воскресенье, 08 декабря 2019
Бусы - наше все: почему столица Кыргызстана в ближайшее время не сможет избавиться от маршрутных такси?

Народный репортер

Напишите нам

Кыргызстан / ОбществоRSS

Маршрутки - наше все: Бишкек в ближайшее время не сможет избавиться от бусов

Маршрутки - наше все: Бишкек в ближайшее время не сможет избавиться от бусов

09 апреля 2018 12:01    Просмотров: 5904

Елена Короткова, © News-Asia

Неделю назад Бишкек столкнулся с нешуточным испытанием – забастовали более 2 тысяч водителей маршрутных такси. Список их требований возмутил общественность – туда входили как просьба отсрочить страхование пассажирских мест по закону  «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика перед пассажирами», вступающему в силу с 1 апреля, так и ряд других требований. В частности, бусисты хотели поворачивать со второй полосы, как крупногабаритный общественный транспорт, работать без единой формы, а так же не платить штрафы за посадку и высадку пассажиров в неположенных местах. Однако ни в мэрии, ни в правительстве навстречу перевозчикам не пошли – лишь разрешили ввести  малый льготный период по страховкам.

Капля в море

После переговоров к утру среды на маршрутах оказались практически все бусы. Но множество бишкекчан начало бомбить  и соцсети, и муниципалитет требованием отказаться от маршруток полностью или же оставить их только как междугородний транспорт – уж больно накипело на душе у пассажиров от качества обслуживания и возмутили требования бастующих. Согласны и в муниципалитете с тем, что перевозки в муниципальном транспорте под названием «маршрутное такси» низкого качества, но руками разводят – сделать не могут ничего. Даже при том,  что количество ДТП с участием бусистов и количество их жертв растет.

- В 2016 году зарегистрировано 136 ДТП, в которых погибли 8 человек и 211 получили травмы. В 2017-м с участием микроавтобусов произошло 252 ДТП, в которых 408 человек получили травмы, 2 погибли. Сегодня имеющийся в городе подвижной состав не отвечает техническим условиям. Есть проблемы и с грубостью и невыполнением требований Дорожно-патрульной службы, - констатировал мэр Албек Ибраимов на профильной сессии БГК после окончания забастовки.

И с грустью признался в том, о чем бишкекчане уже смутно догадывались. Никакой альтернативы услугам 40 частных фирм, которые работают на 120 линиях маршрутных такси, и обслуживаются почти 2,8 тысячами микроавтобусов, нет. Пока нет и не предвидится в ближайшее время, как того просят горожане.

- Мы не можем сегодня предоставить гражданам должные условия проезда и высокое качество услуг, - отметил градоначальник. - Сейчас на линии ежедневно выходит 120 троллейбусов и 130-148 автобусов. При такой загруженности они обеспечивают всего 20 процентов перевозок в Бишкеке. В целом же  потребность города в большегрузном муниципальном транспорте составляет около 800 единиц. К 1 июня должны поступить 50 новых троллейбусов, будут поступать автобусы и троллейбусы и дальше. В ближайшие же годы мы будем расширять троллейбусную сеть на 8 километров.

Но муниципалитет может попытаться скрасить бедственное положение. Так, на прошедшем днем ранее до сессии совещании по оптимизации работы сферы общественного транспорта, Управлению городского транспорта градоначальником было поручено проработать вопрос лишения фирм-перевозчиков прав на работу на маршрутных линиях столицы в случаях грубых нарушений правил перевозки. Так же в УГТ должны в краткие сроки разработать новые схемы движения для автобусов большой вместимости, исключающие дублирование с общественным транспортом. Это поможет немного освободить центр Бишкека от бусиков. Кроме того, Ибраимов потребовал от курирующего транспортные проблемы вице-мэра ускорить тендерный процесс по приобретению автобусов большой вместимости. А отделу взаимодействия с правоохранительными органами – выявить фирмы-перевозчики, причастные к несанкционированной акции срыва пассажироперевозок в городе.

Другая сторона

В муниципалитете называли и называют забастовку «провокацией». Информацией о том, что якобы бусистов запугивали во время забастовки, занимаются и в ГКНБ, и в МВД. Но у определенной части маршрутников просто «накипело». Разговаривать о том, что же не устраивает, горят желанием не все – даже при условии анонимности  - говорят, работа дорога, хоть плохая, но есть и кормит. Правда, упоминают, что и  штрафы непомерны, и о низких ценах на проезд, которые не окупают их труда, говорят, как и о множестве фактов вымогательства. Таким образом, некоторые люди  своим участием в акции пытались как-то достучаться до властей. Не до руководства своих фирм, на плечах которого так же лежит определенная ответственность за условия труда своих сотрудников, а сразу – до муниципалитета. Когда ничего не вышло, кто-то из бастовавших плюнул и ушел на другую работу, а кто-то не стал и этой акции протеста дожидаться и уволился раньше, ища для себя более выгодных условий труда.

- Я работал в одной из фирм – перевозчиков несколько лет, уволился незадолго до того, как началась забастовка. Это потом оказалось, что застраховать  каждое сидение стоит всего 136 сомов в месяц, а нам называлась изначально сумма в семьсот сомов в месяц. Люди так говорили. В бусе 13-16 сидений, выходило, что  около 10 тысяч в месяц отдай просто так! Вот и поднялись водители бастовать, не выдержали, – поделился с News-Asia бывший водитель столичного микроавтобуса Адилет (имя изменено, авт), ныне шофер частных грузоперевозок. – И так у нас сложно было работать: каждому дай – а себе ничего не остается! Когда работал первый месяц, то, чтобы получить линию, я должен был 300 долларов собрать и заплатить. Сдаешь на права - тоже «дай», иначе те тесты, что дают водителям, и не пройдешь – их и сами инспекторы не сдадут.  Потом – техосмотр, там опять «дай», и другие поборы – в ГУОБДД, Минтранс и транспортную инспекцию по 3- 5 тысяч сомов в месяц платили, и с нас понемножку, но тоже на это собирали. Потом  – штрафы, например за посадку – высадку, каждый раз плати три тысячи. Или еще, когда тормозят,  в карман доплачиваешь, чтоб отпустили быстрее или права не забрали, если что нарушил. Ездить по правилам у нас не всегда удобно, дороги узкие, людям быстрее попасть надо туда, куда они едут, нам – новых пассажиров взять, иначе не окупается работа, смысла в ней нет. Не высадишь людей, где просят, говоришь, что не можешь, и вон там пост стоит, сейчас оштрафуют  – ругаются, матерятся. Если пьяные - ударить могут вообще. Пассажиры вообще в последнее время стали как свиньи, чего только не оставляли в салоне – семечки, бутылки, пакеты с объедками, грязные салфетки, сопли, жвачки, а дети маленькие или пьяные взрослые вообще сиденья описать могут или вырвать на них. А кто убирает, думаете? Тоже мы! Поэтому и просили на забастовке цену поднять за проезд – за неудобства и из-за взяток, а нам еще ведь и заправляться надо,  запчасти покупать, резину, и бус чистить после пассажиров, и жить на что-то! А после нововведений всех и того, как всем штрафы заплатишь, едва тысяч 10 оставалось в кармане. И как на это жить?

Что дальше?

Вопросы того, кому были выгодны социальный взрыв и вывод из строя системы городского транспорта путем дезинформации водителей о грядущих нововведениях, и кто  довел коррупцию до предела в сфере предоставления транспортных услуг, волнуют и правительство. Премьер-министр Сапар Исаков на совещании по вопросу обеспечения деятельности автотранспортных предприятий Бишкека озвучил данные, которые подтверждают озвученные и Адилетом, и его экс-коллегами по цеху «не под запись» данные. Коррупция со стороны уполномоченных государственных и муниципальных контролирующих органов за ведение деятельности в сфере предоставления транспортных услуг имеют место быть.

- Существует множество других неофициальных сборов, такие, как плата за схему движения - хотя этот документ должен предоставляться бесплатно. За посадку пассажиров, парковку, а также за каждый рейс. Водители маршрутных микроавтобусов должны платить контролирующим органам везде. Я поручаю Госслужбе по борьбе с экономическими преступлениями и ГКНБ проверить озвученную информацию, - отметил глава кабмина. -   Коррупционные составляющие сокращают долю формальных платежей и вызывают недовольство в частных компаниях. Необходимо  подойти к решению проблем городского общественного транспорта комплексно. Нужно искоренить практику неформальных сборов, обеспечить наличие страховых документов и выполнение всех требований по безопасности пассажиров, пересмотреть систему обеспечения общественным транспортом в целом. В том числе необходимо в ускоренном порядке решать вопрос с запуском автобусов.

В отношении тарифной сетки Сапар Исаков дал указание профильным органам произвести подсчет себестоимости проезда на общественном транспорте, с учетом всех затрат, которых входят в тариф – как в отношении бусиков, так и автобусов и троллейбусов. Пока работа еще не завершена, однако назревает два вопроса. Первый – как будут рассчитываться за проезд при значительном повышении цен незащищенные слои населения? И второй – какой же транспорт при значительной недостаче качественного подвижного состава на балансе УГТ будет заниматься перевозками по повышенным ценам? Ведь брать плату выше 10 сомов за поездку в том набитом битком, грязном и неприспособленном к перевозкам транспорте, что бишкекчане между собой давно именуют «скотовозками» - значит, снова вызвать масштабное общественное недовольство.

Я рекомендую 0 + Поделиться Twitter Facebook
Нравится

Самое интересное

Комментарии

Другие новости

04 декабря 2019 11:38

В ООН обеспокоены нетерпимостью и ненавистью вокруг бишкекской «Феминнале»

В международной организации призывают Кыргызстан соблюдать взятые на себя международные обязательства в рамках международного права в области прав человека и своего национального законодательства по предотвращению и запрету подстрекательств к дискриминации, вражде и насилию. А подстрекательств этих за последние несколько дней было более чем достаточно - причем вполне безнаказанных

03 декабря 2019 11:35

Бишкекские муниципальные работники переняли опыт решения конфликтов у уральцев

Директор ИАЦ«Аналитик» Андрей Мозолин презентовал авторскую методику для решения проблемных ситуаций, возникающих в работе органов власти на местах. В Бишкеке она может помочь разрешению ряда спорных вопросов - в частности, решению вопроса о судьбе реализаторов и арендаторов площадей на территории Ошского рынка

Обзоры

 Екатерина Пантелеева 

ОПАСНЫЕ «ХВОСТЫ»

Почему изменение климата, глобальное потепление и бездействие властей может привести к экокатастрофе в Кыргызстане?

 Александр Кацев 

…ДОБРОГО СЛОВА НЕ…

Власть никто не любит. Даже те, кто к ней близко стоит. Это родилось не вчера, исчезнет не завтра

 Екатерина Пантелеева 

ТЕЛО В ЛИЗИНГ

Как в Кыргызстане живется спонсорам и содержанкам?

О стране

Кыргызстан (Киргизия) - высокогорная страна.

После распада СССР, 31 августа 1991 года Кыргызстан объявлен независимым государством. 5 мая 1993 была принята Конституция республики. Кыргызстан занимает площадь 198.5 тысяч км². Границы Кыргызстана с Казахстаном, Узбекистаном, Таджикистаном и Китаем проходят главным образом по горным хребтам и рекам гор Тянь-Шаня. И именно горы занимают почти три четверти территории Кыргызстана.


Кыргызстан - многонациональное, унитарное государство. В административном отношении территория Кыргызстана делится на 7 областей: Баткенская, Джалал-Абадская, Нарынская, Ошская, Таласская, Чуйская и Иссык-Кульская. Каждая область подразделяется на районы. По республике в целом насчитывается 40 административных районов, 22 города. Районы делятся на 429 сельских айыльных кенешей.

Столица республики - город Бишкек.