суббота, 04 мая 2024
САМЫЕ ПРОЗРАЧНЫЕ — Центральноазиатский информационный портал «News Asia»

Народный репортер

Напишите нам

Обзоры / Александр ШабалинRSS

САМЫЕ ПРОЗРАЧНЫЕ

САМЫЕ ПРОЗРАЧНЫЕ

06 апреля 2015 13:06    Просмотров: 5292

Остаётся около шести месяцев до парламентских выборов - 2015.  Причём три из них выпадают на лето - время отпусков во многих государственных учреждениях. О том, на какой стадии сейчас находится подготовка к избирательному процессу, рассказали на круглом столе «Выборы и перспективы парламентаризма в КР» члены партий, политологи и представитель ЦИК. По их мнению, все лазейки для фальсификаций устранены.

Президент Алмазбек Атамбаев неоднократно заявлял, что парламентские выборы 2015 года будут самыми честными и прозрачными за всю историю независимого Кыргызстана.  Для того чтобы избежать фальсификации на избирательных участках обязательным будет применение биометрических данных и автоматизированной избирательной урны. 

ПРИДРАТЬСЯ НЕ К ЧЕМУ?

Своим мнением с участниками дискуссии поделилась член фракции «Ата Мекен», глава комиссии по внесению изменений в избирательное законодательство КР Наталья НИКИТЕНКО.
- Мы видели неоднократно, как к власти проходили с помощью «грязных» технологий. Постараемся больше этого не допустить. В Жогорку Кенеше уже более года работает комитет, который рассматривает проекты избирательных законов. Им было принято принципиальное решение о применении биометрических паспортов, чтобы защитить право каждого человека голосовать исключительно за себя. В нашем комитете обсуждаются разные законодательные инициативы. Что касается биометрики, то в комитете уже находится первая редакция этого закона. В ней заложены принципиальные подходы по применению биометрических данных при голосовании, продуманы все действия ЦИК.
По словам депутата, закон о биометрии также увеличивает роль Государственной регистрационной службы, в задачи которой будет входить верификация граждан на основе биометрических паспортов. Эта мера должна будет свести на нет использование выборных «каруселей».
- На парламентских выборах - 2015 впервые будут применяться технологии и программное обеспечение. Поэтому важно, чтобы ЦИК и ГРС чётко выполняли свои функции. Помимо этого планируем использование   автоматизированных урн, которые могут вести подсчёт голосов автоматически. После этого полученные результаты пересчитают вручную.  И таких механизмов защиты от всевозможных фальсификаций будет несколько, - сообщает Наталья Никитенко.

КТО ОБИВАЕТ ПОРОГИ?

Не менее актуальный вопрос для парламента - обсуждение того, могут ли партии менять свои списки после их регистрации на выборах, а также изменение избирательного порога для доступа к распределению мандатов в Жогорку Кенеш.
- Партия «Ар-Намыс» совместно с другими непарламентскими партиями разработала свой проект, - сообщает лидер парламентской коалиции большинства Феликс КУЛОВ. - Указом президента создана рабочая группа. В процессе обсуждения была выдвинута идея, чтобы люди голосовали за конкретных кандидатов, однако мы встретили возражение.  Следующий момент - это биометрия. Такая система обеспечивает где-то на 90 процентов прозрачность самого процесса голосования, но не исключает возможности подкупа избирателей до самих выборов.
Феликс Кулов также отметил, что их рабочая группа, несмотря на мораторий по внесению изменений в Конституцию КР, предлагает проект о внесении изменения в конституционный Закон КР «О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша», который направлен на совершенствование выборного законодательства.

- Законопроект предусматривает замену ныне установленного избирательного порога для доступа к распределению мандатов Жогорку Кенеша с 7 до 9 процентов от числа избирателей, принявших участие в голосовании. Региональный избирательный порог предлагается понизить с 0,7 до 0,5 процента голосов избирателей, принявших участие в голосовании по каждой области, а также  в Бишкеке и Оше, - сообщает Кулов. - Повышение республиканского порога вводит схему поддержки партий, которые не преодолели порог, но наиболее приблизились по числу набранных голосов к этому порогу. В законопроекте также предлагается установить правило, согласно которому в парламент должно быть допущено при любом раскладе не менее четырёх партий, участвовавших в выборах. В случае, если в парламент пройдут две или три партии, то к распределению мандатов должно быть допущено столько партий, сколько не достаёт до четырёх.
По словам Феликса Кулова, инициативы депутатов направлены исключительно на усиление роли правительства, но никак не затрагивают полномочия президента и парламента. Также он отметил, что осенние выборы станут затратными, но зато самыми прозрачными.

ОСНОВНОЙ ЗАКОН

Политолог Марс САРИЕВ считает, что проект о внесении изменений в Конституцию может быть неадекватно воспринят населением республики.
- Как бы ни пытались инициаторы обосновать необходимость внесения поправок в Конституцию, подавляющее большинство граждан будут думать, что они выгодны президенту для продления его полномочий. И сейчас, чтобы не будить лихо, лучше не трогать основной закон страны. Предлагаемые изменения не так концептуальны, и их внесение может быть трактовано как попытка протащить за ними более существенные корректировки по усилению функций главы государства, - сообщает Сариев.

ВРЕМЯ НЕ ЖДЁТ

За работой парламентариев пристально следят в Центральной избирательной комиссии. Ведь до выборов осталось всего лишь три рабочих месяца, а работа над избирательным законодательством не завершена.
- Принимать законы одно, а исполнять их - совсем другое, - отметил член ЦИК Нурмамат АШИМОВ. -  Как сотрудник исполнительного органа я бы попросил, как можно скорее завершить работу над избирательным законодательством, чтобы осталось время и для его реализации и доведения всей необходимой информации до избирателя. Сейчас мы уже приступили к закупкам необходимого для выборов оборудования, в том числе и электронных урн.
Что касается моего личного мнения, то я согласен с Куловым в отношении того, что нельзя допустить узурпации власти двумя-тремя партиями.

Аргументы и факты-Кыргызстан, №14, 2015 год

Я рекомендую 1 + Поделиться
Нравится

Самое интересное

Комментарии

Другие обзоры

 Елена Короткова 

ВЕТЕР КОНСТИТУЦИИ

Вторая версия Конституции Кыргызстана должна поступить в парламент, но ряд юристов считает: документ еще сырой и это опасно

 Андрей Русаков 

А ЧТО ВЫБИРАЕМ?

Как ни удивительно, но предстоящие выборы президента Кыргызстана не представляют большой интриги...

О стране

Кыргызстан (Киргизия) - высокогорная страна.

После распада СССР, 31 августа 1991 года Кыргызстан объявлен независимым государством. 5 мая 1993 была принята Конституция республики. Кыргызстан занимает площадь 198.5 тысяч км². Границы Кыргызстана с Казахстаном, Узбекистаном, Таджикистаном и Китаем проходят главным образом по горным хребтам и рекам гор Тянь-Шаня. И именно горы занимают почти три четверти территории Кыргызстана.


Кыргызстан - многонациональное, унитарное государство. В административном отношении территория Кыргызстана делится на 7 областей: Баткенская, Джалал-Абадская, Нарынская, Ошская, Таласская, Чуйская и Иссык-Кульская. Каждая область подразделяется на районы. По республике в целом насчитывается 40 административных районов, 22 города. Районы делятся на 429 сельских айыльных кенешей.

Столица республики - город Бишкек.