав человека, дискриминационные меры и практика в отношении жителей Крыма», в том числе «крымских татар, а также украинцев и лиц, принадлежащих к другим этническим и религиозным группам». Власти России призываются к тому, чтобы «принять все необходимые меры с тем, чтобы незамедлительно положить конец всем ущемлениям прав человека в отношении жителей Крыма» и «обеспечить надлежащий и беспрепятственный доступ международных миссий по наблюдению за положением в области прав человека» на полуостров. Также, согласно резолюции, Верховный суд России должен отменить решение о признании экстремистской общественной организации «Меджлис крымско-татарского народа».

Отметим, что резолюции генассамблеи не обязательны к исполнению и носят исключительно рекомендательный характер. В то же время, на основании этого документа секретариат ООН продолжает считать Крым частью Украины.

Процесс голосования в очередной раз продемонстрировал геополитическое разделение современного мира. «За» документ проголосовали 73 страны - США, Великобритания, Канада, Турция и государства Евросоюза, их политические единомышленники, а также Латвия, Грузия и Эстония. Отказались от признания нарушения прав человека в Крыму Китай, Белоруссия, Армения, Сирия, Индия, Иран, ЮАР, Южная Корея, Ангола, Камбоджа и многие другие союзные России государства. В том числе Казахстан и Узбекистан.

Деньги дружбе не помеха?

Почему же в числе воздержавшихся оказались Таджикистан и Кыргызстан, по сути, близкие друзья и партнёры по ШОС, СНГ и ОДКБ? Скорей всего Таджикистану поддержать Россию полностью и открыто мешает зависимость республики от международных кредитов и грантов и огромный внешний долг. А встать на сторону политических оппонентов России - значит, лишить себя европейской помощи.

- Таджикистан нуждается в вовлечении инвестиций в национальную экономику страны. А инициаторы проекта этой резолюции имеют огромное влияние на международные финансово-кредитные организации. Кроме того, есть и другие общие цели, которые невозможно реализовать без поддержки США и их союзников. Поэтому политическое руководство страны таким образом решило сохранить статус-кво как с Россией, так и с западными странами, - считает заместитель председателя Социал-демократической партии РТ Шокирджон ХАКИМОВ. - Таким образом, то, что Таджикистан не голосовал против предложенного документа, не означает, что он в принципе настроен против России. Республика вынуждена была занять такую позицию, поскольку этого требовала защита национальных интересов и многоступенчатость его внешней политики.

Кыргызстан же просто-напросто в очередной раз пытается усидеть на двух стульях сразу.

- На самом деле неудивительно, что республика, для которой Российская Федерация - стратегический партнёр, поступила именно таким образом, а не, скажем, как Узбекистан, который обвиняют в многовекторности и сотрудничестве с США. Я думаю, что это решение связано с деятельностью МИД республики. Помните, во время недавнего визита в Грузию президент Алмазбек Атамбаев возложил венки к мемориалу павшим за целостность Грузии, а позже заявил, что поддерживает «территориальную целостность» Грузии? Если было сказано «а», нужно говорить и «б», чтобы не было рваной внешней политики. Если фактически было заявлено, что не признаётся отделение от Грузии Южной Осетии, то и в случае с Украиной не признаётся отделение Крыма. В своё время, конечно, Кыргызстан, выступал за блокировку подобной резолюции, но теперь понадобилось отыграть этот шаг, - прокомментировал решение властей республики информационному порталу News-Asia политолог Марс САРИЕВ.

По его мнению, подобные действия присущи многим маленьким странам, которые вынуждены соблюдать политический баланс многовекторности. Что не совсем правильно, так как у любого уважающего себя государства должна быть единая линия поведения во внешней политике.

Ошибочная позиция

Аликбек ДЖЕКШЕНКУЛОВ, экс-министр  иностранных дел: К сожалению, наша власть ещё раз показала свою непоследовательность. Я это говорю, потому что в международной практике есть два понятия - баланс сил и баланс интересов. Если посмотреть на взаимоотношения КР с РФ, то они многократно превышают отношения с любой другой страной мира. Сегодня Россия - гарант безопасности в Кыргызстане и во всей ЦА. С момента обретения республикой независимости Россия оказала нам большую поддержку и продолжает это делать до сих пор. Ежегодно бюджет страны пополняют мигранты, работающие в России. С этой страной у нас налажено стратегическое, гуманитарное и культурное сотрудничество. И думаю, мы должны отвечать соответствующе. Поэтому в очередной раз уходить от ответственности, не выражая своей позиции, и воздерживаться от голосования - это недальновидный шаг. Тем более, все знают, каким образом Крым вошёл в состав России. Это было свободное волеизъявление крымчан через референдум на основе международного законодательства и права. Решение по украинской резолюции пока предварительное, основной вердикт будет вынесен на следующей сессии генассамблеи ООН. Полагаю, что Кыргызстану надо исправить ошибочную позицию и поддержать своего стратегического партнёра.

Сейчас внутри нашей страны много сумбура, неразберихи. Власти принимают непонятные тактические решения, совершают неправильные политические шаги. Аналогичные процессы происходят и во внешней политике. Поэтому трудно с уверенностью сказать, что у нас есть самые добрые отношения с какой-либо страной.

Владимир Банников, Аргументы и факты-Кыргызстан, №47, 2016 год

Я рекомендую 1 + Поделиться Twitter Facebook
Нравится

Самое интересное

Комментарии

Другие обзоры

 Александр Кацев 

ДЕЛАТЬ,ЧТО ЛИ, НЕЧЕГО?

Власть, особенно среднего уровня, во всех нюансах предсказуема.

 Елена Короткова 

ОБЕЗГЛАВЛЕНЫ, НО НЕ СЛОМЛЕНЫ

Во время штурма большие потери понесли в спецназе ГКНБ «Альфа» и в ГУВД Чуйской области

О стране

Кыргызстан (Киргизия) - высокогорная страна.

После распада СССР, 31 августа 1991 года Кыргызстан объявлен независимым государством. 5 мая 1993 была принята Конституция республики. Кыргызстан занимает площадь 198.5 тысяч км². Границы Кыргызстана с Казахстаном, Узбекистаном, Таджикистаном и Китаем проходят главным образом по горным хребтам и рекам гор Тянь-Шаня. И именно горы занимают почти три четверти территории Кыргызстана.


Кыргызстан - многонациональное, унитарное государство. В административном отношении территория Кыргызстана делится на 7 областей: Баткенская, Джалал-Абадская, Нарынская, Ошская, Таласская, Чуйская и Иссык-Кульская. Каждая область подразделяется на районы. По республике в целом насчитывается 40 административных районов, 22 города. Районы делятся на 429 сельских айыльных кенешей.

Столица республики - город Бишкек.