четверг, 30 марта 2017
Айгуль Мураталиева: «Уличные танцы раскрепощают тело, а классические танцы и балет учат им владеть»

Народный репортер

Напишите нам

Кыргызстан / КультураRSS

Айгуль Мураталиева: «По уровню развития балета можно судить о развитии государства»

Айгуль Мураталиева: «По уровню развития балета можно судить о развитии государства»

13 марта 2017 15:05    Просмотров: 1731

Источник: Аргументы и факты-Кыргызстан

Елена Короткова, © News-Asia

В Киргизии идет подготовка к выступлению делегатов от республики на международном фестивале хореографических учебных заведений «Орлеу» («Восхождение», прим.авт.) в Алматы, где танцовщики продемонстрируют свое искусство, а преподаватели проведут мастер-классы для зарубежных коллег и их воспитанников. В канун поездки портал News-Asia взял небольшое интервью о киргизском современном балете у Айгуль Манайкуловны Мураталиевой, художественного руководителя Бишкекского хореографического училища имени Ч. Базарбаева – единственного в республике, откуда выходят дипломированные артисты балета.

- В послевоенное время было множество возможностей для реализации в различных сферах. Что подтолкнуло Вас сделать выбор в пользу балета?

- Мой отец работал в Академии наук, был филологом, семья интересовалась культурой. В 1960 году педагоги из Ленинградcкого хореографического училища имени А.Вагановой ( сейчас - Академия русского балета имени А.Вагановой, прим.авт.) приехали во Фрунзе. Они организовали отборочный тур в музыкально-хореографическом училище имени Куренкеева для школьников, я прошла его и поехала в Ленинград. Переживала больше не о том, что не смогу учиться, а о том, что буду далеко от родителей… В итоге из 18 человек из Киргизии через восемь лет из училища с дипломом артиста балета вышли только четверо, в том числе и я. Наша профессия такова, что образование завершить могут немногие: с 1 по 5 курс девочки начинают развиваться, и у некоторых оказывается от природы не балетная фигура, кто-то не выдерживает возрастающей нагрузки на организм, у кого-то начинаются проблемы со здоровьем...Недаром артисты балета выходят на пенсию раньше всех, в 38 лет! После окончания училища я вернулась в Киргизию. В то время государство обеспечивало бесплатное обучение в лучших образовательных учреждениях, но потом молодой специалист должен был вернуться и отработать на родине два года. Тогда во Фрунзе была сильнейшая труппа, это были золотые годы балета! Нам завидовали в Казахстане, из Алматы приезжали на автобусах, чтобы посмотреть на наш балет! Все были молодые, амбициозные, соревновались между собой: даже в перерывах не уходили из зала, соревновались, кто больше сделает пируэтов, фуэте, гран-пируэтов... Распределение партий зависело от балетмейстера, Уран Сарбагышев склонялся к более высоким балеринам. Я была среднего роста, поэтому стала корифейкой (танцовщицей кордебалета, выступающей в первой линии и/или исполняющей отдельные небольшие танцы, прим.авт). Мне доставались двойки, четверки, участвовала во всех постановках, в отдельных концертных номерах...Так и прошел 21 год! Но позже оказалось, что мое призвание – преподавание. Я ушла на пенсию в 41 год. 1 числа уволилась из театра до обеда, после обеда уже пришла в училище устраиваться, и работаю до сих пор! Я могла преподавать и в мужском, и в женском классе, но тогда, в 1999 году, не оказалось педагога в мужском классе. Так и преподаю мужчинам почти 20 лет. Все удивляются, куда бы мы не поехали!

- После распада СССР в Туркменистане прекратил существование театр оперы и балета под предлогом того, что эти виды искусства чужды и не нужны туркменскому народу. Эти же речи звучали в то время и в Киргизии. Как же удалось сохранить эту сферу искусства?

- В целом «легендарный парламент» был близок к искусству - там был и Мар Байджиев, и другие деятели искусства и культуры. О том, что балет не нужен, говорили единицы, которые ничего не понимали в искусстве. Было очень трудно, но училище благодаря труду педагогов, не бросивших работать, осталось, и школа не была утрачена, как это произошло в соседних странах. В Душанбе была Малика Сабирова, когда она ушла – таджикский балет исчез, то же самое произошло и в Туркмении – там балет канул в небытие, хотя и туркмены и таджики учились с нами, и там была целая плеяда танцоров, - вспоминает хореограф. - Когда правительство не обращает внимания на культуру и искусство и говорит, что «это не нужно» – это неправильно. Приезжает какой-то зарубежный политик – его ведут в Большой театр на балет, так же и у нас бывало. Я считаю, что по уровню развития балета можно судить о развитии государства. Например, в Казахстане балету уделяют большое внимание, там открыли академию балета. Мы присутствовали на церемонии открытия по приглашению, там присутствовал и открывал ее лично Нурсултан Назарбаев. К ней прилагается театр на 700 мест, для сравнения – в нашем театре оперы и балета мест почти 800. Есть у них и своя труппа «Астана балет»…Они опираются на классическую школу, как и мы. В Алма-Ате и Астане очень следят за соблюдением классических канонов балета, как и у нас. Даже приглашали к себе Юрия Григоровича, он ставил «Спящую красавицу» на основе хореографии Петипа в «Астана опера».

- Более десяти лет назад в нашей республике так же, как и в Казахстане, проходили хореографические подобные конкурсы - «Алтын шаты», «Ак-Куу 2012», где присутствовали учащиеся хореографических училищ из Европы и соседних стран – Казахстана, Узбекистана,Турции. В последние годы балет в республике достаточно активно развивается, почему же мероприятия такого размаха не проводятся теперь?

- Их организация упирается в финансирование, сейчас мы не проводим настолько глобальные конкурсы. Последними мероприятиями были международное мероприятие к юбилею Бибисары Бейшеналиевой, на этот конкурс приехали казахстанцы. Проводили и концерт 7 марта, с участием наших учеников.

- Работать с будущими солистами балета – должно быть, нелегкий труд. С миссией обучить кого-то навыкам, которыми в совершенстве владеешь сам, не все справляются, в этом тоже нужен талант. Сложно ли было «перестроиться» на другую специфику после выступления на сцене?

- Специфика нашего преподавания в том, что каждый ученик в хореографическом училище – это штучная работа. Если в одном классе есть два-три способных ученика – мы радуемся. Набор их идет не только в Бишкеке, но и по всей республике, мы ездим по регионам и ищем талантливых ребят, как в советское время. Не у каждой семьи есть возможность и средства отправить сына или дочь в город на отборочный тур! Кроме того, есть и своя подготовительная школа при училище, откуда так же ведется набор детей. Выходит в год по плану набор в 40 человек, до выпуска доходят из них 12-15. Это происходит не только у нас: на новосибирских Дельфийских играх я разговаривала с художественных руководителем новосибирского хореографического училища, и, по его словам, в их училище бывали выпуски, состоящие и из одного человека! За это время я пробовала работать и там, где платят хорошо: кружки, частные школы...Но не смогла там работать. Тянет обратно профессия! В частных заведениях другая атмосфера и требуется другой результат, иная специфика, нежели в профессиональном обучении. У нас хорошая классическая школа благодаря тому, что преподаватели закончили Московское и Ленинградское хореографическое училища, и могут передать им опыт. А им, в свою очередь, преподавали педагоги, которые танцевали еще в царской России. Поэтому наши выпускники достаточно востребованы - их приглашают в Америку, в Россию, в Казахстан, они выступают в Европе и Юго-Восточной Азии… Поэтому я говорю о том, что нам не помешало бы положение, при котором ребята, закончившие наше училище, отрабатывали в столичном Театре оперы и балета хотя бы 2 года. Женский состав укомплектован, а вот мужского недостаток! Некоторые из нынешних учеников уже имеют практику на сцене, но чтобы идти вперед, к сольным партиям, требуется закончить балетное образование. Прекрасно танцевать без многих часов обучения и труда просто не получится! Исключения бывают – например, Рудольф Нуреев, который поздно пришел в балет и мало учился, у него был талант свыше. Но таких,как он, очень мало.

- Сейчас, если судить по записям балета в Сети и по телевидению, во всем мире есть тенденция модернизации хореографии, меняется культура танца - происходит много заимствований хореографами из народных танцев или «танцев улиц». Как Вы относитесь к этой тенденции?

- Я считаю, можно заимствовать все. К нам, например, приезжала труппа из Америки, они проводили у нас мастер-класс с одной из групп по уличным танцам благодаря посольству США. Эти танцы раскрепощают тело, учат чувствовать его, а классические танцы и балет учат им владеть, выполнять движения, которые сохраняются веками.

- Вы до сих пор в зале демонстрируете их ученикам, держите себя в хорошей физической форме. В чем Ваш профессиональный секрет? Возможно, какой-то распорядок дня, диеты?

- У нас такая профессия! В училище есть педагог, которой 82 года – она до сих пор преподает и репетирует, показывая воспитанникам, как правильно работать. Мне же всего лишь 68 лет, - смеется хореограф. - Чисто психологически дело в том, что мы работаем с детьми и меняемся вместе с ними, это не позволяет расслабляться! Они, сейчас, конечно, другие, чем те дети, которые были, когда я была маленькой - книги не читают, не умеют грамотно писать, не могут поставить точки и двоеточия. Эти проблемы есть во всех школах. Но у нас, во-первых, в классах по 15-20 человек. В общеобразовательных же школах - по 30-40 человек. Какие знания они могут получить – не представляю. Во-вторых, мы каждого ребенка воспринимаем как своего, и вкладываем в него очень многое. И когда видишь, как твой ребенок хорошо выступил, станцевал – это такое счастье и удовлетворение от своей работы, это дорогого стоит! После, когда они выпускаются и уезжают, мы продолжаем поддерживать связь через WhatsApp и по телефону, рассказывают, как у них дела, спрашивают совета – вплоть до женитьбы! А когда приезжают – обязательно заглядывают ко мне.

- У каждой многодетной мамы есть дети, за которых она переживает больше всего, гордится ими…А кем из своих учеников и выпускников гордитесь Вы?

- Всеми. У меня даже есть дети, которые работают за рубежом. Это - Айбек Базарбаев, племянник Чолпонбека Базарбаева, имя которого носит наше училище, он работает в Государственном Приморском театре оперы и балета во Владивостоке. Александр Омар – в Михайловском театре, в Санкт-Петербурге, в Казахском государственном академическом театре оперы и балета имени Абая – Нурлан Конокбаев, Асангулов Азамат – в одном из коллективов США…Недавно один из моих иностранных студентов, Ле О из Китая, с гордостью написал мне, что его приняли в одну из американских трупп модерн-балета. А когда я была на недавней премьере «Ромео и Джульетты», то заметила, что знаю большинство участников балета на сцене – это мои ученики. Его балетмейстер – Максат Сыдыков, обучавшийся в Национальной школе балета и Королевской академии танца в Лондоне и выступавший в странах Европы. Сейчас он вернулся в республику и занялся постановками современного балета. Я была на третьей премьере, очень понравилась идея перенести сюжет в шестидесятые годы, сделать героям костюмы в духе того времени вместо пачек, и много иных интересных замыслов.

Я бы пожелала согражданам, как бы ни было тяжело жить, несмотря на государственные и житейские проблемы – ходить в театры, музеи... Знаете, иногда я сталкиваюсь с тем, что человек, доучившись до пятого курса университета, никогда не был в театре и даже не знает, где он находится! Большинство людей сейчас занято компьютером и сидением в Интернете, и даже был такой период, когда люди практически не ходили в театр. Сейчас же идет обновление – уже меньше желающих сходить на эстрадный концерт, чем на балет или на концерт классической музыки. И по последним премьерам и спектаклям можно сказать, что возникает новое поколение молодых зрителей, это радует. Появились и организации, которые помогают проведению концертов, развитию солистов и музыкантов, меценаты...Большое спасибо им за это!

Фото: Алина Панчерская

Я рекомендую 0 + Поделиться Twitter Facebook
Нравится

Самое интересное

Комментарии

Другие новости

20 марта 2017 10:55

В Бишкеке состоялась премьера возрожденной оперы «Ай-Чурек»

Благодаря режиссеру-постановщику Искендеру Сартбаеву зрители увидят и пиры, и батальные сцены, и настоящего сокола Акшумкара

09 марта 2017 10:55

Галина Кетова - о работе, семье и творческом подходе к делу

В интервью «АиФ-Кыргызстан» актриса Русского драмтеатра им. Ч.Айтматова рассказала о том, как она успевает совмещать свою актёрскую карьеру с общественной деятельностью, руководить собственной театральной студией и независимым театром «GALA театр» и воспитывать троих сыновей, младшему из которых всего 1,5 года

Обзоры

 Александр Шабалин 

УТЕРЯННОЕ КИНОНАСЛЕДИЕ

Вернёт ли Кыргызстан киноленты отечественных режиссёров?

 Кристина Ахрамеева 

Философия кукол

В Бишкеке прошла выставка «Куклы мира вне политики»

 Кристина Ахрамеева 

Шик, блеск, красота

В Бишкеке подвели итоги конкурса «Красавица Кыргызстана-2016»

О стране

Кыргызстан (Киргизия) — высокогорная страна.

После распада СССР, 31 августа 1991 Кыргызстан объявлен независимым государством. 5 мая 1993 была принята Конституция республики. Кыргызстан занимает площадь 198.5 тысяч км2. Границы Кыргызстана с Казахстаном, Узбекистаном, Таджикистаном и Китаем проходят главным образом по горным хребтам и рекам гор Тянь-Шаня. И именно горы занимают почти три четверти территории Кыргызстана.

Кыргызстан многонациональное, унитарное государство. В административном отношении территория Кыргызстана делится на 7 областей: Баткенская, Жалал-Абадская, Нарынская, Ошская, Талаская, Чуйская, Иссык-Кульская. Каждая область подразделяется на р-ны.
По республике — 40 административных районов, 22 города. Районы делятся на 429 сельских айыл кенеши.

Столица республики — город Бишкек.