понедельник, 19 августа 2019
Если друг оказался вдруг… — Центральноазиатский информационный портал «News Asia»

Народный репортер

Напишите нам

Обзоры / Владимир БанниковRSS

Если друг оказался вдруг…

Если друг оказался вдруг…

28 ноября 2016 12:14    Просмотров: 7810

На прошлой неделе Третий комитет Генеральной ассамблеи ООН большинством голосов принял резолюцию по Крыму, в которой говорится, что права населения полуострова ущемляются Россией. Голосование, инициированное по документу, представленному Украиной, оказалось интересным: 23 государства выступили против резолюции, 73 - за неё, а ещё 76 государств воздержались. В числе не поддержавших ни ту, ни другую сторону оказались и стратегические союзники, и братские страны для России - Кыргызстан и Таджикистан.

Что за резолюция?

Суть документа - осуждение «ущемления прав человека, дискриминационные меры и практика в отношении жителей Крыма», в том числе «крымских татар, а также украинцев и лиц, принадлежащих к другим этническим и религиозным группам». Власти России призываются к тому, чтобы «принять все необходимые меры с тем, чтобы незамедлительно положить конец всем ущемлениям прав человека в отношении жителей Крыма» и «обеспечить надлежащий и беспрепятственный доступ международных миссий по наблюдению за положением в области прав человека» на полуостров. Также, согласно резолюции, Верховный суд России должен отменить решение о признании экстремистской общественной организации «Меджлис крымско-татарского народа».

Отметим, что резолюции генассамблеи не обязательны к исполнению и носят исключительно рекомендательный характер. В то же время, на основании этого документа секретариат ООН продолжает считать Крым частью Украины.

Процесс голосования в очередной раз продемонстрировал геополитическое разделение современного мира. «За» документ проголосовали 73 страны - США, Великобритания, Канада, Турция и государства Евросоюза, их политические единомышленники, а также Латвия, Грузия и Эстония. Отказались от признания нарушения прав человека в Крыму Китай, Белоруссия, Армения, Сирия, Индия, Иран, ЮАР, Южная Корея, Ангола, Камбоджа и многие другие союзные России государства. В том числе Казахстан и Узбекистан.

Деньги дружбе не помеха?

Почему же в числе воздержавшихся оказались Таджикистан и Кыргызстан, по сути, близкие друзья и партнёры по ШОС, СНГ и ОДКБ? Скорей всего Таджикистану поддержать Россию полностью и открыто мешает зависимость республики от международных кредитов и грантов и огромный внешний долг. А встать на сторону политических оппонентов России - значит, лишить себя европейской помощи.

- Таджикистан нуждается в вовлечении инвестиций в национальную экономику страны. А инициаторы проекта этой резолюции имеют огромное влияние на международные финансово-кредитные организации. Кроме того, есть и другие общие цели, которые невозможно реализовать без поддержки США и их союзников. Поэтому политическое руководство страны таким образом решило сохранить статус-кво как с Россией, так и с западными странами, - считает заместитель председателя Социал-демократической партии РТ Шокирджон ХАКИМОВ. - Таким образом, то, что Таджикистан не голосовал против предложенного документа, не означает, что он в принципе настроен против России. Республика вынуждена была занять такую позицию, поскольку этого требовала защита национальных интересов и многоступенчатость его внешней политики.

Кыргызстан же просто-напросто в очередной раз пытается усидеть на двух стульях сразу.

- На самом деле неудивительно, что республика, для которой Российская Федерация - стратегический партнёр, поступила именно таким образом, а не, скажем, как Узбекистан, который обвиняют в многовекторности и сотрудничестве с США. Я думаю, что это решение связано с деятельностью МИД республики. Помните, во время недавнего визита в Грузию президент Алмазбек Атамбаев возложил венки к мемориалу павшим за целостность Грузии, а позже заявил, что поддерживает «территориальную целостность» Грузии? Если было сказано «а», нужно говорить и «б», чтобы не было рваной внешней политики. Если фактически было заявлено, что не признаётся отделение от Грузии Южной Осетии, то и в случае с Украиной не признаётся отделение Крыма. В своё время, конечно, Кыргызстан, выступал за блокировку подобной резолюции, но теперь понадобилось отыграть этот шаг, - прокомментировал решение властей республики информационному порталу News-Asia политолог Марс САРИЕВ.

По его мнению, подобные действия присущи многим маленьким странам, которые вынуждены соблюдать политический баланс многовекторности. Что не совсем правильно, так как у любого уважающего себя государства должна быть единая линия поведения во внешней политике.

Ошибочная позиция

Аликбек ДЖЕКШЕНКУЛОВ, экс-министр  иностранных дел: К сожалению, наша власть ещё раз показала свою непоследовательность. Я это говорю, потому что в международной практике есть два понятия - баланс сил и баланс интересов. Если посмотреть на взаимоотношения КР с РФ, то они многократно превышают отношения с любой другой страной мира. Сегодня Россия - гарант безопасности в Кыргызстане и во всей ЦА. С момента обретения республикой независимости Россия оказала нам большую поддержку и продолжает это делать до сих пор. Ежегодно бюджет страны пополняют мигранты, работающие в России. С этой страной у нас налажено стратегическое, гуманитарное и культурное сотрудничество. И думаю, мы должны отвечать соответствующе. Поэтому в очередной раз уходить от ответственности, не выражая своей позиции, и воздерживаться от голосования - это недальновидный шаг. Тем более, все знают, каким образом Крым вошёл в состав России. Это было свободное волеизъявление крымчан через референдум на основе международного законодательства и права. Решение по украинской резолюции пока предварительное, основной вердикт будет вынесен на следующей сессии генассамблеи ООН. Полагаю, что Кыргызстану надо исправить ошибочную позицию и поддержать своего стратегического партнёра.

Сейчас внутри нашей страны много сумбура, неразберихи. Власти принимают непонятные тактические решения, совершают неправильные политические шаги. Аналогичные процессы происходят и во внешней политике. Поэтому трудно с уверенностью сказать, что у нас есть самые добрые отношения с какой-либо страной.

Владимир Банников, Аргументы и факты-Кыргызстан, №47, 2016 год

Я рекомендую 1 + Поделиться Twitter Facebook
Нравится

Самое интересное

Комментарии

Другие обзоры

 Елена Короткова 

ОБЕЗГЛАВЛЕНЫ, НО НЕ СЛОМЛЕНЫ

Во время штурма большие потери понесли в спецназе ГКНБ «Альфа» и в ГУВД Чуйской области

 Александр Кацев 

А ВЫ ЧИТАЛИ?!

О преобразованиях Конституции Кыргызстана в области языка

О стране

Кыргызстан (Киргизия) - высокогорная страна.

После распада СССР, 31 августа 1991 года Кыргызстан объявлен независимым государством. 5 мая 1993 была принята Конституция республики. Кыргызстан занимает площадь 198.5 тысяч км². Границы Кыргызстана с Казахстаном, Узбекистаном, Таджикистаном и Китаем проходят главным образом по горным хребтам и рекам гор Тянь-Шаня. И именно горы занимают почти три четверти территории Кыргызстана.


Кыргызстан - многонациональное, унитарное государство. В административном отношении территория Кыргызстана делится на 7 областей: Баткенская, Джалал-Абадская, Нарынская, Ошская, Таласская, Чуйская и Иссык-Кульская. Каждая область подразделяется на районы. По республике в целом насчитывается 40 административных районов, 22 города. Районы делятся на 429 сельских айыльных кенешей.

Столица республики - город Бишкек.