Перед всеми родителями рано или поздно встаёт вопрос: как объяснить ребёнку то, как он появился на свет? Одни пускаются в сказочные рассуждения о капусте и аистах, другие предпочитают и вовсе отмолчаться, надеясь на то, что рано или поздно чадо само познает тайны деторождения. Вот только может возникнуть проблема: до маленького человека интимные подробности донесут дети со двора и «выбить» из детской головы пошлость и грубость окажется задачей нелёгкой.
Как же быть? Корреспондент «АиФ» побеседовала с сексологом Ильей Нухимовичем Комаровером, который по полочкам разложил необходимую для всех возрастных промежутков информацию о сексуальных взаимоотношениях.
- В первую очередь нужно чётко понимать, что объём информации о половых отношениях нужно давать ребёнку по частям и последовательно, в соответствии с его интеллектуальным развитием для того, чтобы у него сформировалось нормальное, здоровое восприятие действительности. Очень важно, чтобы информацию родители доносили вовремя, ничего не замалчивая и не утаивая, - объясняет врач-сексолог. - Нужно чётко представлять себе этапы сексуального становления человека. Первый из них, согласно учению З. Фрейда, развивается в 1 год жизни человека - это оральная фаза развития. На данном этапе малыш ещё не отождествляет себя с каким-либо полом, но уже получает удовольствие от того, что вкусно покушал. Именно на этом этапе формируется культ женской груди: ребёнок видит лицо матери или кормилицы, получает удовольствие от того, что сосёт молоко, грудь при этом ассоциируется с безопасностью, теплом и едой - оттого при взрослении люди уделяют груди особое внимание. Следующий этап - анальный - 2-4 года с момента рождения. Мать пытается приучить детей к горшку. Ребёнок встает на ноги- у него проявляется память, он начинает ассоциировать себя как личность, как индивидуум в семье, в которой он находится. Строится иерархия родственников и схема поведения. Третья- психосексуальная фаза- 3 - 5 лет, когда ребёнок знакомится с полом другого человека. В семье он заметил, что у мамы/папы/сестрёнки под одеждой не совсем то, что у него. К кому он обратится? К членам семьи. Что в этот момент может произойти? Например, кормилица А. Пушкина Арина Родионовна сказки рассказывала- «аист принёс, в капусте нашли»… Это неверно. На сегодня, отвечая ребёнку на вопрос «почему у мамы так, а у папы по-другому и откуда я появился?», нужно быть предельно честным. Мы ведь хотим, чтобы наши дети были разумными? Значит, необходимо говорить правду. Естественно, в примитивном, понятном для ребёнка формате, используя наблюдение и сравнение с животными.
- Выходит, что лучше сразу объяснить, что сначала ребёночек почти год жил в животике у мамы. Когда-то он был всего лишь точкой, потом вырос до яичка, чуть позже напоминал маленькую рыбку, потом превратился в динозаврика, со временем стал похож на котёночка, а родился хорошеньким человечком…
- Тактично отвечая на вопросы ребёнка, вы закладываете правильный фундамент, подчёркивая, что дети- плод любви, тем самым делая ребёнку «информационную инъекцию», которая убережёт его от негатива и похабщины. Не ругайте его за «неприличные вопросы». Его интерес к этой теме так же естественен, как, например, к тому, почему падают листья, но не валится с неба луна. В дальнейшем, в 5-6 лет, насмотревшись телевизора, дети пытаются друг друга поцеловать или ущипнуть. Приходит ребёнок и говорит, что поцеловал соседку. Необходимо спросить, понравилось ли ему. Он, скорее всего, ответит отказом и скажет, что там слюни, и это всё противно. Родителям следует объяснить, что когда он вырастит и полюбит эту девочку, как папа любит маму (здесь родители должны поцеловаться, чтобы у ребёнка картинка запечатлелась на всю жизнь), то поцелуй принесёт ему удовольствие, он может женится на этой девочке и у них тоже появятся дети, ведь они будут любить друг друга. Этим вы вакцинируете собственного ребёнка от грязи и гадости улицы, воспитывая его в правильном психофизиологическом понимании. Следующий этап начинается тогда, когда ребёнок приходит в школу - там мальчики и девочки делятся на компании, что совершенно нормально. Первые более активны, вторые спокойнее. Бывает и наоборот- дело в гормонах. Здесь в плане сексуального развития кардинальных перемен не происходит, дети до полового созревания особо полом не интересуются. Изредка они начинают проявлять повышенный интерес к своим половым органам. Как только ребёнок начинает мастурбировать, прежде всего, его нужно проверить на паразитов. Лечение несложное и для организма безвредное. Если вывести «квартирантов», то потребность прикасаться к половым органам и расчёсывать их, скорее всего, прекратится. Если же паразитов нет, а ребёнок продолжает мастурбировать, необходимо показаться сексологу. Может и консультация сексопатолога понадобится. Скорее всего, проблема возникает в мозгу - ребёнок уже почувствовал удовольствие от поглаживания или подёргивания половых органов - пока он это делает бессознательно, но удовлетворение уже получает. Люди, которые с детства самоудовлетворялись, вырастают стеснительными, любят уединяться… Наступает психологическая девиация- человек приспосабливается к искривленной действительности. Эти девиации и приводят к началу тех или иных психических и сексуальных расстройств.
- В школе происходят первые влюблённости. Как к этому относиться?
- В 5-7 классе половые гормоны ещё активно не работают, но дети уже вытягиваются, становятся физически сильнее- организм готовится к рывку, к взрослой работе эндокринной системы. Бывает, что у детей уже начинаются какие-то романтические отношения- это пока первичная стадия, некая сказка, которая будет точной копией того, что в детстве было услышано от мамы с папой. Здесь родителям нужно постараться подробнее рассказать о себе или посоветовать ему хорошую литературу- именно оттуда будет взят положительный пример романтических отношений: и девочки, и мальчики зачитываются рассказами и сказками, благодаря которым развивается интеллектуальная составляющая половых отношений.Следующий этап - наступление пубертатного периода. Происходит формирование взрослых половых органов, фигуры человека. Если на предыдущих этапах сексуального развития человека возникли девиации, важно их не усугубить. Мастурбирующий ребёнок в этом возрасте уже получает осознанное удовольствие и считает это лучшим в жизни. Он, конечно, попытается завести отношения с противоположным полом, но мастурбация для него всегда будет стоять на первом месте, так как это - самый лёгкий и быстрый способ получить удовлетворение. Нужно воспитывать подростка так, чтобы наивысшим счастьем были всё-таки сексуальные отношения, ведь только они могут привести к появлению детей.
- Начало пубертатного периода - это появление менструации у девочек и поллюций у мальчиков. Как ребёнку тактично и правильно объяснить происходящие в организме изменения?
- Родители обязательно обратят внимание на появление пятен на постельном белье мальчика. Всё то, что его волнует - симпатичная девочка или картинка в журнале, во сне вызывает приятные эротические сновидения, запускающие сексуальные ощущения, что и заканчивается поллюциями. Как правило, они быстро проходят. В этом периоде нужно занять ребёнка физическими нагрузками, спортом. Важно объяснить мальчику, что с ним происходит. Отец должен подойти и на простом примере рассказать об особенностях организма: «сын, ты превращаешься из мальчика в юношу, становишься постепенно похожим на меня, начинает работать система репродукции человека, которая в дальнейшем позволит завести ребёнка». Обязательно нужно подчеркнуть и то, что папа сына любит и всегда мечтал о нём, а в будущем надеется, что подросший ребёнок подарит ему внука или внучку- это исключит пошлое и неправильное восприятие подростком темы секса.
Маме девочек необходимо объяснить дочери процесс менструации, то, что никакого вреда от этого нет, снабдить ребёнка средствами гигиены и рассказать, что это явление ежемесячное. Стоит обратить внимание девушки на соблюдение гигиены и рассказать о рождении детей.
- Илья Нухимович, на общественных пляжах, в бассейнах нередко можно заметить мамочек, которые снимают с детей купальники и плавки, мотивируя это тем, что ребёнку нужно принять солнечную ванну. Насколько такой подход правильный?
- Ребёнок никогда не будет делать то, что он считает стыдным. Если малыш сопротивляется, значит его уже воспитали и рассказали начальную половую информацию. Не нужно насильно снимать купальные принадлежности. Объясните ему, что если он снимет плавки, то полностью загорит. Если же на пляже дети одеты, ни в коем случае не заставляйте раздеваться своего малыша. Пока восприятие одежды у него на уровне стадного инстинкта- все раздеты, разденусь и я. Если же рядом играющие дети в купальниках, то ваше чадо будет чувствовать себя очень неловко.
- При просмотре фильмов родители нередко закрывают ребёнку глаза на «пикантных» моментах. Нужно ли это делать?
- Конечно. Ограничение информации - это обязанность родителей. Режиссёр просто усиливает ту или иную составляющую ленты, не задумываясь о том, кто будет смотреть фильм. Конечно, есть возрастные ограничения, но если кино, скажем, 14+, а ребёнку 13 и на экране героиня сталкивается с первой менструацией, а у девочки её ещё нет, то подобная картинка может вызвать состояние шока. Ничего плохого в том, что родители закроют глаза ребёнку на каких-то коротких моментах, нет, вот только нужно обязательно сказать ему, что тот фрагмент кино ему видеть пока рано, но, скажем, через год он сможет посмотреть фильм полностью. Главное, через обещанное время снова к этому вернутся и, как вариант, показать ту сцену на мультиках. Ребёнок мультфильмы, как взаимоотношения людей, не воспринимает.
- В наше время дети вполне могут столкнуться с темой гомосексуализма. Они правильно воспитаны родителями, но те не донесли им, что в современном мире могут быть и однополые союзы. Как ответить на вопрос о том, почему образуются подобные отношения?
- Пассивные гомосексуалисты никакой опасности нашим детям не несут, успокойтесь. Однако, встречаются и те, кто пропагандирует такие отношения среди молодёжи. Это, конечно, нужно пресекать. Половые отношения всегда должны быть сопряжены с любовью, мы все мечтаем прожить жизнь с одним человеком и умереть в один день. Для ребёнка эта информация лишняя, но объяснять это нужно на уровне того возраста, в котором он задал вопрос.
- Чаще всего, подобное происходит в подростковом возрасте…
- Рассказать нужно спокойно и открыто. Это - сексопатология на уровне нашего общества, у гомосексуальной пары не будет потомства, так как они не смогут родить ребёнка… Если вы заложили фундамент, объяснили в раннем возрасте ребёнку о любви и появлении от этой любви детей, то он сам поймёт, что подобные отношения - не есть половая норма. Узаконивание таких союзов- это не проблема. Проблема в том, что однополые пары усыновляют детей, которые попадают под психологическое давление - у них формируется неверное понимание сексуальных отношений.
- Но созерцание подобных пар может и интерес вызвать. Нередко девочки хотят попробовать поцеловать девочку. Они вырастут гетеросексуальными, но на данном этапе им просто интересно повторить увиденное. Стоит ли родителям паниковать?
- Необходимо обратиться к специалисту. Семья может объяснить своим языком, но значительного эффекта добьётся едва ли. Родители могут и подзатыльник дать, ничего не объясняя. Доктор же, проанализировав поведение и слова вашего ребёнка, мягко и верно донесёт до него всю необходимую информацию.
- Илья Нухимович, стоит ли вернуть в школы уроки сексуального воспитания, классные часы?
- Я - не законодательный орган и не могу рекомендовать министрам как верно поступить. В стране нужно прислушаться к мнению большинства: решили, что уроки не нужны, во избежание скандалов их сняли. Значит, родители предпочли обучить детей самостоятельно - это их выбор. Если вы хотите чему-то научить ребёнка, то отправляете его в то учебное заведение, где этот предмет преподают.
- Можете ли посоветовать родителям какую-либо литературу, которой можно подкрепить знания ребёнка о сексуальном развитии?
- Любая книга, в оглавлении которой пропечатан возраст, соответствующий возрасту вашего ребёнка. Естественно, просмотрите её перед тем, как «подложить» для прочтения вашему чаду.
Источник: еженедельная газета Аргументы и факты-Кыргызстан, № 51
Комментарии