вторник, 20 апреля 2021
КЫРГЫЗСТАН: год 1916-й от Рождества Христова или “Коли дружишь с русским – держи топор наготове!”

Народный репортер

Напишите нам

Кыргызстан / Актуальная темаRSS

КЫРГЫЗСТАН: год 1916-й от Рождества Христова или “Коли дружишь с русским – держи топор наготове!”

КЫРГЫЗСТАН: год 1916-й от Рождества Христова или “Коли дружишь с русским – держи топор наготове!”

27 декабря 2010 23:58    Просмотров: 18470

Владимир Фарафонов, © News-Asia

Именно такой отзыв прочитал я недавно на кыргызском языке (“Орус менен дос болсон ай балтанды ала жур!”) на одну из российских заметок, посвящённую анализу современной социально-политической ситуации в нашей республике и написанную кстати по-русски.

Вопрос: а при чём здесь 1916-й год, о котором широкому местному сообществу толком-то ничего и не известно? За исключением может быть того факта, что была национальная катастрофа и самое трагическое событие в истории кыргызского народа, генетически запечатлённое в памяти как “Чон Уркун” (“Большой исход”). Когда, после кровопролитной резни, подавленной карательными отрядами царской армии, кыргызы пустились в массовое бегство в соседний Китай. По некоторым данным (точная цифра неизвестна до сих пор) тогда частично от истребления,  в основном, однако от холода и голода на горных перевалах погибло до 150 тыс. человек. Кыргызы выжили как народ не в последнюю очередь благодаря своевременному приходу Советской власти.

Об этом в Кыргызстане знают далеко не все. Как и то, что непосредственным поводом к волнениям среди коренного населения послужило “высочайшее повеление”, то есть закон императора Николая II от 25 июня 1916 года о привлечении на тыловые работы “мужского инородческого населения империи в возрасте от 19 до 43 лет включительно”. Беспорядки на территории современного Кыргызстана начались в первой половине августа. Особенно брутальным характером отличился Пишпекский и Пржевальский уезды (территория современной Чуйской, Иссык-Кульской и Нарынской областей). К ноябрю 1916 года всё успокоилось. Точнее успокоили. Учебники истории об этом помалкивают. А жаль. Мятеж 1916 года был днём рождения вынесенной в  заголовок  кыргызской поговорки, благополучно пережившей почти столетие. Об этом мы поговорим чуть ниже.

Понятно, что в республике, перемахнувшей через два государственных переворота в течение пяти лет, не стоит излучать оптимизм по поводу цивилизационно-исторической роли славянской диаспоры в среднеазиатском регионе вообще и в Кыргызстане в частности. Причина такого негатива  кроется не только в стародавней практике присоединения  Средней Азии и Казахстана Российской Империей. Скорее в тривиальном бездушии внешнеполитических ориентиров российского истеблишмента и в бурном всплеске национальной доминанты последних лет у основной части населения нашей страны. На фоне отсутствия государственной идеологии в недрах естественных человеческих страстей – нетерпимости, жадности, зависти, разврата и предательства родилась своеобразная “титульно-патриотическая” антиволна, повлёкшая за собой тёмные и жестокие события, повсеместно превращая красоту в грязь, а доброту в пороки.
Как-то подзабылось, что только благодаря России Средняя Азия не стала колонией Англии, как Индия, где и сегодня полно нищих, живущих просто на улице. Во времена СССР мы здесь жили лучше, чем сами русские в РСФСР. За все, что мы имели здесь до развала Советского Союза надо сказать спасибо Союзу. За всё, что произошло здесь после надо поблагодарить родное и Свободное Кыргызское Правительство. Свято место пусто не бывает. Чужая идеология,  играя человечьими страстями, постепенно подтачивает и Россию и Кыргызстан. Взаимоудалёнными манипулировать проще.

Мы предоставлены сами себе и не знаем куда идём. Ни один из развитых геополитических игроков не говорит открыто о своих притязаниях на Кыргызстан. Влияние России остаётся как-бы по традиции, но постепенно снижается. Всё на полунамёках и полутонах, как игра на комузе -  кыргызском музыкальном инструменте. В любой момент система может качнуться в самом неожиданном направлении. Вакуум реальной исполнительной власти заполняется коррупцией, кумовством и влиянием криминальных групп.  В воздухе витает чувство неустойчивого  равновесия и запах новой вспышки насилия. В последние месяцы текущего сезона всё это приобретает ещё и определённо официальный характер.  Доходит до того, что на окраинах республики слово “орус” – “русский” может иногда вызвать испуг в глазах маленьких детей. Всё это грустно, но, правда.

В западной прессе современный Кыргызстан представлен как постколониальная страна, основная этническая группа которой в прошлом никогда не имела собственного государства. Добровольное вхождение в состав Российской империи вынудило кыргызов вести оседлый образ жизни. Царская власть содействовала развитию русских поселений на освоенных территориях в ущерб коренному населению. В настоящий момент в Кыргызстане отсутствует хоть сколько-нибудь заметная сильная власть: нет правового государства, авторитетного президента или доминирующей внешней силы. Бедная горная страна, окруженная авторитарными государствами, делает первые шаги на пути к парламентской демократии. По мнению зарубежных публицистов, нация пытается самоутвердиться с помощью такого символа кочевой эпохи, как юрта, которая присутствует везде, вплоть до государственного флага. Это, разумеется, исключает русских и узбеков, на которых, однако, приходится около четверти всего населения. Если строить государство вокруг этничности, получится не экономика, а народный фольклор.  На этом вкратце всё. И это правда.

Современная Россия рассматривает Кыргызстан ещё проще и вульгарнее – “нерусские пешки на виртуальном игровом поле предполагаемой проектной задачи”. Обидно и стыдно. Если бы это было не так, то российской внешней политике хватило бы средств, влияния и ума ненавязчиво и осторожно, но последовательно и организованно финансировать четвёртую власть на местах – русскоязычные СМИ и реальное образование на русском языке и в духе русской культуры. Эффект был бы геометрически прогрессивным, органично дополняющим и обогащающим древнюю и непокорную кыргызскую ментальность. Этого нет. Значит, нет понимания значимости не только Кыргызстана, но и всей Средней Азии для политико-экономической стабильности России как всё ещё мировой державы.  И это тоже, правда.

Вернёмся к 1916-му году.
Насколько я понимаю, колониализм -  это захват чужих территорий с целью их экономической эксплуатации. С такими землями не церемонятся. Их грабят. В основном вывозят полезные ископаемые. Никто не будет строить железные дороги, и создавать предпосылки для возникновения внутреннего рынка – двух первейших условий для превращения любой колонии в самостоятельное государство. Царская Россия строила в Средней Азии и Казахстане дороги, развивала мануфактуру, внедряла капитал непосредственно в хозяйственную жизнь Туркестана. Значит, рассматривала Туркестан не как колонию, а как окраину империи, т.е. как собственную полноценную территорию. НО. С точки зрения распределения земель, русское переселенческое крестьянство к 1916 году обладало большей частью поливной земли и являлось привилегированной частью населения.

Незнание счета свыше 100, неумение перевести свои месяцы на русский язык и всё то, с чем связано понятие невежества, служили великолепными средствами для ограбления местного населения среди белого дня со стороны переселенцев и администрации. Среднеазиатская окраина давала России источник легкой наживы для развивавшегося отечественного капитализма, а в земельном отношении - возможность переселения бунтовщиков из районов крестьянских волнений в конец географии империи. Не стоит забывать ещё одну отличительную черту русского национального характера. Вначале научим пить водку, а затем строить дома. Вначале разрыхлим, потом культивируем. Это также, правда.

До присоединения Туркестана  к России в жизни местного населения господствовали патриархально-феодальные отношения. Хозяйство было приспособлено лишь к нуждам внутреннего потребления. В виду отсутствия путей сообщения и благодаря своей замкнутости, Туркестан не мог тогда вступать в более или менее серьезную экономическую связь с внешним миром. Однако еще до прихода русской власти в оседлых районах Туркестана натуральное хозяйство было уже накануне кризиса, прежде всего в виду перенаселённости территории.

В этих условиях население долго существовать не могло,  и какой-то выход надо было найти. Этим выходом стала культура хлопчатника, привнесенная в Туркестан русскими переселенцами. Патриархально-феодальный уклад жизни с натурально-меновой торговлей оседлого населения изменился в одночасье. Со сказочной быстротой растущая площадь хлопковых посевов поменяла  в корне не только систему хозяйства и полеводства, но и правовую и социально-бытовую жизнь коренных обитателей этих широт.
Параллельно этому растёт ценность земель, появляется стремление закрепить её за собой, и родовой обычай "адат" даёт под напором развития экономики трещину - появляется институт купли-продажи земель, по "адату" недопустимый. Растет прогрессивно цена на хлопок, увеличивается площадь его посева, растут и денежные обороты даже вчерашних кочевников (например, туркменов), превращённых таким образом в мирных земледельцев.

В Ферганской долине хлопок вообще превратился в монопольную культуру. Одновременно с ростом хлопководства развивалась и обрабатывающая хлопковая промышленность. Вначале российская текстильная промышленность полностью зависела от американского хлопка. Стремление освободиться от этой зависимости и развить свое отечественное хлопководство заставляло Россию так или иначе развивать просторы Средней Азии, строить железные дороги и увеличивать ввоз хлеба.

Однако кыргызы в силу природных условий (80% территории занимают горы) хлопкоробами не стали. Они остались кочевниками-скотоводами, для которых земля, в том числе и поливная, играла жизненно важное природное значение. При этом  94% коренного населения, то есть кыргызы, владели только 42 % всей поливной площади, а остальные 58%  земли приходились на 6% русских переселенцев. Как следствие — земельное стеснение кыргызов и сокращение перекочевок, особенно с изъятием огромных лесных массивов, куда кыргызы допускались только по специальным билетам и только на особые площади.  Форсированное устройство огромного количества переселенческих домов, разместившихся на лучших землях Пишпека и Пржевальска, повлекло значительный экономический ущерб для многих кыргызских хозяйств в этих уездах и вызвало неприязненное отношение к русским крестьянам. Трения по поводу земли были ОСНОВОЙ недовольства, переходящего в ненависть со стороны исконных жителей. Позже мы увидим, что и через почти сто лет земля, на сей раз возделываемая вокруг больших городов, останется революционным идолом и бездушным манипулятором в руках просвещённой верхушки кыргызского народа.

По свидетельству современников, восстание произошло неожиданно, без всякой предварительной подготовки, в самых разных уголках Туркестана. Объединились народы, до того в определённые исторические периоды даже враждовавшие между собой.
Набор на тыловые работы был только поводом к всеобщему восстанию. Сказались результаты полувекового экономического гнёта, когда простое физическое существование становилось подчас невыносимо трудным. Если прибавить к этому бесконечное издевательство местной администрации, как русской, так и кыргызской, то будет понятно, почему произошли события 1916 года. Но их могло бы и не быть. Во всяком случае, в Кыргызстане.

Кыргызский народ вообще никогда не знал воинской повинности. Единовременная и спешная мобилизация 25-ти возрастов (19 — 43 лет), пусть даже и на тыловые работы с оплатой труда, поразила население. Источник благосостояния кыргызов составляло отгонное животноводство, земледелие было развито незначительно.  Императорский закон фактически разрушал скотоводческое хозяйство и за отсутствием хозяина уничтожал его практически. Ясно, что со стороны кыргызов это не прибавляло восторга по отношению к “высочайшему повелению”. Но даже это было не самым страшным известием. Вначале кыргызы были настроены миролюбиво и воспринимали новость спокойно, без ажиотажа. Любые материальные жертвы, связанные с войной, несли безропотно. В конце концов, можно было как-то договориться с оставшимися родственниками.

НО, полуграмотные переводчики местной администрации из числа коренного населения, не знавшие таких выражений, как “реквизиция”, “театр военных действий”, “оборонительные сооружения” и тому подобное, переводили их на кыргызский язык неправильно и непонятно. В результате получалось, что кыргызов  забирают сразу на огневые рубежи, без всякого предварительного обучения, как пушечное мясо. После такого перевода невозможно было в дальнейшем объяснить, что речь шла о работе в тылу за плату и довольствие от царской казны. И это было непосредственной причиной мятежа и той последней каплей народного гнева, которая неожиданно превратила достаточно послушный народ в неуправляемый поток ненависти, сметающий на своём пути всё, что причиняло нестерпимо мучительную боль, накопленную десятилетиями и утолённую мгновенно.

К этому следует добавить пропаганду беспорядков на территории Пржевальска (современный Каракол), проникавшую из соседнего Китая (со стороны современного Синьцзян - Уйгурского автономного района), где находились германские агенты, имевшие существенное влияние на дунган и китайцев - сторонников партии китайских анархистов. Напомню, что Россия и Германия находились тогда в состоянии войны. Немецкая разведка поработала на славу.

Плюс в области оставалось очень мало войск для охраны огромной территории. Кроме того, русское население было серьёзно ослаблено мобилизацией мужчин призывного возраста. Хозяевами домов в большинстве случаев оставались женщины и старики. Имевшиеся запасы оружия и патронов также были вывезены из области на передовую. Воспользовавшись смутой, охватившей кыргызский народ, некоторые влиятельные баи, решив, под воздействием китайской провокационной пропаганды, что Россия ослаблена войной, что в Семиречье охраны нет, и что наступил наконец-то удобный момент уничтожить русскую власть для создания кыргызского ханства, выступили руководителями восстания.

Из доклада семиреченского военного губернатора генерала Фольбаума о “беспорядках” в области, представленного туркестанскому генерал-губернатору Куропаткину в конце 1916 года: “Казахи обходились со своими жертвами мягче, тогда как некоторые кыргызы и особенно дунгане проявляли к беззащитным русским поразительную жестокость, подвергая мучениям, прежде чем убить. Выкалывали глаза, отрезали уши, груди и прочие части тела, детей разрывали на части. Но когда они встречали силу и видели опасность, то, уходя от преследовавших их русских отрядов, бросали почти всё своё имущество и имущество, отобранное у крестьян, оставляли даже юрты и большую часть скота” .

Мятеж был подавлен. Но взаимное озлобление, подозрительность и недоверие, еще долгие годы были значительным препятствием к установлению мирных добрососедских отношений между русскими переселенцами и кыргызами, серьёзно отражаясь на общем экономическом укладе жестоко пострадавшего региона. А приведённая в названии статьи поговорка осталась и генетически вросла в плоть и кровь потомков надломленных номадов.

Прошло девяносто лет. Сменилось четыре поколения. И снова Земля. Она, как и сто лет назад, по-прежнему остаётся объектом кровавой экспансии. По иронии судьбы теперь уже среди  титульных граждан. В нищей и бесправной стране, лишённой промышленного производства и современных производительных сил, земля в пригородах Бишкека считается у большинства населения сельских регионов Кыргызстана единственной надеждой хоть на какое-то будущее. В столице та же нищета и беспросвет. А землю можно продать.
Весной 2005 года ею активно торгует будущий президент Бакиев, обещая южным землякам северные наделы близ Бишкека в обмен на поддержку против Акаева. Позже он о своих обещаниях забудет. А чиновники и вовсе о таких вещах никогда не помнят. Южане захватили сельхозугодия на “законных основаниях”, возникла социальная бомба замедленного действия, новостройки – “бишкекский пояс шахидов”. Условий для жизни никаких. Однако население города выросло на треть, без какой бы то не было инфраструктуры и заботы со стороны государства.

Весной 2010 года восстание уже против Бакиева. И снова земля как пульт управления общественным сознанием сельских масс. Вы приводите нас к  власти, мы даём вам землю. И вновь разворачиваются агрессивные бои за пять соток нарезанной мечты, которую можно легко продать. Нехитрый прогноз: желающие смести власть нынешнюю, будут с тем же гневом, страстью и обидой взывать к “революционной справедливости” народа в обмен на участки. А иначе до заветного кресла не дойти.
Недавно Темир Сариев - лидер партии “Акшумкар” (“Белый сокол”) -  не без юмора заметил, что депутаты парламента неверно как-то поняли идею парламентаризма. Ну, как поняли, так и поделили республику на сферы ресурсного и финансового влияния. Оставшиеся должности распродаются также остроумно в соответствии с пониманием сути парламентской демократии, то есть пофракционно.
Что делать, чтобы государство не исчезло?

В свете трагических событий последних девяти месяцев и общегражданских дискуссий, логичным представляется следующее:
1.    Жёстко запретить дискриминацию по национальному признаку и обеспечить доступ в органы госуправления граждан всех национальностей на пропорциональной основе по всей вертикали власти. Закрыть национальную тему вообще. Нет  титульных  и нетитульных граждан. Все равны. Начать наконец-то заниматься делом, а не унылым бредом повседневной демагогии. Не бояться приглашать зарубежных менеджеров для экономического развития страны, включая эмигрантов последних лет. Патриотов у Кыргызстана достаточно.
2.    Конституционно закрепить несколько государственных языков по факту их реального хождения в стране: кыргызский, русский, узбекский и покончить с этим вопросом лет  на 20.
А то ведь и Аллах заплачет от бесконечного ожидания обещанного благоденствия, невзирая на пятничный намаз скромных трудяг парламента.

Я рекомендую 25 + Поделиться Twitter Facebook
Нравится

Самое интересное

Комментарии

Другие новости

16 апреля 2021 16:33

Как судьи в Кыргызстане нарушают законы, не боясь никакой ответственности

Что такое шулерство — это использование нечестных, мошеннических приемов в азартных, чаще всего карточных играх. Именно этот термин, определение которого мы взяли из Википедии, приходит на ум, когда знакомишься с судебными актами, относящимися к избранию меры пресечения для российского инвестора Сергея Фищенко и гражданина КР Рустема Куватбекова, и вот почему.

07 апреля 2021 09:36

АРГУМЕНТЫ И ФАКТЫ

Недавно стал свидетелем эмоционально насыщенной беседы по поводу того, что человек на службе попытался объяснить работникам недопустимость их безделья и получил ответ: «Мы вам не позволим насаждать ваши еврейские штучки».

Обзоры

 Александр Кацев 

АРГУМЕНТЫ И ФАКТЫ

Недавно стал свидетелем эмоционально насыщенной беседы по поводу того, что человек на службе попытался объяснить работникам недопустимость их безделья и получил ответ: «Мы вам не позволим насаждать ваши еврейские штучки».

 Владимир Банников 

ПЛАТЕЖОМ КРАСЕН

Так ли безопасны «щедрые» кредиты» от Китая?

 Александр Кацев 

ДЕЛАТЬ,ЧТО ЛИ, НЕЧЕГО?

Власть, особенно среднего уровня, во всех нюансах предсказуема.

О стране

Кыргызстан (Киргизия) - высокогорная страна.

После распада СССР, 31 августа 1991 года Кыргызстан объявлен независимым государством. 5 мая 1993 была принята Конституция республики. Кыргызстан занимает площадь 198.5 тысяч км². Границы Кыргызстана с Казахстаном, Узбекистаном, Таджикистаном и Китаем проходят главным образом по горным хребтам и рекам гор Тянь-Шаня. И именно горы занимают почти три четверти территории Кыргызстана.


Кыргызстан - многонациональное, унитарное государство. В административном отношении территория Кыргызстана делится на 7 областей: Баткенская, Джалал-Абадская, Нарынская, Ошская, Таласская, Чуйская и Иссык-Кульская. Каждая область подразделяется на районы. По республике в целом насчитывается 40 административных районов, 22 города. Районы делятся на 429 сельских айыльных кенешей.

Столица республики - город Бишкек.