пятница, 26 апреля 2024
Школа, которая калечит: как обучение в перегруженных школах Бишкека отражается на здоровье учеников?

Народный репортер

Напишите нам

Кыргызстан / ПроисшествияRSS

Школа, которая калечит: как обучение в перегруженных школах Бишкека отражается на здоровье учеников?

Школа, которая калечит: как обучение в перегруженных школах Бишкека отражается на здоровье учеников?

22 октября 2018 14:38    Просмотров: 14171

Источник: Аргументы и факты-Кыргызстан

Елена Короткова, © News-Asia

Пока идут споры о том, какие учебники и программы использовать в школах Кыргызстана и какие языки изучать, и в каком объеме, медики говорят о том, что реформы образования КР нужно начинать совсем с другого боку. А именно – с обеспечения школьников надлежащими условиями обучения, которые не вредят их здоровью. Сейчас же обучение в государственной школе Бишкека чревато для ребенка его потерей или вредом виной тому большая скученность в классах и несоответствие школ стандартам СаНПиН. Вызванное как изначальными нарушениями при строительстве, так и тем, что объектов для среднего обязательного образования в Бишкеке просто недостаточно, как бы радостно не рапортовали в Минобрнауки о том, что школы строятся, заполняются  и все в этом отношении в порядке.

-  В 2017/18 учебном году в школах занимались 150 157 учащихся при проектной мощности на 78205 мест, т.е. отмечается переуплотненность на 192%, -  говорит Артур Буюклянов, главврач столичного Центра госсанэпиднадзора. -  Комплектация классов на 2017/18 учебный год была проведена без учета гигиенических требований и санитарных норм. При норме наполняемости классов не более 25-30 учащихся, классы посещали 35-45 детей, особенно в начальных классах. Также, увеличилось количество класс-комплектов, что превысило вместимость общеобразовательных организации, предусмотренных проектом. Учебные классы оборудуются в цокольных этажах, что запрещается санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами. Согласно пункту 27 СаНПиН «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях» приложение 6, утвержденному ПП КР №201 от 11.04.2016г., не допускается использование цокольных этажей и подвальных помещений под учебные помещения, кабинеты, лаборатории, мастерские, помещения медназначения, спортивные, танцевальные и актовые залы. Школы строятся без учета количества детей, проживающих на территории,  закрепленной за школой. В связи с чем, в школах увеличивается количество учащихся в 2 раза от проектной мощности и приводит к неправильной расстановке учебной мебели, переуплотненности в классах и другим нарушениям. Наблюдается и недостаточность  посадочных мест в обеденных залах, санитарных приборов (унитазы, раковины для мытья рук)… Несоответствие строящихся новых школ требованиям СаНПиНа связано с тем, что при проектировании и строительстве школ с пищеблоками не направляются для экспертизы проекты и технологические части проектов в органы Госсанэпиднадзора. Это приводит к несоблюдению требований по набору помещений, поточности, количеству сантехнического оборудования, мебели и т.д., что в дальнейшем негативно сказывается на здоровье детей. Учебные расписания в школах города, гимназиях, лицеях составляются без учета гигиенических требований, не учитывается сложность предметов и чередование, на первые и последние уроки ставят трудные предметы, допускаются 7-е и сдвоенные уроки, сокращение времени на перемены между уроками. Также допускается начало учебного процесса с 7.30. часов в ряде школ,  в школах из-за переуплотненности в классах дополнительно устанавливаются парты, в результате сокращаются расстояния между первыми рядами парт и классной доской, между последними партами и задней стеной, не соблюдается расстояние между рядами парт. В некоторых школах за партами, рассчитанных на 2 человека, рассаживают по трое учащихся, а учебная мебель не соответствует росту и возрасту учащихся. Все вышеперечисленные нарушения негативно отражаются на состоянии здоровья детей, что подтверждается результатами медицинского осмотра.

Результаты, к слову, весьма плачевны. По данным ведомства в 2017 году лидировали, как нетрудно догадаться, нарушения осанки (показатель   47,8 на 1 тыс. учащихся), нарушения зрения (41,6 на 1 тыс. учащихся), топ-3 замыкает сколиоз – 23,9 на 1 тыс. учащихся.  В числе наиболее частых патологий учащихся в школах бишкекчан так же есть проблемы с ЦНС (16,6 показателей на 1 тыс. человек) и эндокринные заболевания (13.0 показателей на 1 тыс. школьников). Есть и другие негативные последствия – рост инфекционных заболеваний. Эпидемиологи отметили в минувшем году рост случаев острой кишечной инфекции (101 случай в 2017 году против 88 случаев в году 2016-м), ветряной оспы (495 случаев против 457 в 2016 году) и эпидемического паротита (37 случаев против 21 случая в 2016 году).  Зато по еще двум излюбленным позициям «школьных инфекций» - вирусному гепатиту «А» и скарлатине медики зарегистрировали снижение (266 случаев в 2017 году вместо 289 случаев в 2016-м и 11 случаев в 2017 году вместо 45 случаев в 2016 году соответственно). Данных по году 2018-му пока нет, исследование состояния здоровья и заболеваемости школьников продолжается, однако можно предположить, что лучше они, увы, не станут, а если и станут, то ненамного. А вопрос о том, должно ли государство заботиться о том, в каких условиях получают образование граждане республики, чье здоровье - часть будущего Кыргызстана, и должно ли оно компенсировать нанесенный растущим организмам в школах вред – остается открытым.

Я рекомендую 0 + Поделиться
Нравится

Самое интересное

Комментарии

Другие новости

29 марта 2024 13:41

В Бишкеке совершено очередное нападение на контролера

Ситуация вышла за пределы разговора и переросла в физическое нападение на сотрудника общественного транспорта.

27 марта 2024 18:57

В Кыргызстане бандиты из Азербайджана готовили покушение на руководство страны

Пять членов транснациональной организованной преступной группировки, предположительно, планировавшие покушение на руководство Кыргызстана, были задержаны в Бишкеке.

Обзоры

 Елена Короткова 

ПОНРАВИЛАСЬ.УКРАЛ.УБИЛ.

Похищение для насильственного вступления в брак и убийство Айзады Канатбековой в Кыргызстане раскололо общество, но не смогло остановить других похищений девушек

 Елена Короткова 

Вопиющие факты

Прежний владелец отеля «Пинара», Фехим Ениже, спонсировал террористов на Ближнем Востоке, но власти республики игнорируют этот факт

 Елена Короткова 

КОМУ ЗАКОН НЕ ПИСАН?

«АиФ» предлагает вспомнить громкие ДТП последних лет и проследить, кому из их участников и виновников закон оказывался не писан, а если и писан, то не читан или неправильно трактован

О стране

Кыргызстан (Киргизия) - высокогорная страна.

После распада СССР, 31 августа 1991 года Кыргызстан объявлен независимым государством. 5 мая 1993 была принята Конституция республики. Кыргызстан занимает площадь 198.5 тысяч км². Границы Кыргызстана с Казахстаном, Узбекистаном, Таджикистаном и Китаем проходят главным образом по горным хребтам и рекам гор Тянь-Шаня. И именно горы занимают почти три четверти территории Кыргызстана.


Кыргызстан - многонациональное, унитарное государство. В административном отношении территория Кыргызстана делится на 7 областей: Баткенская, Джалал-Абадская, Нарынская, Ошская, Таласская, Чуйская и Иссык-Кульская. Каждая область подразделяется на районы. По республике в целом насчитывается 40 административных районов, 22 города. Районы делятся на 429 сельских айыльных кенешей.

Столица республики - город Бишкек.