вторник, 10 декабря 2024
Почти Великий Туран: Почему ОТГ не способен стать равнозначной альтернативой ЕАЭС или ШОС

Народный репортер

Напишите нам

Кыргызстан / ПолитикаRSS

Почти Великий Туран: Почему ОТГ не способен стать равнозначной альтернативой ЕАЭС или ШОС

Почти Великий Туран: Почему ОТГ не способен стать равнозначной альтернативой ЕАЭС или ШОС

09 ноября 2024 07:29    Просмотров: 2020

Источник: МК-Азия

В Кыргызстане прошел XI саммит стран Организации тюркских государств (ОТГ). В нем помимо страны – хозяйки приняли участие Азербайджан, Казахстан, Турция, Узбекистан, а также представители стран-наблюдателей — Венгрии, Туркмении и частично признанного Северного Кипра.

В рамках этого мероприятия страны обсудили развитие зеленой экономики, увеличение взаимодействия между странами и войну в Палестине. По итогу было подписано 16 документов, включая Бишкекскую декларацию, направленную на сотрудничество в области развития, безопасности и экологической устойчивости, «Тюркское зеленое видение» и меморандум по созданию Совета по зеленым финансам для поддержки зеленой экономики. Также страны утвердили соглашение о цифровой экономике, создание Совета центральных банков для экономического роста и меморандумы по разработке большой языковой модели и сотрудничеству в космической сфере.

В общем, планы у организации грандиозные подчеркивает издание МК-Азия. Другой вопрос, насколько они осуществимы. Препятствия для их реализации есть как политического, так и экономического характера.

Уже давно ни для кого не секрет, что Реджеп Тайып Эрдоган пытается создать современный аналог Османской Империи —  Великий Туран, который по задумке турецкого президента охватит в том числе и территорию Центральной Азии. Ее, кстати, Стамбул уже переименовал в своих учебниках истории в Туркестан, то есть, если переводить дословно, в «Землю турок».

Однако вернемся к ОТГ. Это объединение строится на идее культурно-исторической общности и этнической принадлежности народов к тюркской цивилизации. Правда, в современном геополитическом раскладе такой подход не гарантирует успеха. Сегодня страны группируются на основе реальных стратегических интересов. Стремление обеспечить безопасность или расширить экономические возможности — куда более устойчивая база для всевозможных страновых объединений. Именно поэтому и существуют БРИКС, ЕАЭС, ШОС или ОДКБ.

В случае с ОТГ точки опоры для объединения слишком уж размыты — это союз лишен прочной экономической взаимозависимости или политической согласованности. Если говорить об экономических связях, то, например, объем товарооборота Кыргызстана со всеми странами ОТГ составляет всего 17,25%. Эту цифру можно было бы нарастить при наличии зоны свободной торговли и наличии товарно-логистических путей в обход России. Но в ОТГ формирование этой зоны пока даже не начиналось, хотя процесс сам по себе всегда достаточно долгосрочный.

Рассчитывать на турецкие инвестиции тоже не стоит. Финансово Стамбул сегодня несостоятелен, ведь экономика Турции замедлилась сильнее, чем ожидали аналитики, и даже оказалась на грани остановки. Кроме того, нужно понимать, что экономическое сближение с Турцией в рамках ОТГ может быть чревато для того же Кыргызстана определенными, не самыми полезными для страны, последствиями. Нашей республике, которая также состоит в ШОС и ЕАЭС придется распределить ответственность и согласовать тюркскую платформу с существующими интеграционными проектами во избежание конфликтов.

Так, в случае с ЕАЭС конфликт существует между Азербайджаном и Арменией, причем во время саммита президент Турции в своей речи открыто заявлял, что «Армения оккупировала эти территории в течение тридцати лет, и на этих территориях были оккупированы девять городов и сотни людей».

Что касается ШОС, то, казалось бы, что пока что на фоне мировой нестабильности, Турция и Китай забыли о разногласиях, связанных с уйгурами, и даже построили соединяющий страны транспортный коридор (Средний коридор). Однако, как долго это продлится, непонятно. Реджеп Тайип Эрдоган, который называет себя «отцом мусульманского мира», в любой момент может создать почву для конфликта.

Подобные прецеденты уже были Эрдоган уже ссорился с Си. Поводом стала якобы гибель народного уйгурского поэта Хейита в 2019 году. Тогда турецкий лидер стал активно переживать из-за подавления пекинскими властями уйгурского сепаратизма, что, казалось бы, странным, учитывая, что сами турки у себя дома, не стесняясь ущемляют курдов. К слову. поддержка турками уйгуров, по некоторым данным, не ограничивалась лишь словами. Злые языки утверждают, что турецкая правоэкстремистская группировка «Бозкурт» («Серые волки»), символический жест которых так любит демонстрировать на массовых мероприятиях Эрдоган, участвовала в подготовке террористических актов на территории Поднебесной.

Странам ОТГ такие внешнеполитические выверты турецкого президента ничего хорошего не сулят. По крайней мере три из них граничат с Китаем, а точнее с Синьцзян-Уйгурским автономным округом, который Турция, похоже, мечтает превратить в зону конфликта. Для нас это вполне может означать, что Кыргызстан станет полигоном для подготовки уйгурских боевиков, что естественно, не понравится Китаю. В целом, попытки укрепления влияния Турции в странах ОТГ могут негативно сказаться на их независимости и идентичности. Предпосылки к этому создают, в том числе, разговоры о переходе на единый тюркский алфавит, который состоит из латиницы. Это создало бы непреодолимый разрыв между поколениями, а также уничтожило бы весь культурно-исторический контекст существования тех же кыргызов, как отдельной нации.

По сути, турки с их Великим Тураном, предтечей которого и является ОТГ, стремятся лишь создать единое языковое и культурное пространство, где они станут неоспоримыми лидерами. А такие тонкости, как национальные особенности других народов, им не интересны. Они должны будут раствориться в новой Османской Империи.

В конечном итоге, Организация тюркских государств - площадка хоть и амбициозная, но не устойчивая. Поддержание баланса между культурной близостью и стратегическими интересами потребует значительных усилий от стран-участниц, особенно в условиях давления со стороны более мощных игроков, таких как Турция и ее хозяева. Да-да, те, кто наивно считают «султана» Эрдогана независимым геополитическим игроком, заблуждаются. Сегодня наш регион снова оказался в эпицентре Большой Игры и Турция, как и сто с лишним лет назад остается марионеткой Великобритании.

Я рекомендую 1 + Поделиться
Нравится

Самое интересное

Комментарии

Другие новости

26 июня 2024 16:10

Кыргызстан укрепляет сотрудничество с Европейским Союзом

25 июня в Брюсселе Европейский Союз и Кыргызская Республика подписали Соглашение о расширенном партнерстве и сотрудничестве (СРПС), что стало важной вехой в укреплении двусторонних отношений.

02 июня 2024 16:38

Глава Кабинета Министров Акылбек Жапаров с рабочим визитом посетит Республику Беларусь

Председатель Кабинета Министров-Руководитель Администрации Президента Кыргызской Республики Акылбек Жапаров 3-4 июня текущего года с рабочим визитом посетит Республику Беларусь.

Обзоры

 Елена Короткова 

ВЕТЕР КОНСТИТУЦИИ

Вторая версия Конституции Кыргызстана должна поступить в парламент, но ряд юристов считает: документ еще сырой и это опасно

 Андрей Русаков 

А ЧТО ВЫБИРАЕМ?

Как ни удивительно, но предстоящие выборы президента Кыргызстана не представляют большой интриги...

 Александр Кацев 

НЕ ЮАНЕМ ЕДИНЫМ...

КНР – это что?! Это наша страна. Почему? А если присоединить большую страну к нам? Может быть и рождаемость резко повысится? Будем их умножать на нас. Удобно.

О стране

Кыргызстан (Киргизия) - высокогорная страна.

После распада СССР, 31 августа 1991 года Кыргызстан объявлен независимым государством. 5 мая 1993 была принята Конституция республики. Кыргызстан занимает площадь 198.5 тысяч км². Границы Кыргызстана с Казахстаном, Узбекистаном, Таджикистаном и Китаем проходят главным образом по горным хребтам и рекам гор Тянь-Шаня. И именно горы занимают почти три четверти территории Кыргызстана.


Кыргызстан - многонациональное, унитарное государство. В административном отношении территория Кыргызстана делится на 7 областей: Баткенская, Джалал-Абадская, Нарынская, Ошская, Таласская, Чуйская и Иссык-Кульская. Каждая область подразделяется на районы. По республике в целом насчитывается 40 административных районов, 22 города. Районы делятся на 429 сельских айыльных кенешей.

Столица республики - город Бишкек.