пятница, 19 апреля 2024
Центральноазиатский информационный портал «News-Asia». Новости Центральной Азии: Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана, Таджикистана, Туркменистана и Китая

Народный репортер

Напишите нам

У нас в гостях

Искендер Алиев, основатель и руководитель общественного объединения «Велосообщество»

Бишкек захлестнула мода на велосипеды, и число велосипедистов постоянно растет. В связи с этим власти столицы строят смелые планы по расширению велосипедной инфраструктуры. Однако дороги по-прежнему забиты автомобилями, а любителям железного коня приходится петлять между пешеходами, так как специализированных для двухколесного транспорта дорожек в столице катастрофически мало.Несмотря на отсутствие надлежащих условий для велосипедистов, двухколесная революция не только не сбавляет своих оборотов, но и находит новых сторонников. Однако пока велолюбителям особо не рады ни на проезжей части, ни на тротуарах.

Корреспондент  News-Asia встретилась с основателем и главой ОО «Велосообщество»  Искендером Алиевым, и узнала у него об отношении правительства к велосипедистам, а также о том, какие шаги предпринимает сообщество для развития и популяризации велосипедного движения в столице.

По словам гражданского активиста, у автомобильного транспорта в стране нет полноценной альтернативы, люди сильно зависят от маршрутных такси и личных авто. К примеру, стоило водителям микроавтобусов в начале апреля 2018 года всего на день не выйти на маршрут, как в столице сразу же случился транспортный коллапс . Как подчеркивает Искендер Алиев, такие средства передвижения неэффективны в условиях города, потому что занимают много места и отрицательно сказываются на экологии.

- Велоинфраструктура у нас практически не развита, а условия безопасного движения на дорогах оставляют желать лучшего. Допустим, мне помогает передвигаться на велосипеде водительский опыт. Я знаю, как ведут себя на дорогах автомобилисты, пешеходы, на что нужно обращать внимание, - отмечает велосипедист. - Сейчас в городе огромное количество автомобилей, и чиновники решают, что лучше расширить дороги, срубить деревья, построить больше парковок. Никто не задумывается об альтернативном решении проблемы. Такая же ситуация у наших ближайших соседей. Однако, согласно статистике ВОЗ, наша республика стоит на втором месте по смертности в ДТП после России. На третьем месте – Казахстан. В прошлом году мы проводили конференцию, чтобы инициировать проект «Устойчивый транспорт», его аналог уже три года работает в Казахстане: строятся велодорожки, в процессе активно участвует гражданский сектор, есть экспертная поддержка. Мы хотели внедрить такой проект и у нас. Пригласили представителей посольства велоспорта Голландии, казахстанских коллег, а также местных чиновников и международные организации. Но, к сожалению, конструктивного диалога с властями не получилось.

- Что в республике мешает велодвижению развиваться?

- На велосипедизацию влияет множество факторов, среди них коррупция, низкий уровень образования и местный менталитет, который не позволяет принять новшества. Наша организация занимается не только продвижением велосипедного транспорта, мы придерживаемся целей устойчивого развития, работаем над различными городскими проектами, в том числе, касающихся экологии, приобщаем людей к здоровому образу жизни.

- Искендер, как у нас обстоят дела с велодорожками?

- Несколько лет назад велосообщество КР инициировало детальный проект строительства велодорог, который прошел согласование в технических надзорных органах и готов к реализации. Веломаршрут будет начинаться в 12-м микрорайоне от улицы Токомбаева (Южная магистраль), затем вдоль реки Ала-Арчи дойдет до Медерова, потом до Байтик Баатыра, а дальше свяжется с проспектом Эркиндик и дойдет до проспекта Чуй (площадь «Ала-Тоо»). Проект охватит около 12 км, он находится в городской администрации, необходимо только одобрение и финансирование, но дело стоит на месте. Сейчас мэрия объявила, что будет строить велодорожки длиной 18 км на проспекте Манаса/Айтматова. Однако у людей возникает вопрос - а где собираются строить велосипедную дорожку, если уже бордюры поставили? Придется ломать то, что уже построено, опять налицо нерациональное использование денег. Мы пришли к выводу, что нужно воплощать идеи в жизнь самостоятельно, привлекать международные сообщества, хотя это тоже задача не из легких. Люди привыкли организовывать конференции, на которые уходит от 2-4 тысяч долларов США. На эти деньги можно осуществить хорошую медиа-компанию, интересные уличные акции с вовлечением населения, а не просто для галочки.

- В чем,на ваш взгляд,  плюсы велосипедного транспорта для нашей страны?

- У велосипеда, как альтернативы транспорта, большие преимущества. К примеру, скорость передвижения на велосипеде и на машине по городу в условиях пробок уже сравнялась. К тому же сейчас большая зависимость от маршруток, да и цены на бензин растут. Конечно, есть и минусы, в первую очередь, это небезопасность движения. В прошлом году мы реализовали проект «Культур-Мультур», привлекли волонтеров, актеров-мимов, они выходили на улицы и жестами показывали пешеходам и водителям, как нужно вести себя на дорогах. У нас есть идея сделать людей видимыми на дороге, то есть разработать светоотражающие сигнальные элементы. После мы хотим показать их школьникам - основной фокус-группе, потому что здесь важен элемент модности, чтобы дети цепляли на одежду эти изделия. В планах выпустить серию видеороликов о потенциальных опасностях нарушения ПДД, о культуре дорожного движения. Чем больше людей будет ездить на велосипедах, тем значительнее возрастет показатель безопасности на улицах. Мы не просто уговариваем пересесть на велосипеды, а стараемся создать для этого благоприятную среду.

 

Задать вопрос

Другие гости

Гульбара Уматалиева: «Женщины умеют, хотят и будут играть в футбол»

Главный тренер женских футбольных команд Гульбара Уматалиева в беседе с корреспондентом News-Asia поразмышляла о роли женщины в футболе, а также поделилась подробностями своей карьеры.

Обзоры

 Владимир Банников 

БИОЛОГИЧЕСКОЕ ОРУЖИЕ В СТРАНАХ ЦА

США планируют разместить биолаборатории, вывезенные с Украины, в Казахстане.

 Белек Сарымсаков 

КОГДА БИШКЕК СМОЖЕТ ДЫШАТЬ?

Как сделать город узнаваемым, удобным и благоприятным для проживания?

 Андрей Русаков 

ДВЕ СТОЛИЦЫ ШОС

Отмечена роль проведения Саммитов Глав государств ШОС в превращении Екатеринбурга и Самарканда в крупнейшие мегаполисы континента.

О стране