вторник, 03 декабря 2024
КОГДА БИШКЕК СМОЖЕТ ДЫШАТЬ? — Центральноазиатский информационный портал «News Asia»

Народный репортер

Напишите нам

Обзоры / Белек СарымсаковRSS

КОГДА БИШКЕК СМОЖЕТ ДЫШАТЬ?

КОГДА БИШКЕК СМОЖЕТ ДЫШАТЬ?

29 декабря 2022 13:25    Просмотров: 10946

Не секрет, что свыше 50 процентов всех вредных выбросов в атмосферу республики приходится именно на столицу страны. Как уверяют ученые-экологи, больше всего здоровью горожан, а также природе Бишкека наносится урон в зимний период. Более 50 новостроек вносят ощутимый вклад в загрязнение воздуха, отапливая свои дома низкокачественным слабопрогораемым углем, с ними заодно и местные котельные.

По данным Тянь-Шаньского аналитического центра АУЦА наибольшее влияние на загрязнение воздуха в Бишкеке помимо домохозяйств, еще один источник по важности влияния на загрязнение - это бишкекская ТЭЦ.

О том, что же делать в сложившихся неблагоприятных экологических условиях рассказал известный бишкекский архитектор Белек Сарымсаков
По его мнению, необходимо перегрузить наш образ урбан-жизни – заставить работать законы, перестать уплотнять застройку города, ограничить городской траффик, посадить тысячи деревьев и кустарников. Приступить, наконец-то, к комплексной среднеэтажной застройке с автономным функционированием, развивать малые города и города-спутники.

Вопреки здравому смыслу

 - Белек Адыканович за 30 лет население Бишкека увеличилось в два раза, но столица республики не резиновая.

 - Вы правы, с притоком сельского населения Бишкек не смог справиться с возникшими градостроительными проблемами и стал массово хаотично обрастать маловыразительными незаконными новостройками и застраиваться, в первую очередь, за пределами городской черты, при полном отсутствии инженерно-транспортной и социально-экономической инфраструктуры. Ограниченность территориально-планировочных условий и многие другие факторы не позволяют росту города в количественном и качественном отношении. В Генеральном плане столицы, утвержденном Постановлением Правительства КР в 2006 году не были предусмотрены территории для массовой малоэтажной застройки вокруг городской черты. Из-за применения самана и дешевых строительных материалов, окраинные жилмассивы, построенные на скорую руку, получили у горожан название – «саманный пояс» Бишкека…

Более 50 новостроек вносят ощутимый вклад в загрязнение воздуха, отапливая свои дома низкокачественным слабопрогораемым углем. Следующим источником по важности влияния на загрязнение - это бишкекская ТЭЦ. История с реконструкцией ТЭЦ не закончилась, но сам факт, что китайская компания выиграла тендер и приступила к ее реализации без технико-экономического обоснования (ТЭО), экологической и градостроительной экспертизы и ряда других необходимых согласований, результаты загрязненности от столичной ТЭЦ не уменьшились, а наоборот увеличились.
Свою лепту в загрязнение окружающей среды вносит и бишкекский мусорный полигон, о необходимости реконструкции которой говорят не первый год. Мусорный полигон в Бишкеке расположен на территории 45 гектаров, сюда привозят отходы со всей столицы. Полигон построили более 40 лет назад под определенный объем мусора. Сейчас он вмещает в себя в десятки раз больше положенного. Разговоры о строительстве мусороперерабатывающего завода длятся не один десяток лет, хотя были уже выделены денежные средства международных доноров…
Не отстает и Кантский цементно-шиферный завод, черный дым которого доходит и до Бишкека.

Третьим по значимости источником зимнего загрязнения по данным аналитического центра является автомобильный транспорт. Увеличение количества автотранспорта в 10 раз за последние 30 лет и причем, в основном автомобилями старше 10-15 лет, привело к перенасыщению центральных магистралей, не рассчитанных к таким нагрузкам, что автоматически создает в часы пик транспортные заторы и пробки, простаивание автомобилей и, соответственно, влечет за собой больший выброс отработанных угарных газов. Продолжают уплотняться и застраиваться многоэтажными и высотными домами центральные территории города, при этом плотность застройки жилых и общественных территорий увеличивалась сначала с арифметической, а затем и с геометрической прогрессией.
После утверждения ПДП Юго-Восточного района и объездной транспортной магистрали, началось массовое многоэтажное строительство южной зоны города, также не предусмотренное решениями Генерального плана.

Роза ветров

-  Как уверяют экологи застройка пойм рек, вырубка зеленых насаждений и уплотнение южных микрорайонов и центральной части города привели к ослаблению спасительных горных бризов, проветривающих город в вечернее и ночное время.
- В зимний период времени ослабевают ветра и, соответственно ухудшается проветриваемость городских территорий; согласно розе ветров, город должен получать большую часть свежего воздуха с запада на восток и с востока на запад в дневное время, а в вечернее и ночное время с юга на север. Зимой в Бишкеке преобладает безветрие, и инверсия холодного воздуха не позволяет достаточной циркуляции и смещению воздушных масс.

Поймы рек Ала-Арча и Аламедин, парковые зоны и озелененные пространства, свободные от застройки, вопреки здравому смыслу, стали застраиваться еще 15-20 лет назад и приобрели статус элитных территорий для многоэтажных домов и коттеджных городков.

В Бишкеке же продолжаются массовые вырубки зелени, деревья рубят для расширения улиц и дорог, строительства новых объектов, для так называемой санитарной очистки и многое другое. Уплотнение застройки привело к резкому сокращению зеленых насаждений, если в 1980-х годах на каждого горожанина приходилось примерно по 50 м2 зелени, то сейчас около 4-5 м2.
Центр города имеет температуру на 2-4 градуса выше, чем на окраинах за счет внутренних резервов, тем самым создавая свой внутренний микроклимат, но если 30 лет назад этот микроклимат имел воздух в пределах норм, то сейчас - это медленный, но прямой путь к тяжелым формам легочных заболеваний и это, в первую очередь, касается пожилых людей и детей, посещающих детские сады и школы, расположенные на центральных улицах.

Этот неполный перечень градостроительных минусов и слабых мест, которые в конечном итоге повлияли на сегодняшнюю экологическую ситуацию в городе. Факты говорят, что за последние 5-10 лет в рейтинге крупнейших городов мира по качеству воздуха в осенне-зимний период, Бишкек по данным World Air Quality прочно вошел в десятку самых загрязненных городов мира.

Градостроители, экологи, общественники не раз писали в своих обращениях, СМИ и в интернет пространстве о необходимости принятия превентивных мер со стороны государственных и муниципальных органов по выправлению положения с ухудшающейся экологической обстановкой в столице республики.

Градостроительное законодательство определяет деятельность, направленную на создание необходимых условий, обеспечивающих конституционные права гражданина на благоприятную для жизни и здоровья окружающую природную среду, на выбор места жительства, труда и отдыха. Места проживания, должны соответствовать требованиям к качеству и безопасности жизнедеятельности, охраны природной среды и к условиям проживания.

Сегодня существует проблема в отсутствии механизмов реализации градостроительной деятельности и ответственности за исполнением ее решений. Законодательная база и нормативные акты существуют, но их разночтения не дают возможности четко диктовать правила проектирования городской застройки с учетом экологических требований.

Что делать?

- Но ведь городская среда, в отличие от естественной, не может быть саморегулируемой, все процессы жизнедеятельности города должно координировать и решать общество, в лице государства, местных органов управления, бизнес-сообществ и самих горожан.

- В стратегическом плане развитие Бишкека и его экологическую безопасность необходимо рассматривать во взаимосвязи со всей Чуйской системой расселения. Для снятия социально-экономической и экологической нагрузки целесообразно развивать малые города и населенные пункты, окружающие столицу и создавать на их базе кластерные зоны Бишкека. Экосистемы малых городов находятся в состоянии относительного экологического равновесия. Негативные нагрузки, производимые городом, компенсирует природное окружение пригородов и прилегающих к нему территорий, увеличивая площади естественных ландшафтов и зеленых поясов, можно восполнять последствия загрязнения воздуха городской среды.

Необходимо разработать Закон «О генеральном плане Бишкека», надлежит приступить к актуализации (корректуры) Генерального плана Бишкека, срок которого истекает через два года. В рекомендациях экспертов международного проекта WECOOP, сделанных в конце прошлого года, сказано о важности в актуализации Генерального плана заложить идеи и решения, ориентированные на «зеленые цели», создании удобных условий для жизни сообщества с благоприятной пешеходной средой, оживлении городских кварталов и деловых районов, защите сельхозугодий, снижения загрязнение воздуха и уровня шума, потребления энергии и выбросов парниковых газов.

Необходимо разработать правила градостроительного регулирования при проектировании и строительстве городской среды, где будут определены характер, плотность и высотность застройки, очерчены границы исторического центра, парковых зон, дизайн-кода внешнего оформления застройки центральных улиц и площадей, реорганизации производственных территорий и многое другое.
Следует рассмотреть вопрос о переносе в перспективе общественной и административной зоны республиканского значения из центра в южную часть города, необходимо ограничить строительство торгово-развлекательных комплексов и других градообразующих объектов притяжения населения в центральной части города.
Целесообразно проектировать и вести застройку городской среды жилыми комплексами, кварталами, группами домов с полным комплексом социально-общественного и культурно-образовательного назначения на свободных городских территориях, планомерно уменьшать количественную нагрузку школ и детских садов, расположенных в центре, путем строительства новых образовательных учреждений в жилой среде города.

Необходимо разработать экологический паспорт города с микроклиматическим районированием, а также ввести в норму градостроительно-экологические паспорта земельных участков, с расчетами по инсоляции, направлениям преобладающих ветров и циркуляции воздуха, озеленению и ирригации, сейсмичности территории, функциональному назначению и др. Следует рассматривать на стадии проектов планировки и застройки вопросы по аэрационному и инсоляционному режимам в соответствии с экологическими паспортами. Удельный вес озелененных территорий различного назначения в пределах застройки города (уровень озеленения территории застройки) согласно нормам необходимо доводить до 40%.
Следует разработать мастер-план озеленения и благоустройства города с созданием новых озелененных пространств, парков, скверов, бульваров, установлением их правового статуса и современных стандартов озеленения, благоустройства пойм рек Аламедин и Ала-Арча, а также БЧК и ЮБЧК, берегоукрепляющих работ и расчистки русел городских рек, каналов и ирригационных сетей, развития местных питомников, ботанических садов и дендрариев, плановой посадки деревьев, кустарников и декоративных растений и др.

В 2016 году была разработана концепция озеленения Бишкека профильными институтами, ответственными лицами мэрии, представителями Института леса НАН КР, Ботанического сада, ОФ «Инициатива Арча», общественности.

Следует разработать транспортную концепцию развития города для оптимального развития транспортных сетей, расширения инфраструктуры и эффективности работы городского транспорта. Целесообразно проработать вопросы создания кольцевой автодороги для транзита внешнего транспорта и большегрузных машин, выноса (либо изменения функции) железной дороги за его пределы, увеличения количества специальных полос для общественного городского транспорта, занимающего не менее 70% от общих перевозок, принятия ограничительных мер по въезду иногородних транспортных средств в центральную часть города, введения дифференциации платных и др. Следует привлечь местных и зарубежных инвесторов для строительства подземных парковок и гаражей на центральных территориях города.
Для города необходима цифровая карта инженерных сетей и коммуникаций города, очередность и перспективные возможности их развития, к которым следует отнести реконструкцию ТЭЦ-2, строительство мусороперерабатывающего (мусоросортировочного) завода, поэтапную программу газифицирования жилмассивов города, переход к отоплению современными экологичными котлами и брикетированному углю, возобновляемым источникам энергии, льготной тарифной политики в энергетике.  Целесообразно внедрять систему создания «умного дома» для уменьшения теплопотерь как в многоэтажных домах, так и в частных домовладениях.
Следует создать межведомственный координирующий орган для приведения к единому целому законодательные и нормативно-правовые акты в области экологической безопасности столицы и страны в целом, а также выработать механизмы реализации и ответственности за исполнением их решений в градостроительной деятельности.

Бишкек еще несколько лет назад перекрыл расчетные данные Генерального плана по численности населения, транспортной нагрузке и др., отсюда следует, что городские проблемы сами по себе не исчезнут, а наоборот, только усилятся.
     
У каждого городского образования, как и у человека, есть свой функциональный и социальный предел и не надо пояснять, что Бишкек уже вышел из своего допустимого предела, и чем дальше, тем хуже.  

Я рекомендую 1 + Поделиться
Нравится

Самое интересное

Комментарии

Другие обзоры

 Владимир Банников 

ВЫБИРАЕМ ПОДАРКИ ПРАВИЛЬНО

Расскажу, как я уже не первый год, готовлю подарки для дорогих мне людей.

 Елена Короткова 

БЛЕСК И НИЩЕТА

Бишкек потратил на празднование Дня независимости КР почти 35 тысяч долларов.

О стране

Кыргызстан (Киргизия) - высокогорная страна.

После распада СССР, 31 августа 1991 года Кыргызстан объявлен независимым государством. 5 мая 1993 была принята Конституция республики. Кыргызстан занимает площадь 198.5 тысяч км². Границы Кыргызстана с Казахстаном, Узбекистаном, Таджикистаном и Китаем проходят главным образом по горным хребтам и рекам гор Тянь-Шаня. И именно горы занимают почти три четверти территории Кыргызстана.


Кыргызстан - многонациональное, унитарное государство. В административном отношении территория Кыргызстана делится на 7 областей: Баткенская, Джалал-Абадская, Нарынская, Ошская, Таласская, Чуйская и Иссык-Кульская. Каждая область подразделяется на районы. По республике в целом насчитывается 40 административных районов, 22 города. Районы делятся на 429 сельских айыльных кенешей.

Столица республики - город Бишкек.