пятница, 11 октября 2024
КОМУ ЗАКОН НЕ ПИСАН? — Центральноазиатский информационный портал «News Asia»

Народный репортер

Напишите нам

Обзоры / Елена КоротковаRSS

КОМУ ЗАКОН НЕ ПИСАН?

КОМУ ЗАКОН НЕ ПИСАН?

17 октября 2016 16:20    Просмотров: 8893

ЧАЩЕ ВСЕГО ДТП ПРОИСХОДЯТ ИЗ-ЗА НЕСОБЛЮДЕНИЯ ПДД, НЕПРАВИЛЬНЫХ МАНЁВРОВ И ЛИХАЧЕСТВА.

Оба участника Аварии на Южной магистрали оказались достаточно известными людьми, каждый в своей сфере. И вопрос правосудия в данном случае - весьма затруднительный: приговор может быть вынесен не по назначению. «АиФ» предлагает вспомнить громкие ДТП последних лет и проследить, кому из их участников и виновников закон оказывался не писан, а если и писан, то не читан или неправильно трактован.

2011 год.

В мае этого года водитель экс-председателя ГКНБ Кенешбека Дюшебаева Таалайбек Адыранов в Бишкеке сбил пешехода, тот скончался. Случившееся долго скрывалось, потом родственники погибшего отказались от претензий, и уголовное преследование VIP-водителя было прекращено.
А в августе произошло ДТП, которое вспоминают до сих пор как бенефис «правосудия». Сын тогдашнего мэра Бишкека Исы Омуркулова Азамат Исаев на своём джипе «Тойота Лэндкрузер» на огромной скорости вылетел на встречную полосу под Токмаком и столкнулся с «Ауди», в результате водитель и двое пассажиров авто погибли. В отношении Исаева было возбуждено уголовное дело, но позже суд прекратил его. По кассационной жалобе самого подсудимого дело было возобновлено, и он получил… условный срок.

2012 год.

В мае заместитель начальника Первомайского РУВД Бишкека Арстанбек Ормушев насмерть сбил мужчину на улице Шабдан Баатыра возле автопарка. По заключению Республиканского центра наркологии, которое было сделано через три часа после ДТП, правоохранитель был нетрезв, повторная экспертиза через 10 часов после ДТП подтвердила частичный факт употребления алкоголя в малой дозе - якобы Ормушев выпил в тот вечер корвалол. Уголовное дело, заведённое СУ ГУВД города Бишкека по признакам преступления, предусмотренного статьей 281 («Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств») УК КР, было прекращено с формулировкой «За отсутствием в действиях состава преступления».
В декабре того же года общественный помощник парламентария Жыргалбека Саматова Таалайбек Жакыпов проехал перекрёсток столичных улиц Киевской и Абдырахманова на красный свет, превысив скорость. В результате нарушения ПДД произошло столкновение пяти автомобилей - двух джипов «Тойота Лэнд Крузер», микроавтобуса «Мерседес-Бенц», легковой «Субару» и минивэна «Ниссан». Водитель бусика и двое пассажиров погибли, остальные участники ДТП получили травмы. Дело получило большой резонанс, Жакыпов был приговорён к 11 годам лишения свободы в колонии строгого режима с лишением права садиться за руль в течение трёх лет. Также его обязали выплатить моральный и материальный ущерб в размере 3 млн 857 тыс. 520 сомов.

2013 год.

В марте произошло ЧП с участием автомашины нардепа Курмантая Абдиева. Водитель депутата, находившегося на больничном, будучи в нетрезвом состоянии, попал на служебной «Тойоте» в ДТП в районе села Маевка. По свидетельствам очевидцев, попавшим в СМИ, мужчина не только врезался в ограждение, но и сбил человека. Однако правоохранители, прибывшие на место, не застали следов жертвы, не зафиксировали в ту ночь поступления пострадавших после ДТП в городские больницы или обращений в скорую помощь. Таким образом обвинение в наезде на человека было снято, подчинённый Абдиева - отпущен. Результат: административная ответственность за езду в пьяном виде и увольнение с работы.
В августе в Бишкеке на пересечении улиц Московской и Раззакова «Тойота Прадо» с дипномерами посольства Узбекистана врезалась в «Жигули». Четверо нетрезвых сотрудников диппредставительства, среди которых был консул посольства Узбекистана в КР Мехридин Хайридинов, напали на водителя ВАЗ-2106. Но судмедэкспертиза исключила факт избиения кыргызстанца, поэтому по факту хулиганства в возбуждении дела было отказано. В ДТП были признаны виновными дипломаты, водитель Хайридинов должен был возместить потерпевшему материальный ущерб в течение 3 месяцев. Несмотря на неоднократные обращения потерпевшего в посольство Узбекистана и Первомайский районный суд, данное требование не было исполнено, в результате чего уголовное дело было всё-таки возбуждено. Также УВД Первомайского района столицы передало материалы дела о ДТП и уклонении от уплаты в соответствующие структуры для принятия в отношении дипломатов мер административного характера, а МИД КР направил ноту протеста на родину дебоширов.

2014 год.

В апреле в Бишкеке около здания бывшего Шампанвинкомбината произошло ДТП с участием автомашины «БМВ X5», принадлежащей военному атташе посольства Турции, который сбил студента Медакадемии. Молодой человек был госпитализирован со сломанной ногой. Дипломат благодаря свидетелям аварии скрыться не смог, но отказался подписывать протокол, составленный сотрудниками ДПС, так как посчитал, что правила дорожного движения не нарушил и потерпевший сам виноват. Посол Турции в КР Метин Кылыч посетил юношу в больнице и согласился оплатить его лечение за счёт ведомства. Судебного процесса не было.
В мае бишкекчанка Бактыгуль Момунова на «Хонда Степвагон» сбила сотрудников ДПС (ныне ГУПМ, прим. авт.) и журналиста, который работал на рейде. Женщину остановили за тонировку передних боковых стёкол авто. Она сначала отказывалась предъявить документы на авто,  а когда приехал эвакуатор, женщина рванула с места, сбив сотрудников ДПС и корреспондента. На следующий день нарушительницу задержали, провели профилактическую беседу и вернули техпаспорт. Поскольку травм у сбитых не было, она отделалась штрафом в 1000 сомов и лишением водительского удостоверения на полгода.

2015 год.

В январе 2015 года на съёмках сюжета об аварийной ситуации на столичных дорогах пострадали операторы телеканала НТС. В районе пересечения улиц Токомбаева и Сухэ Батора оператор Эрлан Темирбеков делал подсъёмки ДТП, в это время его сбила машина. На место аварии тут же выехал главный редактор с другим оператором Манасом Бакешевым, который также попал под колёса другого авто во время съёмки. Оба мужчины получили ушибы и сотрясения мозга. В декабре же 2015 года журналисты НТС хоронили своего коллегу, оператора Джоомарта  Асанбекова, который был сбит на трассе во время выполнения своих служебных обязанностей. В обоих случаях водители признали вину и понесли наказание.
В октябре 18-летний юноша вместе с друзьями на «Хонде» сбил в районе бишкекского Орто-Сайского рынка 10-летнюю школьницу на пешеходном переходе. Девочка проехала на капоте авто порядка 50 метров, но водитель и не думал тормозить, жертва сорвалась и получив перелом шеи и черепно-мозговую травму, скончалась на месте. Никто из машины не вышел, чтобы оказать помощь, нарушители попытались скрыться, однако через 200 метров «Хонда» врезалась в столб. Ждать приезда милиции и «скорой» участники ДТП не стали, но тем не менее скоро оказались задержаны. Юноша, бывший за рулём, объяснил, что испугался и потому решил сбежать. Экспертиза показала, что он был трезв, в крови не было наркотиков. Результаты следствия по делу по статье 281 УК КР «ДТП со смертельным исходом» и окончательный приговор неизвестны.

2016 год.

В марте в районе Ошского рынка мужчина на «Тойоте» сбил девушку-инвалида, передвигавшуюся на доске на колёсиках. Задержан преступник был случайно: вернулся за госномером, который сорвало в результате аварии. По его словам, он решил, что сбил собаку, однако предварительная экспертиза показала, что машина проехала по останкам погибшей сверху, размалывая их в кашу. По информации правоохранителей, задержанный ранее проходил по статьям 204 «Контрабанда», 112 «Умышленное причинение лёгкого вреда здоровью» и 164 «Кража» УК КР, но ни разу дело не было доведено до конца. Против водителя было возбуждено дело по статье 281 часть 4 УК КР «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств, совершённое лицом, находящимся в состоянии алкогольного, наркотического или иного опьянения». Результаты следствия и конечный приговор неизвестны.
В июле гражданин Иордании Валид Даоут на своём «Фольксвагене Шаран» в селе Беш-Кунгей выехал на встречную полосу и протаранил «Мерседес Бенц Спринтер». Двое его пассажиров в тяжёлом состоянии были доставлены в реанимацию, все экспертизы и показания свидетельствовали о виновности иностранца. Но он игнорировал вызовы следователя и скрывался, пытаясь покинуть страну, в итоге был задержан. Примечательно, что замначальника Чуйского УВД незаконно поручился за Даоута и отдал приказ о его освобождении, но избежать правосудия иорданцу не удалось. По факту незаконных действий правоохранителя была назначена проверка.

В сентябре в селе Орок, около юго-западного кладбища Бишкека водитель внедорожника «Инфинити» с российскими номерами насмерть сбил 23 - летнюю девушку, переходившую дорогу с коляской, в которой находились двое детей. Мать в последний момент успела оттолкнуть коляску, поэтому малыши остались живы. После наезда Рустам Жалилов продолжил движение, через несколько километров сбил мужчину на скутере, потом - врезался в щит АЗС на Селекции. Задержать его не успели: нарушитель после совершения ДТП скрылся в Казахстане и сейчас находится в международном розыске.

РАССУДИЛИ?

Судебное решение по делу о громком ДТП на Южной магистрали вынесено, но точка в деле не поставлена.
В Бишкеке в Ленинском районном суде был вынесен приговор по делу о ДТП со смертельным исходом о котором уже не раз писал «АиФ». В аварии, после которой скончался один из её участников - Джумали Зияев, судом был признан виновным выживший водитель - Виталий Колесников. Несмотря на инвалидность, он приговорён к 4 годам лишения свободы в колонии-поселении.
Дело изначально было достаточно запутанным из-за расхождения в показаниях и экспертизах, сторона обвиняемого неоднократно заявляла о давлении в процессе следствия и подтасовке фактов. В результате ход судебного процесса был взят под контроль институтом омбудсмена КР, но ситуации это не прояснило: в связи подачей сторонами встречных исков, неявкой свидетелей, следователя или невозможностью обвиняемого присутствовать на процессе по состоянию здоровья (на исходную инвалидность наложились травмы после аварии, и юноша какое-то время пребывал на грани смерти, прим. авт.) вынесение приговора затягивалось. Ранее  мать обвиняемого на пресс-конференции рассказала, что в деле есть подлог документов и существовало некое заключение за подписью следователя Самудина Боромбаева, следователя ГСУ ГУВД Бишкека, и части родственников Зияева, где говорится, что виновным в ДТП признан покойный Зияев и дело следует закрыть. А теперь документ в отношении Зияева поменял формулировку «прекратить уголовное дело в связи с отсутствием состава преступления». Дело поступило в суд уже прошитым, так что фальсификация произошла ещё на этапе следствия. Сам же Боромбаев пояснил на заседании суда, что его подпись подделана. Посему Колесникова обратилась с заявлением в Генпрокуратуру, написала президенту и подала ходатайство в отношении Боромбаева, требуя проведения почерковедческой экспертизы. Однако Следственное управление ГУВД Бишкека в официальном заявлении опровергло факты, озвученные Колесниковой.
- 3 марта 2016 года следователем в следственном управлении ГУВД Бишкека вынесено постановление о прекращении уголовного преследования в отношении водителя Зияева. за отсутствием в его действиях состава преступления на основании ст.28 ч.1 п.2 УПК КР. В свою очередь следователем СУ ГУВД города Бишкек не было вынесено постановление о прекращении уголовного преследования в отношении водителя Зияева в связи с его смертью, - отмечается в документе.

А в четверг, 6 октября, состоялось ещё одно заседание, ставшее решающим. Судья Алмазбек Джоошбеков признал подсудимого виновным и приговорил его к четырём годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии-поселении. Кроме того, суд лишил Колесникова водительских прав на три года и обязал выплатить моральный ущерб потерпевшей стороне в размере 100 тысяч сомов. Осуждённый, несмотря на инвалидность, взят под стражу в зале суда, и до момента отбывания наказания по решению суда будет сидеть в СИЗО-1 Бишкека. Стоит отметить, что адвокаты Колесникова намерены опротестовать приговор.

НЕ УМЕЕШЬ - НЕ БЕРИСЬ!

ДЕПУТАТЫ ПРЕДЛАГАЮТ ЗАБИРАТЬ АВТО И ЛИШАТЬ ПРАВ ЛИЦ, ПОПАВШИХСЯ ЗА РУЛЁМ В СОСТОЯНИИ ОПЬЯНЕНИЯ И СОВЕРШИВШИХ  ДТП. 
Чтобы сохранить жизни гражданам, депутаты Алтынбек Сулайманов и Акылбек Жапаров вынесли 30 сентября на общественное обсуждение законопроект, ужесточающий наказание нарушителей на дороге за счёт поправок в УК КР и АК КР. Тем, кто находился за рулём в состоянии опьянения и совершил ДТП, повлекшее по неосторожности  смерть и увечья, не поздоровится.
 - Вместо административной ответственности за повторное управление в состоянии алкогольного, наркотического или иного опьянения предлагается предусмотреть уголовную ответственность, и помимо основного наказания в виде привлечения к общественным работам сроком на сто часов с лишением права управлять транспортным средством сроком на пять лет, предлагается также конфисковать автомобиль, которым управляло данное лицо. Но в соответствии с Конституцией собственность неприкосновенна. Никто не может быть произвольно лишён своего имущества. Изъятие имущества помимо воли собственника допускается только по решению суда. Принудительное изъятие имущества без решения суда допускается в случаях, предусмотренных законом, в целях защиты национальной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения, защиты прав и свобод других лиц. Законность такого изъятия подлежит обязательному рассмотрению судом, - отмечается в документе. - Исходя из основных принципов, установленных Конституцией в целях защиты общественного порядка, обеспечения безопасности на дорогах, усиления ответственности, предлагается ввести практику конфискации транспортных средств. Однако в случае если лицо не является собственником транспортного средства, которым управляло повторно в состоянии опьянения, то суд выносит решение о конфискации у данного лица денежной суммы, которая соответствует рыночной стоимости транспортного средства, которым управляло данное лицо в состоянии опьянения. Подобная практика применяется в Беларуси и Франции, что существенно снижает количество ДТП с участием нетрезвых водителей.

Так же предлагается ввести и новую для КР меру: пожизненное лишение права управлять транспортным средством - за нарушение правил движения и эксплуатации транспортных средств лицом, управляющим транспортным средством в состоянии алкогольного, наркотического или другого опьянения, повлекшее за собой причинение тяжкого вреда здоровью или смерть потерпевшего, либо гибель нескольких лиц. Кроме того, предлагается также лишение права занимать определенные должности либо заниматься определенной деятельностью на срок до трёх лет с пожизненным лишением права управлять транспортным средством. Последний пункт появился благодаря тому, что зачастую в нетрезвом состоянии нарушают правила движения и эксплуатации транспортных средств чиновники и их родственники. Понесут ответственность и сотрудники ГУПМ, если будет доказано, что они не справились с обязанностями после ДТП.

Аргументы и факты-Кыргызстан, №41, 2016 год

Я рекомендую 0 + Поделиться
Нравится

Самое интересное

Комментарии

Другие обзоры

 Елена Короткова 

ПОНРАВИЛАСЬ.УКРАЛ.УБИЛ.

Похищение для насильственного вступления в брак и убийство Айзады Канатбековой в Кыргызстане раскололо общество, но не смогло остановить других похищений девушек

 Елена Короткова 

Вопиющие факты

Прежний владелец отеля «Пинара», Фехим Ениже, спонсировал террористов на Ближнем Востоке, но власти республики игнорируют этот факт

О стране

Кыргызстан (Киргизия) - высокогорная страна.

После распада СССР, 31 августа 1991 года Кыргызстан объявлен независимым государством. 5 мая 1993 была принята Конституция республики. Кыргызстан занимает площадь 198.5 тысяч км². Границы Кыргызстана с Казахстаном, Узбекистаном, Таджикистаном и Китаем проходят главным образом по горным хребтам и рекам гор Тянь-Шаня. И именно горы занимают почти три четверти территории Кыргызстана.


Кыргызстан - многонациональное, унитарное государство. В административном отношении территория Кыргызстана делится на 7 областей: Баткенская, Джалал-Абадская, Нарынская, Ошская, Таласская, Чуйская и Иссык-Кульская. Каждая область подразделяется на районы. По республике в целом насчитывается 40 административных районов, 22 города. Районы делятся на 429 сельских айыльных кенешей.

Столица республики - город Бишкек.