пятница, 26 апреля 2024
ЗНАНИЯ ПО ШАРИАТУ — Центральноазиатский информационный портал «News Asia»

Народный репортер

Напишите нам

Обзоры / Елена КоротковаRSS

ЗНАНИЯ ПО ШАРИАТУ

ЗНАНИЯ ПО ШАРИАТУ

19 октября 2015 12:08    Просмотров: 4353

Многочисленные минусы светской системы образования КР толкают родителей школьников отдать предпочтение  альтернативному религиозному образованию детей. Свои услуги могут предложить 67 бесплатных медресе и 10 исламских институтов с раздельным обучением, ведущих лекции исключительно на кыргызском языке. учёба юношей и девушек там занимает от 3 до 5 лет.

От Корана до права

В числе предметов, помимо светских иностранных языков и точных наук, такие предметы, как арабский язык, биография Пророка Мухаммада, истории о сподвижниках Пророка и биографии учёных-богословов, вероучение (акыда), исламское право (фикх), правила чтения Корана (ат-таджвид), толкование Корана (тафсир), основы нравственности (ахляк), хадисоведение и хадисы, калам, шариат, история ислама. Однако в Кыргызстане стандартов религиозного образования на государственном уровне не выработано, программы обучения медресе и университетов не согласовываются ни с Министерством образования и науки, ни с ДУМК. Квалификация преподавателей в большинстве случаев сомнительна. В итоге выпускники получают искажённое представление о светских науках и о сути ислама. К тому же, не все дипломы исламских университетов охотно признаются работодателями. С точки зрения государства они незаконны, так как  работают без лицензии Минобраза.

Под маской религии

Но это не главный минус подобного образования. Родители отдают детей в медресе, полагая, что религиозное образование научит их жить так, как подобает верующим и соблюдать каноны ислама. Для большинства населения КР, исповедующего ислам, это суннитское направление ханафитской правовой школы. Представители кавказских народов в республике проповедуют суннитское направление шафиитской правовой школы. Есть представители ханбалитской школы, а также немногочисленные шииты-джафариты. Однако по другую сторону парты зачастую оказываются не сподвижники этих течений, а агитаторы радикальных группировок, извращающих суть ислама: «Хизб ут-Тахрир»,  «Таблиги Джамаат» и многие другие.  Особенно распространены учебные заведения с экстремистской подоплёкой на юге. Факты свидетельствуют о том, что религиозная неграмотность наших граждан, в особенности молодёжи - основная причина, которой пользуются лидеры радикальных и экстремистских течений для продвижения и реализации своих религиозно-политических и корыстных целей. При этом они наносят большой вред национальному единству, обостряют социально-политическую обстановку в стране. Именно юг республики поставляет воинов джихада для Сирии, Ливии и Ирака. Только из Ошской области, по данным МВД, в Сирию с 2010 года отправились более 150 человек. Самым показательным стал случай, когда в 2013 году ГКНБ перекрыло канал поставки свежих сил: завербованных на занятиях в медресе подростков под видом дополнительного обучения переправляли в Турцию в спецлагерь, а затем отправляли на войну в Сирию. Вернуть в республику из почти 40 парней удалось только 15.

Агитируют малограмотную молодёжь без полноценного светского и религиозного образования и иным путём. Пользуясь тем, что уровень религиозной образованности наших «официальных» проповедников остаётся очень слабым, им не хватает знаний, чтобы толковать спорные вопросы в Коране, вербовщики подрывают авторитет оппонентов, вступая в спор на пятничной молитве или при большом скоплении народа. Видя эту угрожающую безопасности страны ситуацию, президент Алмазбек Атамбаев своим указом в конце 2014 года дал старт реализации Концепции религиозной политики на 2015-2020 годы. Согласно ей, в ближайшие пять лет будет введено государственное регулирование деятельности религиозных организаций. Под контролем окажутся и учреждения, предоставляющие религиозное и религиоведческое образование. Они будут лицензироваться, преподаватели и учебные курсы - тщательно проверяться на наличие экстремистских идей.

Знание - сила

Однако до того, как Совет обороны в 2014 году одобрил Концепцию, в Кыргызстане при поддержке главы государства Алмазбека Атамбаева появился общественный фонд развития духовной культуры «Ыйман», миссия которого - повышение духовного потенциала граждан республики через разъяснение и популяризацию традиционных ценностей ислама и кыргызского народа. Самый крупный проект организации - обучение имамов при поддержке Госкомиссии по делам религии и муфтията.

- Зачастую экстремисты более идеологически подкованы, и за счёт этого могут легко вовлечь тех людей, которые ищут себя в религии. Вербовщики предоставляют им искажённую элементарную религиозную информацию и тянут за собой. Поэтому наши имамы должны интенсивно работать, чтобы правильно преподнести верующим ценности и идеологию ислама. Но на практике это сложно осуществить. Во-первых, они работают исключительно добровольно, не получая заработной платы, то есть стимула у них нет. Во-вторых, мы в течение 70 лет жили при атеизме, и у нас просто нет специалистов в области религии. Большие знатоки в основном живут в Бишкеке, а в регионах вместо них с народом работают уже экстремисты. Поэтому мы и запустили проект тотального обучения имамов по всей стране. Так, в Чуйской области нам удалось обучить уже 140 человек, в Оше и Баткене - 200 человек, в Джалал-Абаде - 150 человек, а сейчас завершаются курсы для священнослужителей Иссык-Кульской области, - рассказал «АиФ» Нуржигит КАДЫРБЕКОВ, руководитель фонда «Ыйман». -  Уникальность наших курсов в том, что преподаются не только Коран, хадисы, акыда, фикх и другие дисциплины, но и светские предметы. Например, риторика, тайм-менеджмент - ведь имам должен быть красноречив и успевать всё: работа в мечети - не только проповеди, это общение с людьми. Священнослужители должны в своих наставлениях и разговорах наставить молодёжь на путь истины и просвещать их в вопросах исламской умеренности и справедливости. Специалисты из МЧС обучают богословов, как защитить себя и джамаат при чрезвычайных ситуациях, не поддаваться панике, оказать первую помощь. По окончанию курсов слушатели сдают экзамены. Духовные лидеры, успешно прошедшие обучение, получают  сертификат и вкладыш с оценками. По итогам опроса те, кто прошёл курсы, говорят, что их результат превысил ожидания, они узнали очень многое и просят проводить подобные курсы почаще. Заниматься у нас могут не только имамы: были случаи, когда к нам обращались люди и говорили: «Позвольте нам получить знания о вере!». И мы идём навстречу всем желающим.

Таким образом, в «Ыймане» планируют охватить около 2,5 тысяч человек - именно столько по официальным данным насчитывается мусульманских священнослужителей в республике. В перспективе же для имама обязательным станет опыт работы, государственная регистрация в особый реестр и сотрудничество с ДУМК, госорганами и ОФ «Ыйман».  Если эти меры удастся воплотить в жизнь, кыргызстанцы через несколько лет смогут, не боясь, отдавать своих детей в медресе и быть уверенными, что они выйдут оттуда истинными мусульманами, а не экстремистами.


Никто не отрицает права каждой личности на религиозное образование, но государство должно навести порядок в системе его получения, чтобы в будущем обезопасить себя от таких опасных явлений как религиозный экстремизм, фанатизм и терроризм.
В религиозных образовательных заведениях Кыргызстана благодаря несовершенству законодательной базы и отсутствию лицензирования можно найти проповедников и преподавателей, трактующих ислам по канонам запрещённых в мире религиозных объединений. Причём в список не разрешённых почему-то они не попадают. Так, в ходе проверок было установлено, что в Ошской области в медресе преподавали - последователи Сулейман Хилми Тунахана, основателя суфийской секты «Сулеймания». А в 22 учебных заведениях турецкой сети «Себат» и частном  университете «Ататюрк Ала-Тоо» до сих пор ведётся преподавание по канонам религиозно-просветительского движения «Нурджулар». Благодаря его пантюркистской и исламистской идеологии в Турции, России, Казахстане, Таджикистане и Узбекистане движение находится под запретом как экстремистское, что не мешает ему открыто функционировать в КР.

Ислам интеллектуальный

Кадыр МАЛИКОВ, религиовед, политолог: - В противовес идеологии ИГИЛ и других экстремистских учений нельзя поставить светскую или демократическую идеологию - только исламскую, разработанную учёными на базе умеренного ислама, основанного на интеллектуальном развитии. Его можно направить на защиту наших духовных ценностей. Ранее существовало Среднеазиатское духовное управление мусульман, распад СССР разрушил все системы исламского образования и связи  - потому и едут наши ребята в Индию и Пакистан. Сейчас мы  прорабатываем предложение о создании единого координационного центра, отражающего позицию духовенства по разным вопросам. В частности, поучаствовать в диалоге могли бы и улемы Татарстана со своими наработками.

Аргументы и факты-Кыргызстан, №42, 2015 год

Я рекомендую 1 + Поделиться
Нравится

Самое интересное

Комментарии

Другие обзоры

 Елена Скворцова 

Благодарность за урожай

Христианские церкви празднуют День жатвы после сбора урожая

 Владимир Банников 

ТРЕВОЖНЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ

Кыргызстан, как и другие страны Центральной Азии, не готов к идейным вызовам

О стране

Кыргызстан (Киргизия) - высокогорная страна.

После распада СССР, 31 августа 1991 года Кыргызстан объявлен независимым государством. 5 мая 1993 была принята Конституция республики. Кыргызстан занимает площадь 198.5 тысяч км². Границы Кыргызстана с Казахстаном, Узбекистаном, Таджикистаном и Китаем проходят главным образом по горным хребтам и рекам гор Тянь-Шаня. И именно горы занимают почти три четверти территории Кыргызстана.


Кыргызстан - многонациональное, унитарное государство. В административном отношении территория Кыргызстана делится на 7 областей: Баткенская, Джалал-Абадская, Нарынская, Ошская, Таласская, Чуйская и Иссык-Кульская. Каждая область подразделяется на районы. По республике в целом насчитывается 40 административных районов, 22 города. Районы делятся на 429 сельских айыльных кенешей.

Столица республики - город Бишкек.